Я. Чумаков. Военная авиация Второй мировой войны

4 мин.

авиация второй мировой
Истребитель И-15бис

Известный Осёл мог бы сказать: «Танки! Все любят танки!»

На что получил бы ответ Шрека: «Осёл, меня не интересует, что любят все. Я люблю самолеты». Да, все любят танки и мало кто вспоминает про самолеты.

А кстати, как так получилось, что танки завоевали популярность в народе, а самолеты нет? Все знают Т-34, «шерман» или «тигр». В интернете можно найти массу холиваров на тему, что круче: немецкая «четверка» или Т-34-85. Но если и найдется что-то на тему противопоставления «мессеров» и «яков», то будет это гораздо менее востребовано и почти никем не читаемо.

Между тем нельзя не признать, что авиация сделала вторую мировую уж точно не в меньшей степени, чем бронетехника. А на Тихом океане она воевала вообще в одиночку. Но книги о танках найти куда легче, чем о самолетах. Тем ценнее книжка Я.Л. Чумакова «Военная авиация Второй мировой войны».

Это издание полуэнциклопедического характера рассказывает обо всех более-менее значимых моделях, принявших участие в боях второй мировой. В ней в равной степени охвачена тема как «знаменитостей» вроде «мессершмиттов», «аэрокобр», «летающих крепостей», так и менее заметных созданий, скажем, итальянского производства. Хотя чего греха таить — известным «брендам» досталось заметно больше страниц, чем незаметным трудягам. Чуть большее место отведено и советской технике, что в общем понятно и должно приветствоваться.

авиация второй мировой войны
Истребитель МиГ-3

Энциклопедически-справочный характер придает книге Я.Л. Чумакова строго разделение материала. Да тут и мудрить-то нечего было. Как в жизни в глобальном смысле авиация делилась на истребительную, бомбардировочную и вспомогательную, так выстроены и три части. На главы они также подразделяются сообразно типам самолетов.

Сами главы выстроены в хронологическом порядке. От самых ранних моделей, хоть как-то причастных ко второй мировой, до самых поздних, коснувшихся войны лишь хвостиком. Это большой плюс, который слегка уводит книгу от сухого энциклопедизма. Он придает ей некую повествовательность.

Да и вообще интереснее читать, так сказать, с начала. От момента зарождения идей и самолетов. От бипланов первой мировой. Важно понимать, что авиаконструкторы далеко не сразу и не резко перескочили к хорошо известному типу самолетов-монопланов. Совсем незадолго до 1939 года они еще работали над развитием идеи двойного крыла, имеющего всё-таки кое-какие преимущества.

Далее же автор идет по моделям. Да, он ограничен в объеме и не может давать развернутую историю создания каждого самолета. Эти детали приберегаются только для самых известных или значимых моделей. Вроде «мессершмитта-109» или наших «ишачков». Тут схема одна и та же для всех — истребителей, бомбардировщиков, вспомогательных самолетов. Краткое описание истории, технические характеристики, эпизоды боевого применения, общая статистика.

Краткость технической части «Военной авиации Второй мировой войны» может засчитываться в плюс для новичков, для читателей, которые только еще знакомятся с темой. Вспоминаются зубодробительные танковые книжки Свирина, где всяким передачам, трансмиссиям и цилиндрам уделена львиная часть текста. Это интересно для узкого круга любопытствующих знатоков. Но для массового читателя всё же выгоднее формат, выбранный Я.Л. Чумаковым. В конце концов, нам куда проще для начала овладеть такими цифровыми понятиями как скорость, набор высоты, количество и калибр вооружения, чем детали устройства цилиндров мотора или вариантов оптимизации подачи горючего.

авиация второй мировой войны
Штурмовик ИЛ-2

Очень важным плюсом книги Я.Л. Чумакова «Военная авиация Второй мировой войны» является богатый иллюстративный материал. Если бы он углублялся в описание технических подробностей, понадобились бы чертежи и схемы. В выбранном же формате достаточным является набор фотографий. Они одновременно украшают книгу и в отдельных частях служат пояснительными элементами. Можно многословно пытаться описать, как располагались на самолете реактивные двигатели или крепились торпеды, а можно просто показать фотографию. Лучше один раз увидеть. Не так ли?

Есть ли к чему придраться в книжке? Конечно. При желании всегда найдется. Здесь тоже есть мелочи, которые внимательный редактор должен был отловить. Например, дурной тон давать аббревиатуры не самых распространенных понятий без их расшифровки. Вот вы с ходу знаете, что такое ШКАС или ШВАК? Лично я — нет. Может быть оно и неважно (ясно же, что пулемет), но как принцип отметим.

Есть некоторые более-менее значимые для понимания текста термины, которые не разъясняются автором. Что это за крыло такое — «обратная чайка». Автор так часто касается этих «чаек», что берет раздражение от непонимания сути. Конечно, нынче в век интернета узнать это не составляет труда, но было бы правильно как-то пояснять подобные детали в тексте книги.

Понятно дело, коль скоро мы занялись мелкими придирками, значит явных недочетов в книге не выявлено. И это хорошо. В конце концов, вполне можно обойтись без понимания расшифровки ШКАС. Главное, что после прочтения книги появляется четкое первоначальное ориентирование в богатом мире авиации второй мировой войны. Мире, надо заметить, куда более богатом, чем танковый.

Примечание

По понятным причинам выложить файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ