ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Северная Африка, Ливия, зима 1940/1941 года
Не самое приятное для итальянской армии время – англичане давят, 22 января 1941 года взят Тобрук, итальянские войска отступают, сдаются, бегут, бросая всё. Роммель с Немецким Африканским корпусом появится только в феврале. С его прибытием побегут уже англичане, и «африканские качели» так и будут раскачиваться туда-сюда до мая 1943 года.
Итальянская 5-я воздушная эскадра несёт ощутимые потери от английской авиации, бипланы CR.42 «Falco» уступают английским «Харрикейнам» по всем статьям. И это при том, что Hawker Hurricane Mk.I отнюдь не был вершиной авиаконструкторской мысли. А вот итальянский «Фалько» вполне был, но… уже устарел. Более современные итальянские монопланы, MC.200 Saetta, G.50 Freccia, хоть и несли «красивые» названия – «молния», «стрела» — тоже отнюдь не блистали.
И всё же итальянским «соколам» иногда удавалось побороть английский «ураган».
29 января 1941 года пилоты из 23-й группы летавшей на «Фалько», только-только сумевшей восстановить боеготовность (тремя неделями ранее в её составе не было ни одного исправного самолёта), сбили над своей территорией «Харрикейн» из состава британской 208-й авиаэскадрильи. Его пилот, флай-офицер Бенсон, погиб.
Система званий в RAF – Королевском Воздушном Флоте – вычурна и неудобопонятна, как и многое «традиционное» британское. Флай-офицер – это старший лейтенант, а вот флайт-лейтенант – уже капитан, майор же вовсе – скуадрон-лидер. У итальянцев, в их тоже «королевских» Regia Aeronautica, было попроще – «тененте» — лейтенант, «маджоре» — майор, «капитано», ожидаемо, капитан.
В остатках разбившегося самолёта Бенсона итальянцы нашли вымпел с сообщением о судьбе итальянского лётчика Чезаре Сирони. В 23-й группе он числился пропавшим без вести 24 января. Англичанин собирался сбросить вымпел с сообщением о его гибели над итальянским расположением, но был сбит сам.
На следующий день пилоты 23-й группы сбросили над британскими позициями вымпел с извинениями, а флай-офицер Бенсон был похоронен итальянцами со всеми воинскими почестями.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ
Восточный Фронт, Крым, весна 1944 года
Перелом уже наступил, но немцы отступают медленно, с боями, огрызаясь и цепляясь за каждый клочок земли. До обрушения фронта в Белоруссии ещё несколько месяцев, на севере и юге – упорные бои.
8 апреля 1944 года начинается Крымская наступательная операция. (Из «десяти сталинских ударов» — это третий). То, что не удалось сделать с Манштейном и его 11-й армией зимой сорок первого, стало вполне осуществимо весной сорок четвёртого с 17-й армией.
Извечными немецкими «пожарными командами», призванными затыкать дыры в трещавших фронтах, стали не только подвижные (танковые и мотопехотные) сухопутные соединения, но и ударные авиационные части. Уже 10 апреля в Крым прибывают два специализированных авиационных противотанковых отряда – 10.(Pz)/SG3 (на «юнкерсах» и 10.(Pz)/SG9 (на «хеншелях»).
У первого отряда на вооружении были бывшие пикировщики Ju 87 с подвешенными под плоскостями крыла двумя бывшими зенитными, а ныне противотанковыми 37-мм пушками.
На такой «каноненфогель» — «птичке с пушкой» — пересев с обычного пикировщика, летал, кстати, тот самый Ганс Ульрих Рудель, единственный кавалер Рыцарского Железного креста с мечами, бриллиантами и золотыми дубовыми листьями.
Второй отряд летал на Hs 129B – единственных в Люфтваффе специализированных штурмовиках. На них за годы войны чего только не устанавливалось, вплоть до 75-мм противотанковой пушки, но более-менее стандартным для весны сорок четвёртого, помимо пулемётов и 20-мм пушек в фюзеляже, была 30-мм пушка в гондоле под фюзеляжем.
Конечно, летать на таких неманёвренных, медленных и перетяжелённых машинах было крайне тяжело, но, вот избитая истина, в руках опытных пилотов они были серьёзным оружием. Что с того, что у Т-34 толстые наклонные лобовые бронелисты, которые тридцатисемимиллиметровка «не берёт». Обстреляют-то его из самолёта сверху-сзади, по самым уязвимым местам. И уж если попадут…
По официальным немецким данным, уже за первые три дня боёв в районе Феодосии отряд на «хеншелях» подбил 82 советских танка. В реальности, конечно, меньше. У лётчиков-истребителей всех стран личные счета преувеличены в два-три а то и четыре раза, почему же лётчики-противотанкисты должны отставать?
Сколь не «набивали» свои счета немцы, советское наступление продолжалось, «хеншили» перевели в Севастополь. У наших с авиационной поддержкой было вполне неплохо, немцев бомбили и штурмовали вовсю. Естественно, советская авиация била не только по пехотным позициям, транспортным колоннам и тыловым объектам, доставалось и немецким аэродромам.
15 апреля 1944 года по аэродрому, на котором базировались «хеншели» отряда 10.(Pz)/SG9, ударили советские Ил-2. Один из штурмовиков был сбит зенитками и совершил вынужденную посадку рядом с аэродромом. Или, проще говоря, упал, но не разбился.
«Илы» к концу войны атаковали с малых высот с пологого пикирования и уходили от цели низко, на бреющем. Да и вообще, Ил-2 был машиной довольно крепкой, даже не смотря на то, что с началом войны дюраль в его конструкции заменили на дерево. Двигатель и пилот были защищены стальной бронёй, плохо было только стрелку – задумывавшийся двухместным, в серию Ил-2 пошёл одноместным, и вместе с воздушным стрелком убрали и его защиту. Когда же, накопив опыт и непрерывно неся потери из-за неприкрытой задней полусферы, стрелка вернули, бронировки у него уже не было.
Вскочив в аэродромный автомобиль, с молодецким посвистом и улюлюканьем, к свалившемуся русскому самолёту помчались лётчики немецкого отряда – обер-фельдфебель Эрхардт Диттрих и фельдфебели Антон Беккер и Генрих Михальчак.
У Диттриха к тому времени на личном счету уже было более ста боевых вылетов, 37 уничтоженных танков, 13 орудий, за сотню автомобилей и даже два самолёта. Ну как тут не украсить послужной список ещё и взятым в плен русским пилотом?
Но когда немцы подъехали к месту падения «Ила», его пилот начал отстреливаться из личного оружия. Диттрих и Беккер были убиты, Михальчак ранен. Последним патроном русский лётчик застрелился.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года. Специализируется на игрушках и военной истории второй мировой войны
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com