ЗИМНЕ-ВЕСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1809 ГОДА
Неудачи на море первого года русско-шведской войны 1808-1809 гг загнали русский Балтийский флот в порты. При этом его присутствие в Ботническом заливе командующий армией Барклай-де-Толли считал крайне важным. Попытка перейти здесь к активным действиям привела к столкновению одного русского фрегата с двумя шведскими.
В марте 1809 года русские войска тремя колоннами надвинулись на Швецию. Обычно в литературе широко освещается переход колонн Багратиона и Барклая по льду Ботнического залива. Багратион занял Аландские острова, а Барклай достиг берега Швеции.
Однако значимого военного результата этот блестяще проведенный поход не имел. Главные силы Багратиона и весь отряд Барклая через несколько дней присутствия на вражеском берегу вернулись назад.
Большее значение имел менее эффектный, но более эффективные поход северного отряда Шувалова. Он вторгся в Швецию по сухому пути в обход Ботнического залива. Этот отряд закрепился на севере Швеции в Вестро-Ботнии.
В начавшейся весенне-летней военной кампании только северный отряд русских мог оказывать военное давление на противника. Но вот беда: снабжать отряд Каменского (сменившего Шувалова) оказалось крайне затруднительно. Длиннющая линия коммуникации в обход моря, плохое состояние дорог и отсутствие гужевого транспорта – всё препятствовало эффективному снабжению.
Кратчайший путь припасов мог бы лежать прямо через Ботнический залив. Правда, для этого русским требовалась мелочь – захватить господство в акватории.
ОПАСНАЯ ДОРОГА ЧЕРЕЗ МОРЕ
Русские на Балтике обладали огромным гребным флотом, превосходящим противника в численности и показавшим себя с неплохой стороны в кампанию 1808 года. Но! Здесь открылись сложности.
Во-первых, вооружение гребной флотилии двигалось медленными темпами. Уже наступило 23 июня (по старому стилю, то есть уже июль по новому), а Барклай доносит Александру I:
«Вазская флотилия строением кончена, но вооружение доставлено ей только 19-го сего месяца, а такелаж еще необделанный, огнестрельные же заряды и морским служителям провиант еще не доставлены…»
Вторая проблема заключалась в том, что путь через Ботнический залив – это дорога через открытое море. А в открытом море значение имеют мощные артиллерийские парусные корабли. Так что, даже вооружив гребную флотилию, ее опасно посылать под пушки кораблей противника.
Летом 1809 года в Ботническом заливе появились шведские корабли, наиболее значимыми из которых были фрегаты «Eurydice» (46 орудий, 342 человека) и «Af Chapman» (44 орудия, 330 человек). Они уже начали действовать и перехватили несколько русских шхун с припасами для армии.
Русский корабельный флот был заблокирован в Финском заливе господствующей здесь английской эскадрой. Англичане действовали уверенно. Даже высадили небольшие десанты в некоторых пунктах побережья.
В конце июня (старого стиля) 1809 года в Ботнический залив сумел проскочить русский гребной фрегат «Богоявление Господне» капитан-лейтенанта Менделя.
ФРЕГАТ «БОГОЯВЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ» И ЕГО КОМАНДИР
Гребные фрегаты – особый вид фрегатов, созданный для усиления артиллерией гребных флотилий. Кроме парусного вооружения на них предполагалось иметь и весельное. В русском флоте класс не прижился. Закладывались в период 1790-1796 год. Всего построено 18 фрегатов.
«Богоявление Господне» заложен в 1795 году, спущен на воду в 1798 году. Вооружение 38 орудий (причем калибром меньше орудий двух шведских фрегатов). Длина почти 40 метров, ширина без малого 10 метров, глубина 3,66 метра, водоизмещение 720 тонн.
Корабль служил брандвахтой (сторожевой корабль на входе в гавань), учебным судном для гардемаринов, перевозил войска в кампанию 1805 года.
Выяснить происхождение капитан-лейтенанта Менделя Филиппа-Августа (по-русски Филиппа Леонтьевича) мне не удалось. Известно, что он поступил в Морской корпус в 1792 году. В 1794 году получил чин мичмана, в 1799 году лейтенанта, в 1808 году капитан-лейтенанта.
Один фрегат, конечно, не мог переломить ситуации и до поры до времени использовался для проведения разведки. Так, в конце июня 1809 года он в сопровождении двух бригов отправился в разведку «в направлении шведских берегов».
30 июня (по русским данным, старый стиль) или 12 июля (по шведским данным, новый стиль) фрегат «Богоявление Господне» наткнулся на два шведских судна.
ШВЕДЫ ПРЕСЛЕДУЮТ
Шведские «Eurydice» и «Af Chapman» крейсировали, пресекая русское судоходство в Ботническом заливе. Первым русских заметил «Eurydice». Он принялся лавировать, рассчитывая, во-первых, выманить русских как можно дальше в море, во-вторых, дождаться подхода напарника.
Поначалу русские клюнули на приманку и двинулись в сторону шведа, но, заметив второй фрегат, повернули назад. Легкие «на ногу» бриги быстро удалились в Вазу и участия в дальнейших событиях не принимали.
Хуже пришлось «Богоявлению». Шведы энергично преследовали русский корабль. Мы могли бы рассчитывать на узости, камни и мели близ Вазы, но на борту «Eurydice» находился опытный лоцман, который уверенно вел корабль вперед. На «Af Chapman» лоцмана не оказалось, и этот фрегат двигался осторожнее, не приближаясь в итоге к русским.
Но огневой мощи и численного превосходства команды «Eurydice» вполне хватило бы для повреждения и захвата русского корабля. Не хватало им лишь одного – крепкого ветра.
Наступившее безветрие позволило «Богоявлению» использовать с максимальной эффективностью свою коронную фишку – весла. Он начал отрываться от преследователей.
ОДИН ВЫСТРЕЛ
Тем бы дело и кончилось, но к 6 часам вечера ветер засвежел, и шведы вновь начали нагонять русский фрегат. Опять же ближе к русским подобрался «Eurydice».
Описание дальнейших событий в русских и шведских источниках разнится. Русские (в частности, П.А. Ниве) заявляют, что дело дошло не только до энергичного артиллерийского боя, но в какой-то момент фрегаты даже свалились бортами. Шведы о таком сближении не упоминают. Учитывая, что по итогам боя русский фрегат получил тяжелые повреждения, скорее всего, корабли всё-таки сближались на близкую дистанцию.
В любом случае исход преследования решился в пользу «Богоявления». Русские смогли добиться успеха за счет расстановки пушек на борту и умелого маневрирования капитан-лейтенанта Менцеля.
Шведские носовые орудия не могли вести огонь прямо по курсу. Для производства залпа «Eurydice» должен был поворачивать под углом к прямой линии преследования. Причем именно правой раковиной. Русский капитан учел это и старался держаться на левой раковине шведского фрегата.
Наши же кормовые орудия вели энергичный огонь. Одним из выстрелов был убит лоцман «Eurydice». Не зная точного расположения камней и мелей, командир шведского фрегата решил прекратить рискованное преследование.
П.А. Ниве пишет, что на следующее утро русские готовились возобновить бой, да вот беда – шведы ушли восвояси. Как бы то ни было, а шведы определенно захватили господство в Ботническом заливе, и о снабжении русских войск морем речи уже не шло. Отряд генерала Каменского так и не смог продвинуться дальше к югу.
5(17) сентября 1809 года в Фридрихсгаме был заключен мирный договор, по которому Финляндия отошла к России.
Капитан-лейтенант Мендель в 1810 году получил орден св. Георгия IV степени. С 1816 года капитан 2-го ранга. В этом году фрегат «Богоявление Господне» разобран на дрова. Филипп Леонтьевич Мендель ушел в отставку в 1818 году в чине капитана 1-го ранга.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете