Генерал

5 мин.

фильм генерал

ФИЛЬМ «ГЕНЕРАЛ»

Фильм 1992 года «Генерал» вызывает споры. Оценки его разнятся от «полный шлак» до «настоящая правда». Это как минимум повод посмотреть самим и вынести собственное решение. За дело!

Кино посвящено Александру Васильевичу Горбатову. Он и есть «Генерал». Собственно, рецензия на фильм является логичным продолжением темы, начатой обзором книги А.В. Горбатова «Годы и войны». Тем более что именно мемуары полководца послужили основой сценария фильма.

Правда, сценаристы подошли к делу «творчески» и сжали ряд разнесенных во времени эпизодов из книги в одну историю, в одну условную операцию Великой Отечественной войны. Потому здесь не называются конкретные даты или географические пункты. Армия Горбатова в фильме воюет под условным «Городом», а фронтом командует ни разу не названный по имени-фамилии, но вполне угадываемый Рокоссовский.

Но попробуем сами дать привязку к местности, опираясь на тот же источник, что и авторы фильма. Прологом фильма служит сцена освобождения Горбатова из тюрем-лагерей. Всё понятно – март 1941 года. Далее зрителя сразу перебрасывают на войну. Комбриг Горбатов лично следит за учениями стрелковой роты. Эта сцена дана исключительно для знакомства с методами генерала и с типажами солдат. О типажах поговорим ниже.

Далее идет эпизод из битвы за Москву (но не под Москвой). Задача авторов – показать глупость или даже преступность лобовых атак, навязываемых Горбатову сверху. Можно поспорить с тем, кто навязывал и навязывал ли вообще, почитать приказы по фронту и приказы Ставки. Но в данном случае это неважно, ибо сценаристы опираются на самого генерала, а он утверждал именно так.

Наконец, после всего этого вступления мы и перемещаемся на тот самый участок фронта под неким «Городом». В нем нетрудно опознать Орел. Следовательно у нас на дворе лето 1943 года, Курская битва и Орловская наступательная операция.

Но это условность, ибо сюда же скучены эпизоды и из 1944 года, из Белорусской операции и из боев в Польше. И наоборот присутствует много такого, чего на лето 1943 года быть не могло. Например, 3-я армия Горбатова тогда не входила в состав войск фронта Рокоссовского. Ну да кто читал «Годы и войны», тот опознает.

фильм генерал

Конечно, глупо отрицать тот факт, что кино, как правило, это произведение не только о заявленной эпохе, это еще и произведение о том времени, когда оно создается. И в этом смысле 1992 год накладывает свой отпечаток. Прежде всего, сгущаются краски, которыми рисуются такие личности как Жуков и Мехлис.

Сгущаются – подчеркну – относительно авторского текста Горбатова. С истиной там сам черт не разберется, истина ведь понятие относительное. Да и существует ли она в отрыве от суждений людских? Поэтому здесь я не касаюсь ни своих личных пристрастий, ни абстрактной истины. Которая, конечно, для каждого человека совпадает со своими пристрастиями. Иначе что он за человек такой?

После философского и необязательного отступления возвращаемся к фильму «Генерал». Итак, Жуков и Мехлис. Тут еще и Рокоссовскому рикошетом попадает. Жуков – прямолинейный грубиян, лобовой удар, порыв, приказ Ставки, все мнения, кроме моего, неправильные – таким человеком рисуют его в кино. И это уже не авторское, а порождение перестроечного времени. Разумеется, живущее в нашем обществе и по сей день.

Впрочем, Жуков в фильме не безнадежен. Он способен наступить на горло своей гордыне и признать правоту Горбатова. И не только в личном разговоре с глазу на глаз, но и прилюдно. Так что не такая уж он тут и однозначная личность.

Мехлис. Достаточно того, что его играет Алексей Жарков. Как-то прилепилось к этому актеру амплуа подлых жуликов. Что в «Узнике замка Иф», что в «Десяти негритятах», что в «Тайнах дворцовых переворотов» (кстати, не смотрели? зря, посмотрите обязательно). Потому Мехлис в «Генерале» сразу воспринимается как подлый жулик, а не так, как его описывает сам Горбатов – прямолинейный службист, тяжело меняющий свою точку зрения, но по большому счету честный человек.

Далее авторы фильма, идя вслед за текстом Горбатова, вводят сцену примирения генерала и Мехлиса. Но, во-первых, она у них как-то подвисает, выскакивает как чертик из табакерки и потому не убеждает зрителя. А во-вторых, не удерживаются и подпускают в эту сцену холуйствующее «Хозяин», с придыханием произносимое Мехлисом в адрес Сталина. Надо ли говорить, что ничего такого у Горбатова в тексте нет? Конечно, и эти штришки – дань перестроечным и даже более ранним, еще хрущевским временам.

фильм генерал

Немало попадало фильму и за якобы неправильные образы солдат. Не могу согласиться с такой критикой. Во-первых, режиссер Николаев сам участник войны, не мне критиковать его взгляд на окопного бойца. Во-вторых, а что там такого уж неправильного в солдатах Красной Армии фильма «Генерал»? Мужики как мужики, без излишней героизации и без лишнего же опошления. Наоборот такие основательные и натуральные, что, как говорится, верю.

Особенно ценен образ бойца Авдошина, что еще в декабре 1941 года выглядит испуганным щенком на поле боя, тычется в каждую канаву, а в 1943 это уже видавший виды опытный командир роты. Показная небрежность, нарочитая грубоватость, смолящий бычок. Натуральный «дальше фронта не пошлют». Не себя ли воспроизвел в нем режиссер, не свое ли взросление?

Чем еще ценна большая часть фильма «Генерал», так это удивительно точным попаданием киношного Горбатова в того, что виден в мемуарах. Дух передан верно. Разумеется, немалая в том заслуга Владимира Гостюхина, играющего генерала. Я много видел Гостюхина в кино, но Горбатов в «Генерале», пожалуй, его лучшая роль. С 1992 года ничего сравнимого сыграть ему не дали.

Однако концовкой авторы перечеркнули многое из того хорошего, что смогли достичь. Ну вот обязательно надо было изгадить и финал и образ Горбатова. Так прозрачно намекнули, что он, не ломавшийся в лагерях и на службе, буквально растаял от внимания Сталина и Мехлиса и как бы перешел на их темную сторону, погнал солдат пинками в лобовую атаку. Погнал ведь буквально, пинками и палкой. И загубил дивизию.

А фраза «на мне кровь Гуртьева», имевшая в книге простой и буквальный смысл, в фильме обретает смысл переносный. Дескать, за «хозяйские» коврижки загубил дивизию Гуртьева и на мне ее и его кровь, на совести моей. А это уже при всей допустимости художественного вымысла недопустимая клевета лично на Горбатова. Именно этот эпизод, по моему мнению, и надо бы удалить из фильма. Тогда особо сильно придираться мне будет не к чему.

Смотреть фильм «Генерал»

Скачать фильм «Генерал»

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ