Сами по себе самолетики уступают в популярности танчикам. Но и внутри летающей братии есть разделение на любимчиков и отверженных. Книг об авиации современной или времен второй мировой войны куда больше, чем про самолеты первой мировой. Считается, и небезосновательно, что авиация в 1914-1918 гг еще не играла той роли, что ждала ее в будущем.
Но ведь самолеты-то были! Имена Нестерова и Рихтгофена не просто так известны. Тактика, стратегия воздушных сил, разделение на бомбардировщики и истребители, первые атаки на города и на флоты – всё это было уже в первую мировую. Соответственно, неплохо бы об этом знать. Отличным подспорьем в изучении вопроса является книга Владимира Рохмистрова «Авиация великой войны».
Пролог посвящен предыстории зарождения авиации. Слава богу, история воздушного флота к 1914 году была еще небогатой. Поэтому изложить ее можно буквально на нескольких страницах. После чего перейти, наконец, к боевым действиям.
Но прежде, чем бросаться в бой, вслед за автором отметим тот факт, что все ведущие страны к началу войны подошли примерно с одинаковым багажом. А вернее с почти полным его отсутствием. Если исчислять имевшиеся единицы авиации, то Россия оказывается даже в более благоприятных условиях, чем Германия. И факт нашего последующего отставания следует целиком и полностью отнести на счет общего отставания промышленности.
Тот же вопрос хорошо иллюстрируется финишем книги, где автор дает общую статистику по всей войне. Россия за войну произвела 3,5 тысячи самолетов. Мы даже не сосредоточимся на вопросе поставок извне 75% двигателей для них. Нет, просто заметим, что все ведущие страны в 1918 году в месяц (!) выпускали по 2-3 тысячи аппаратов. Вот вам и промышленность. Этот контраст потрясает и ставит на место.
Но давайте назад от потрясений к содержанию и структуре книги Рохмистрова «Авиация великой войны».
На первый взгляд, построена книга по принципу календарных записей. То есть автор просто берет каждый день войны и пишет, что происходило. На самом деле это не совсем так. Да, поначалу, покуда авиация находится в колыбельке, большую часть места занимает именно общая хронология войны. Наступление немцев на Францию через Бельгию, сражение на Марне, гибель армии Самсонова в Восточной Пруссии, Галицийская битва и так далее.
Но в эти записи всё чаще и чаще вкрапляются сведения о действиях авиации. Отдельные факты, первые схватки в воздухе, письма офицеров, свидетельства очевидцев. К концу книги они почти полностью вытесняют общий ход боевых действий. Такой подход очень хорошо иллюстрирует эволюцию воздушного дела. От первых робких разведывательных полетов через схватки истребителей к массированным бомбардировкам конца войны.
Кроме того, получается как бы сквозное прослеживание судеб избранных персонажей или эскадрилий. Скажем, здесь есть вся карьера Манфреда фон Рихгофена или русских отрядов с самолетами типа «Илья Муромец». Но это – самые известные «бренды». Есть тут и менее знаменитые карьеры вроде Эрнста Удета или истребительной группы «Аисты».
Самое главное, автору удалось из разрозненных кусочков выстроить почти целостную картину развития авиации первой мировой войны. Эволюции ее организационных особенностей, тактики и стратегии боевого применения.
В. Рохмистров не закапывается в детали разработки или устройства отдельных самолетов, но общее представление о самых известных и массовых марках он дает. Уделено внимание и таким важнейшим изобретениям как синхронизатор стрельбы через винт. Тут опять же нет мелочного копания в деталях, но несколько общих слов, которые всеже дают представление о сути изобретений.
Опять же важно отметить, что русские летчики и инженеры сами по себе, конечно, не были глупее импортных. Смекалка у них работала как надо. Но вот беда – между идеями и их массовым воплощением стояла промышленность и администрация или высшее командование. А они не проявляли необходимой гибкости. Даже царев зять и дядя Александр Михайлович не мог пробить эту закосневшую толщу. Принципиальное отставание русской авиации от союзнической или германской стало очевидным уже к середине войны.
Малочисленные отряды «Муромцев» в целом ситуацию не выправляли. Скажем, описание их рейдов, пожалуй, никогда не включало более трех машин. В то время как западная авиация шла к налетам, в которых задействованы десятки бомбардировщиков.
Проиграли гонку воздушных вооружений не только русские, но и немцы. Да, они имели самых результативных асов и в принципе хорошие по своим временам машины. И производили их совсем немало. Хотя и меньше союзников. Особенно вместе взятых.
Немцы проиграли стратегически. Это очень хорошо показано у Рохмистрова. Асы асами, но массировать истребительную авиацию куда как лучше. Битва в небе над Верденом это показала хорошо. Тогда у союзников еще не было подавляющего материального превосходства. Но они догадались ввести централизованное управление авиацией и начали массировать ее действия. Не только бомбардировочной, но и истребительной.
На самом деле книга В. Рохмистрова «Авиация великой войны» буквально открывает глаза на новый род войск, который всерьез не воспринимает нынешний читатель, уверенный, что известную роль она начала играть только во вторую мировую. Уважение к новому виду оружия проскальзывает даже в мемуарах генералов, которые буквально не замечают его в 1914-ом, но все чаще вспоминают к 1916-1917 гг.
Под занавес нужно бы плеснуть немножко критики в отзыв. Несмотря на старание автора, цельного изложения из разрозненных записей все же не получается. Хотя может быть и цели такой не ставилось.
Хочется пожурить автора за чрезвычайно пространные цитаты, почерпнутые в мемуарах летчиков. «Пространные» значит натянутые не на одну страницу и довольно часто снова выскакивающие. Во-первых, не хочется снова и снова перечитывать детали воздушных боев. Ну проиллюстрировали раз, ну два. И хватит. Во-вторых, книги, скажем, Рихтгофена или Удета легко достать (они даже в нашей библиотечке есть). Если бы книги было не достать – другой разговор, но так… Лучше уж читать их, чем нарезанные из них длинные цитаты.
Тем не менее книга вышла отличная. Увлекательная и познавательная одновременно. Определенно рекомендуется к прочтению всем любителям военной истории вообще и авиации в частности.
Примечание
По понятным причинам выложить файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»