ЦИВИЛИЗАЦИЯ 6: ГРЯДУЩИЙ ШТОРМ
Второе дополнение к «Civilization VI» – «Gathering Storm» («Грядущий шторм») – вышло ровно через год после первого («Rise and Fall»), в феврале 2019 года. На сегодняшний день полная версия игры включает эти два дополнения. Геймплей шестой Цивы за два с половиной года существования претерпел серьезные изменения.
Основные новшества «Gathering Storm» связаны с приодными явлениями и влиянием человека на окружающую среду. Они сводятся к следующему списку:
- Природные явления
- Энергия и расходуемые ресурсы
- Инженерные проекты
- Всемирный конгресс
- Технологии XXI века
Прочие фишки носят косметический характер и оказывают заметного влияния на игровой процесс.
Пробежимся по самому главному и дадим ему оценку.
Первое, с чем столкнется игрок – это природные явления. Штормы, засухи, торнадо, разливы рек, извержения вулканов – всё это великолепие обрушится на игрока уже в каменном веке. Один удачный (или неудачный – как посмотреть) удар стихии может затормозить развитие цивилизации, попавшей под ее воздействие.
Поэтому выбирать места для поселений следует более тщательно. Долины рек или окрестности вулкана гарантированно преподнесут «подарок». Смоют ферму, уничтожат шахту, повредят юнита, уничтожат несколько единиц населения.
В общем, строить город у подножия вулкана – не самая здравая идея. Это вам и жители Помпей могли бы подтвердить, если бы выжили.
Хотя у стихии есть и положительные моменты. После разлива реки или выброса вулканического пепла окрестные клетки становятся более плодородными. Да и с развитием технологий на реках можно возводить дамбы (это относится к пункту Инженерные проекты), которые защитят от разлива.
С вулканами, как не сложно догадаться, всё сложнее. Например, мы до сих пор, то есть в XXI веке, ничего не можем поделать с этими эйяфьядлайёкудлями.
Осторожнее следует быть и жителям океанского побережья. Дело тут вот в чем. С развитием цивилизаций неизбежно возрастут выброс CO2 в атмосферу. Парниковый эффект, таяние ледников, все дела. Наиболее низко расположенные клетки побережья могут быть затоплены.
Представляете? Основали вы город в удачном месте, киты, рыба, крабы, жемчуг – красота. Развивались, развивались, а в XX веке – бах! – поднимается уровень Мирового океана и вы вместо Санкт-Петербурга или Берлина имеете полноценную Атлантиду. Город погружается в пучину вод.
А повышать выбросы CO2, хоть умрите, но придется. На это заточено нововведение, связанное с энергией и расходуемыми ресурсами.
Начнем со стратегических ресурсов. Вроде лошадей, железа. Если до «Gathering Storm» для формирования войск достаточно было просто наличия этих ресурсов, то теперь они накапливаются в закромах родины и расходуются пачками. Например, на формирование мечника – 20 единиц железа.
Размеры складов ограничены. Весьма ограничены – на начальном этапе кампании единиц на 50 железа, коней. То есть буквально на 2,5 мечника. По заполнении склада ресурс просто утекает в песок. Хорошая новость: забитые склады можно распродавать другим цивилизациям. А для денег, как известно, предела нет.
Теперь об энергии. С наступлением промышленной эпохи городские постройки начинают потреблять энергию. Для ее производства нужно строить электростанции. Сначала угольные, далее на мазуте (нефти), и в атомную эпоху на ядерном топливе. Именно эти электростанции наполняют планету парниковыми газами.
И да, на уголь, нефть и так далее также распространяется правило расходуемости ресурса. Если у вас много городов, электростанций и мало угля, нефти, то городские постройки начнут работать с перебоями, экономика застопорится.
Тут два выхода. Первый: затянуть пояс, замереть и ждать открытия технологий XXI века с возобновляемыми источниками энергии (например, ветряные, солнечные или приливные электростанции). Второй: вести ожесточенную борьбу за ресурсы планеты, захватывать всё, до чего только дотянется жадная лапа империалиста.
Второй путь, конечно, ведет к большему выбросу CO2 и к повышению уровня океана. Но те же самые технологии XXI века помогут частично исправить проблему. Появится возможность очистки атмосферы от парниковых газов, строительство городов на морских клетках.
Осталось затронуть тему Всемирного конгресса. С периодичностью в 30 ходов (стандартная скорость игры) собирается Всемирный конгресс. На обсуждение выносятся различные вопросы. Например, запретить строительство угольных электростанций (до следующего конгресса) или наказать штрафами одну из цивилизаций.
Цивилизации голосуют очками дипломатического одобрения. Чем их больше, тем весомее голос того или иного лидера. Очки зарабатываются дипломатической деятельностью. Хорошие поступки (союза, вежливое обращение с соседями и так далее) – плюс к очкам. Плохие поступки (объявление войны, захват территорий) – минус.
Да, при возникновении кризиса собирается внеочередной конгресс. Кризис, как правило, связан с зарвавшимся захватчиком. Выносится на обсуждение резолюция, призывающая к войне с агрессором. Все поддержавшие ее цивилизации обрушиваются своей мощью на очередного Наполеона или Гитлера.
Впрочем, в роли объекта всеобщей ненависти, скорее всего, окажется игрок. Ему ведь скучно сидеть сложа руки. Культурная или дипломатическая победа, конечно, хорошо, но куда интереснее воевать.
Таковы основные новшества аддона «Gathering Storm». Что тут сказать? В совокупности с «Rise and Fall» это уже не та ванильная Цива-6. Характер игры, стратегия и приемы претерпевают некоторые изменения. А вмешательство случая в действия игрока становится более сильным и частым.
Резюмируя, можно утверждать, что «Civilization VI» с аддонами возродила интерес к себе, продлила эффекты реиграбельности. Ну а дальше… дальше спасать ее жизнь должны моды.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП