АМЕРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ «ОСВОБОЖДЕНИЯ»
Не в одном только СССР снималось масштабное кино о войне с немцами. Запад тоже отметился в этом жанре. Например, фильмом 1977 года «Мост слишком далеко». По-русски название звучит слегка коряво. Но фраза имеет историческое происхождение, связанное с операцией «Маркет-Гарден» 17-25 сентября 1944 года.
Именно эту фразу приписывают генералу Браунингу, командующему 1-м корпусом ВДВ, принимавшим активное участие в тех боях. И совершенно определенно она же и по тому же случаю была написана фельдмаршалом Монтгомери в его мемуарах.
В почти трехчасовом фильме «Мост слишком далеко» речь идет о ходе этой операции. Причем авторы фильма еще на входе заявляют о том, что это было поражение союзников. В принципе, многие военные с ними бы не согласились. И в первую голову сам Монтгомери, идеолог и энтузиаст «Маркет-Гарден». Да, не все цели были достигнуты. Да, не была достигнута главная цель – захват плацдарма на правом берегу Рейна. Да, по британским меркам потери были очень велики. Однако…
Впрочем, давайте в двух словах и с картой в руках (ее очень и очень не хватает фильму) вкратце пробежимся по операции «Маркет-Гарден».
ОПЕРАЦИЯ «МАРКЕТ-ГАРДЕН»
Как совершенно верно отметили во вводной к фильму, речь тут шла о перетягивании одеяла между группами армий Монтгомери и Бредли. Союзники привыкли к шикарной жизни даже на войне, а потому очень трепетно относились к вопросам снабжения. Об этом пишут все действующие лица: Эйзенхауэр, Бредли, Паттон и Монтгомери.
Снабжать и ту, и другую группу армий в равных долях значило снизить темпы продвижения всего фронта. Сосредоточить снабжение в одной из них значило обидеть другую. А в условиях союзнических отношений обида чревата серьезными дипломатическими трениями.
В сентябре 1944 года Монтгомери пытается зайти с козыря, чтобы выбить всё снабжение только себе и, соответственно, повести именно свою группу армий на Берлин. Он планирует дерзкую операцию по захвату переправы через Рейн. Эта переправа должна стать решающим доводом в пользу снабжения британцев за счет сокращения снабжения американцев.
Суть операции сводится к следующему. Между текущей линией фронта и Рейном в трех местах выбрасываются три воздушно-десантные дивизии (эта часть операции получила название «Маркет»). Одновременно фронт прорывают части XXX корпуса («Гарден»). Они должны воспользоваться захваченными десантниками переправами с тем, чтобы по истечении вторых суток операции прочно обосноваться на правом берегу Рейна.
Задумано смело, дерзко, успех видится вполне реальным. Но, как говорится, что-то пошло не так. Тут сплелось многое. И боязнь больших потерь, и недостаточные силы, брошенные на прорыв, и пренебрежение разведданными. В соответствие с ними в районе самого важного десанта, у города Арнем, что на Рейне, расположились на отдых и пополнение силы 2-го танкового корпуса СС.
Монтгомери пишет: «Мы знали, что он находится там. Но мы ошиблись, предположив, что он не сможет эффективно сражаться; его боеспособность превзошла все наши ожидания. Он быстро вступил в бой против 1-й воздушно-десантной дивизии».
То есть знали, что посылают легковооруженных десантников в мясорубку, но не остановились, выдав желаемое (слабость немцев) за действительное.
В итоге недельных боев 1-я дивизия ВДВ так и не смогла захватить мост. Потеряв до восьмидесяти процентов личного состава, на восьмые сутки она прорвалась к XXX корпусу. Который, к слову сказать, остановился всего в нескольких километрах от Арнема.
Вот об этой неделе боев и рассказывается в фильме «Мост слишком далеко».
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Признаться, я на этот фильм вышел почти случайно. Искал что-нибудь военно-историческое. Мелькнуло какое-то дурацкое название — «Мост слишком далеко». И прошёл бы мимо, не зацепись за имена исполнителей главных ролей. Шон Коннери, Энтони Хопкинс, Майкл Кейн. Да я бы сел смотреть кино из-за любого. А тут сразу три в одном.
Между прочим, весьма удобно для зрителя иметь в качестве героев такие узнаваемые лица – запоминать легче. Вот Майкл Кейн. Он играет ирландца полковника Ванделера, командира передовой бригады XXX корпуса. А вот Шон Коннери, он командир 1-й дивизии ВДВ генерал-майор Эркахрт. Это его дивизия гибнет под Арнемом.
А это Энтони Хопкинс. Его так сразу и не узнать. Во-первых, тут он на сорок лет моложе себя нынешнего. Во-вторых, ему пришпилили дурацкие усики. Он играет полковника Фроста, командира передовой части десантников, прорвавшейся таки к мосту в Арнеме. И там же полегшей.
Приятно, что симпатичные актеры играют условных «наших», а не какую-то позорную эсэсовскую сволочь. Кстати, любопытно, но среди «наших» в кадре нет ни Монтгомери, ни Эйзенхауэра. Они мелькают только на кадрах хроники, что крутится в самом начале фильма.
Интересно, почему так? К моменту съемок кино – 1977 год – оба уже умерли. Впрочем, Монти умер в 1976 году, когда съемки только готовились или еще шли. Видимо, боялись авторы всяких правовых предъяв. Забавно, да? У нас при как бы «тоталитаризме» снимать Сталина при жизни Сталина можно, а у них там при демократии нельзя.
Зато немцев показывать можно. Правда, Гитлера не показали, но фельдмаршалы Рундштедт и Модель присутствуют. Причем Модель показан как какой-то самовлюбленный клоун. Первая его реакция на высадку десанта близ Арнема: «Не смешите меня. Какой, к дьяволу, мост? Им нужен не мост, а я. Срочно подайте мне автомобиль».
Смотрел я на немцев в этом фильме, смотрел и никак не мог принять их за немцев. Какие-то они недостаточно аристократичные, что ли. Вот в наших фильмах уж немцы так немцы, а тут какие-то переодетые рыбаки да плотники.
БИТВА
Уже через полчаса экранного времени начинается операция, которая продолжается больше двух часов. Масштаб съемок в принципе присутствует, но лишь при показе авиации и десантирования да при продвижении бронетехники по дорогам. Бои представлены довольно ограниченно. Что поделаешь, не было у американцев госфинансирования как у Озерова.
К слову об Озерове. Он берет не только масштабом и аристократизмом нацистов. Раньше я и сам участвовал в хихиканьях по поводу его не очень достоверных танков. Ну а посмотрев на этот англо-американский зоопарк немецкой бронетехники, смеяться над нашими больше не буду.
В целом ход операции с его самыми драматичными моментами отображен хорошо. Действие постоянно перескакивает от одного участка к другому. Так что зритель успевает не только получить удовольствие от военного кино, но и уложить в голове детали операции.
Но я вам уже подсказал: особо пристально надо следить за героями Хопкинса и Коннери. Они находятся в самой горячей точке. Здесь, у моста в Арнеме разворачиваются самые драматичные события и кипят самые тяжелые для союзников бои.
И еще один характерный штрих. Немцы, даже эсэсовцы в американском кино не показаны как военные преступники. Напротив, это благородный противник, которому и в плен сдаться не грех и не позор.
У того же Монтгомери: «Около 2000 раненых, неспособных передвигаться, пришлось оставить на попечение врачей и санитаров, и немцы взяли их в плен». Для наших раненых и медперсонала это на 90% означало бы смерть.
Чуть раньше я бы подумал: фи, какая вычурная пропаганда. Но нет, товарищи, это не пропаганда. Это правда жизни и смерти на той войне. Это разделение немцами противников на цивилизованных (англичан, американцев) и варваров (славян и прочих восточных дикарей).
Взявший в плен англичан немецкий командир подходит к пленникам, отдает им честь и угощает командира англичан шоколадом, ведя по ходу дела светскую беседу. Или еще момент: окруженные англичане ведут переговоры с немцами об эвакуации раненых, и те дают согласие. Можно себе представить такое на Восточном фронте? Там, где «всех евреев, комиссаров и большевиков расстрелять на месте». То-то и оно.
И это я еще ничего не сказал про «страдающих» в оккупации голландцев. Да если бы наши так «страдали», все партизаны бы из леса по домам разбежались. В общем, и в этом отношении фильм «Мост слишком далеко» очень показательный. Нет, не обманывающий, не искажающий правду, а именно её-то и показывающий.
Скачать фильм «Мост слишком далеко»
Файл avi, 1,46 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра