Два мира – одна война

4 мин.

авиация второй мировой войны
Hurricane Mk.I

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

Северная Африка, Ливия, зима 1940/1941 года

Не самое приятное для итальянской армии время – англичане давят, 22 января 1941 года взят Тобрук, итальянские войска отступают, сдаются, бегут, бросая всё. Роммель с Немецким Африканским корпусом появится только в феврале. С его прибытием побегут уже англичане, и «африканские качели» так и будут раскачиваться туда-сюда до мая 1943 года.

Итальянская 5-я воздушная эскадра несёт ощутимые потери от английской авиации, бипланы CR.42 «Falco» уступают английским «Харрикейнам» по всем статьям. И это при том, что Hawker Hurricane Mk.I отнюдь не был вершиной авиаконструкторской мысли. А вот итальянский «Фалько» вполне был, но… уже устарел. Более современные итальянские монопланы, MC.200 Saetta, G.50 Freccia, хоть и несли «красивые» названия – «молния», «стрела» — тоже отнюдь не блистали.

И всё же итальянским «соколам» иногда удавалось побороть английский «ураган».

29 января 1941 года пилоты из 23-й группы летавшей на «Фалько», только-только сумевшей восстановить боеготовность (тремя неделями ранее в её составе не было ни одного исправного самолёта), сбили над своей территорией «Харрикейн» из состава британской 208-й авиаэскадрильи. Его пилот, флай-офицер Бенсон, погиб.

Система званий в RAF – Королевском Воздушном Флоте – вычурна и неудобопонятна, как и многое «традиционное» британское. Флай-офицер – это старший лейтенант, а вот флайт-лейтенант – уже капитан, майор же вовсе – скуадрон-лидер. У итальянцев, в их тоже «королевских» Regia Aeronautica, было попроще – «тененте» — лейтенант, «маджоре» — майор, «капитано», ожидаемо, капитан.

В остатках разбившегося самолёта Бенсона итальянцы нашли вымпел с сообщением о судьбе итальянского лётчика Чезаре Сирони. В 23-й группе он числился пропавшим без вести 24 января. Англичанин собирался сбросить вымпел с сообщением о его гибели над итальянским расположением, но был сбит сам.

На следующий день пилоты 23-й группы сбросили над британскими позициями вымпел с извинениями, а флай-офицер Бенсон был похоронен итальянцами со всеми воинскими почестями.

авиация второй мировой войны
MC.200 «Saetta», Северная Африка, 1942 год

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

Восточный Фронт, Крым, весна 1944 года

Перелом уже наступил, но немцы отступают медленно, с боями, огрызаясь и цепляясь за каждый клочок земли. До обрушения фронта в Белоруссии ещё несколько месяцев, на севере и юге – упорные бои.

8 апреля 1944 года начинается Крымская наступательная операция. (Из «десяти сталинских ударов» — это третий). То, что не удалось сделать с Манштейном и его 11-й армией зимой сорок первого, стало вполне осуществимо весной сорок четвёртого с 17-й армией.

Извечными немецкими «пожарными командами», призванными затыкать дыры в трещавших фронтах, стали не только подвижные (танковые и мотопехотные) сухопутные соединения, но и ударные авиационные части. Уже 10 апреля в Крым прибывают два специализированных авиационных противотанковых отряда – 10.(Pz)/SG3 (на «юнкерсах» и 10.(Pz)/SG9 (на «хеншелях»).

У первого отряда на вооружении были бывшие пикировщики Ju 87 с подвешенными под плоскостями крыла двумя бывшими зенитными, а ныне противотанковыми 37-мм пушками.

На такой «каноненфогель» — «птичке с пушкой» — пересев с обычного пикировщика, летал, кстати, тот самый Ганс Ульрих Рудель, единственный кавалер Рыцарского Железного креста с мечами, бриллиантами и золотыми дубовыми листьями.

Второй отряд летал на Hs 129B – единственных в Люфтваффе специализированных штурмовиках. На них за годы войны чего только не устанавливалось, вплоть до 75-мм противотанковой пушки, но более-менее стандартным для весны сорок четвёртого, помимо пулемётов и 20-мм пушек в фюзеляже, была 30-мм пушка в гондоле под фюзеляжем.

Конечно, летать на таких неманёвренных, медленных и перетяжелённых машинах было крайне тяжело, но, вот избитая истина, в руках опытных пилотов они были серьёзным оружием. Что с того, что у Т-34 толстые наклонные лобовые бронелисты, которые тридцатисемимиллиметровка «не берёт». Обстреляют-то его из самолёта сверху-сзади, по самым уязвимым местам. И уж если попадут…

авиация второй мировой войны
Hs 129B

По официальным немецким данным, уже за первые три дня боёв в районе Феодосии отряд на «хеншелях» подбил 82 советских танка. В реальности, конечно, меньше. У лётчиков-истребителей всех стран личные счета преувеличены в два-три а то и четыре раза, почему же лётчики-противотанкисты должны отставать?

Сколь не «набивали» свои счета немцы, советское наступление продолжалось, «хеншили» перевели в Севастополь. У наших с авиационной поддержкой было вполне неплохо, немцев бомбили и штурмовали вовсю. Естественно, советская авиация била не только по пехотным позициям, транспортным колоннам и тыловым объектам, доставалось и немецким аэродромам.

15 апреля 1944 года по аэродрому, на котором базировались «хеншели» отряда 10.(Pz)/SG9, ударили советские Ил-2. Один из штурмовиков был сбит зенитками и совершил вынужденную посадку рядом с аэродромом. Или, проще говоря, упал, но не разбился.

«Илы» к концу войны атаковали с малых высот с пологого пикирования и уходили от цели низко, на бреющем. Да и вообще, Ил-2 был машиной довольно крепкой, даже не смотря на то, что с началом войны дюраль в его конструкции заменили на дерево. Двигатель и пилот были защищены стальной бронёй, плохо было только стрелку – задумывавшийся двухместным, в серию Ил-2 пошёл одноместным, и вместе с воздушным стрелком убрали и его защиту. Когда же, накопив опыт и непрерывно неся потери из-за неприкрытой задней полусферы, стрелка вернули, бронировки у него уже не было.

Вскочив в аэродромный автомобиль, с молодецким посвистом и улюлюканьем, к свалившемуся русскому самолёту помчались лётчики немецкого отряда – обер-фельдфебель Эрхардт Диттрих и фельдфебели Антон Беккер и Генрих Михальчак.

У Диттриха к тому времени на личном счету уже было более ста боевых вылетов, 37 уничтоженных танков, 13 орудий, за сотню автомобилей и даже два самолёта. Ну как тут не украсить послужной список ещё и взятым в плен русским пилотом?

Но когда немцы подъехали к месту падения «Ила», его пилот начал отстреливаться из личного оружия. Диттрих и Беккер были убиты, Михальчак ранен. Последним патроном русский лётчик застрелился.

авиация второй мировой войны
Ил-2

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года. Специализируется на игрушках и военной истории второй мировой войны

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ