122-мм гаубица обр.1910/30 гг

5 мин.

Саратовский парк Победы

В те времена, когда хрустела французская булка и звучали вальсы Шуберта (почему не Штрауса, кстати?), главным по тарелочкам по артиллерии в Российской империи был некий Сергей Михайлович Романов. Генерал-инспектор артиллерии и начальник Главного артиллерийского управления.

Высоких должностей и генеральских званий Сергей Михайлович достиг, конечно же, исключительно своими талантами, а не тем, что был великим князем и двоюродным дядей императора Николая II. (Кстати, занятно, но племянник-император был на год старше своего дяди-великого князя. Зато, дядя пережил своего двоюродного племянника. На целый один день).

По итогам Русско-Японской войны армейское командование решило, что трёхдюймовая «коса смерти» со своей шрапнелью это, конечно, хорошо, но мало. Полевой артиллерии надо добавить чего-нибудь посолидней. А давайте забацаем 48-линейную полевую гаубицу? А давайте. (Одна линия, как известно, это одна десятая дюйма. А дюйм у нас равен 2,54 мм. Соответственно, скажем, мосинская трёхлинейка имела калибр 7,62 мм, а сорокавосьмилинейная гаубица – 121,92 мм).

122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Товар лицом. 122-мм гаубица обр.1910/30 гг.

Сравнили три конструкции, отечественную, немецкую фирмы «Крупп» и французскую фирмы «Шнейдер». И выбрали немецкую. И под наименованием «48-линейная полевая гаубица системы Круппа обр. 1909 г.» запустили в производство на петербургском частном Путиловском заводе. Хорошо? Как бы ни так!

Тут вскинулся великий князь Сергей Михайлович. «А Шнейдер? Почему не Шнейдер?»

Злые языки утверждают, что принятие на вооружение крупповской гаубицы прошло без его участия, потому, как «их высочество в европах отдыхать изволили-с». Зато, по возвращении к делам, великий князь продавил решение о принятии на вооружение второй 48-линейной гаубицы, французской. И под обозначением «48-линейная полевая гаубица системы Шнейдера обр. 1910 г.» её тоже запустили в производство, на петербургском казённом Обуховском заводе.

122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Подобные «типовые» металлические колёса начали ставить после 1937 года. До того колёса были деревянные, спицованные, с металлическими шинами. У новых колёс шины не пневматические, они заполнены «губчатой резиной».

Лоббирование, коррупция в самых верхах и даже в императорской семье? Ну что вы, не может быть. А то, что шнейдеровское орудие прозвали «гаубицей системы Кшесинской», так то всё злые языки.

(Кто такая Матильда Кшесинская, профессиональная великокняжеская любовница и, по совместительству, балерина, подробно рассказывать, я думаю, не надо. На тот момент от Николая она уже досталась Сергею Михайловичу, а по выбытии последнего, перешла к великому князю Андрею Владимировичу, двоюродному брату Николая и двоюродному племяннику Сергея Михайловича. А вот какое отношение Кшесинская имела к артиллерии, финансовым потокам и госзаказам империи – это вопрос).

122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Лафет однобрусный, без подрессоривания. Сошник для мягкого грунта здесь откинут, и вместо того, чтобы зарыться в землю, упирается в асфальт, приподняв всю систему.

В общем, чёрт с ней, с коррупцией, но получилось так, что в России практически одновременно стали параллельно производить две артиллерийские системы, одинаковые по характеристикам и назначению, но заметно различающиеся конструктивно. И вплоть до крушения империи такое параллельное производство продолжалось. При том, что Российская империя в индустриальном плане была откровенно слабым и отсталым государством. Умом Россию не понять.

(К сожалению, подобный подход был не только в России, которую мы потеряли. В Советском Союзе, который мы тоже потеряли, скажем, шло одновременное параллельное производство трёх типов ОБТ, сходных по возможностям, но различающихся по конструкции – Т-64, Т-72 и Т-80. И кстати, в России, которую мы пока ещё не потеряли, петрушка с ОБТ продолжается – на вооружении имеются Т-72, Т-80, Т-90 и свеженький Т-14. Доколе?).

Однако вернёмся к нашим гаубицам.

122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Тут видно, что сошник всё-таки воткнулся в асфальт. Штука над ним, сложенная на станину – правИло. Ухватившись за него соответствующие номера артиллерийского расчёта доворачивали орудие по горизонтали.

После окончания Гражданской войны и какого-никакого налаживания и устаканивания жизни, у армейского начальства дошли руки и до царских гаубиц. Которые где-то с 1917-1918 года если и выпускали, то считанными единицами.

С гаубицами поступили следующим образом: во-первых, их переименовали. Линии заменили на миллиметры, а слова «полевая» и «системы такой-то» просто убрали. Осталось «122-мм гаубица обр.1909 г.» и «122-мм гаубица обр.1910 г.».

Во-вторых, производство перенесли в Пермь, на Мотовилихинские заводы.

И в-третьих и главных – оставили в производстве только «гаубицу системы Кшесинской». Крупповская, образца 1909 года, никуда из войск не делась и продолжала эксплуатироваться, но изготавливать стали только шнейдеровскую, образца 1910 года.

122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Без поворачивания орудия вручную, угол горизонтальной наводки был всего 4 градуса. По вертикали ствол поднимался на 43 градуса.

Время шло, вооружение устаревало, требования росли, военным хотелось чего-то нового. Но далеко на всё новое потянула отечественная промышленность. Что-то мудрили сами, что-то брали у немцев. Военное сотрудничество с Веймарской республикой коснулось и 122-мм гаубиц. Но… «Не смогла я, не смогла». И пока шло совмещение возможностей с желаниями, решили имеющиеся старые гаубицы модернизировать.

Главная претензия была к недостаточной дальнобойности. Сделали новый снаряд «дальнобойной формы». А у него запоясковая часть длинная, занимает много места в каморе орудия и старыми зарядами стрелять проблематично – надо использовать уменьшенный заряд, а то орудие может быть повреждено.

Камору удлинили на один калибр, расточив ствол. Ага. Но с новыми снарядами-зарядами возросла отдача. Пришлось упрочнять лафет, подъёмный механизм, противооткатные устройства. Ну и до кучи поставили новый прицел, раз дальность стрельбы возросла и боеприпасы новые.

122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Люлька, по которой откатывается ствол. Затвор поршневой. Боеприпасы раздельно-гильзового заряжания. Выкидывая из гильзы лишние пучки пороха регулировали мощность метательного заряда.

Для отличия модернизированных элементов от исходных (а использовать «новый» ствол со «старым» лафетом и противооткатными устройствами не допускалось), ввели обязательную маркировку для «новых» – на стволе выбивали «удлинённая камора», на лафете – «упрочнённый», на противооткатных устройствах – «обр.1910/30 гг.».

122-мм гаубица обр.1910/30 гг
«Удлинённая камора» и «122 мм 10/30 г.» читаемы, ниже, за пределами фотографии, изрядно залито краской. С трудом там можно разобрать правую колонку: год изготовления – «1940» и «вес без замка 389 кг». Слева должен быть номер орудия и вес с замком.

Получившееся орудие назвали «122-мм гаубицей обр. 1910/30 гг». И в таком виде выпускали до 1941 года. (Последний год-два выпуск шёл параллельно с орудием нового поколения – 122-мм гаубицей обр. 1938 г., более известной под заводским индексом М-30). Да, кроме выпуска новых, уже имевшиеся гаубицы образца 1910 года модернизировали, переделывали, доводя до уровня обр.1910/30 гг.

122-мм гаубица обр.1910/30 гг
Почувствуйте разницу. Одна из многочисленных М-30 установленных в Саратовском Парке Победы.

Что до крупповской гаубицы, её тоже модернизировали, по той же схеме. Имевшиеся в войсках орудия постепенно переделали, модернизированный образец обозначался как «122-мм гаубица обр.1909/37 гг.».

Шнейдеровскую гаубицу занесло даже в самоходную артиллерию – её ставили на самоходку СУ-5-2 на шасси лёгкого танка Т-26. Правда сделали таких самоходок всего тридцать штук и никакого следа в истории они не оставили.

122-мм гаубица обр.1910/30 гг
122-мм гаубица обр.1910/30 гг.

Несмотря на свою устарелость, 122-мм гаубица обр.1910/30 гг. прошла всю Великую Отечественную, хоть и оттеснённая более новыми орудиями на вторые роли. Ну а потом конструкцию, разработанную ещё до Первой Мировой, наконец сняли с вооружения.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ