ДВЕ БАШНИ
Осмотрев Успенский собор, покидаем Соборную площадь. Отсюда наш путь лежит к символу города Владимир – Злотым воротам. Строение действительно уникальное. Формой, древностью, величием. Несмотря на то, что ворота явно не вписываются в городской пейзаж, мешаются на проезжей части, сегодня ни у кого рука не поднимется устроить из них что-то другое. А ведь были времена…
В 1864 году городские власти озаботились развитием водопровода. Потребовалось им соорудить водонапорную башню. Тут, как известно, чем выше, тем водонапорнее. И нате вам, полюбуйтесь – аккурат посреди проезжей части стоит бесхозное и ненужное сооружение. А давайте вобьем водонапорную башню прямо поверх Золотых ворот!
Уж не ведаю, кто зарезал это решение, но ворота всё-таки не тронули. Башню, впрочем, соорудили. В двухстах метрах от ворот на древнем валу, именуемом Козловым. Вал, ранее составлявший основу городской оборонительной линии, высоченный, с двухэтажный дом. У нас в Нижнем Новгороде тоже сохранился кусочек старого вала, но в сравнении с Козловым это так, бугорок на ровной поверхности.
Конечно, наивно думать, что та часть вала, что стоит ныне посреди Владимира – это прямо вот таки сохранившаяся с домонгольских времен насыпь. Разумеется, ее подновляли не раз. Но представление о старине дает. А если еще учесть, что перед валом в те поры был выкопан ров, по меньшей мере, такого же объема, то серьезность характера оборонительных сооружений древнего Владимира становится очевидной.
Впрочем, постойте-ка. Какая такая водонапорная башня? До нее от Соборной площади еще дойти надо. И если вы пойдете по Большой Московской улице прямо к Золотым воротам, обязательно промахнетесь. Идти в том направлении строго рекомендуется по параллельной крохотной улочке – Георгиевской.
Это мощенная брусчаткой пешеходная улочка могла бы стать владимирским Арбатом, не находись она в тени Большой Московской улицы. Да не будь так коротка. На не расположены фольклорного направления кафешки, зазывалы, небольшие аттракционы в виде кузнечного интерактива, уличные статуи.
Налево между домами открывается вид на клязьменскую пойму. При входе на улочку стоит Георгиевский собор, который тоже тянется за стариной, гордо повествуя, что сложен он из камней старинной церкви еще домонгольской постройки. Но на самом деле это типичный храм XVIII века. Ничего особенного. Да и облагорожен лишь с фасада. Вот оно – хозяйство епархии.
Неторопливо идем по улочке и в ее конце упираемся в ту самую водонапорную башню. Внутри нее располагается небольшая музейная экспозиция, посвященная городской жизни XIX века. Наверху – смотровая площадка, с которой открываются пусть и не самые крутые, но неплохие виды.
КРАШЕ КИЕВА
И только от водонапорной башни следует двигаться к башням Золотых ворот. Обязательно взберитесь на Козлов вал, дойдите до его окончания и посмотрите на Золотые ворота с этой точки. Вспомните, что другие Золотые ворота, конечно, есть еще в Киеве, но их сохранность не идет ни в какое сравнение с владимирским чудом.
В этом, можно сказать, до сих пор торжествует замысел гордого князя Андрея Боголюбского. Он хотел видеть свой город краше Киева. Он в 1158 году начал возводить новый, стольный Владимир, который и окружил мощной 7-верстной стеной со множеством ворот. Были тут и ворота Серебряные, и Медные, но сохранились лишь Золотые. Прочие были разобраны еще в глубокую старину, веке в XVI, когда миновала угроза со стороны казанских татар.
Вопросы вызывает изначальный вид ворот. Выступающие по низу башенки пристроены к воротам в начале XIX века. Этот новодел, на мой вкус, картины не портит. В отсутствие примыкающего к воротам вала кубик из двух башенок с перекинутой между ними аркой гляделся бы бедновато и незатейливо.
Ведь Золотые ворота не могут похвастаться какими-либо особыми формами или затейливой резьбой. Белые стены строги по-военному. Всё украшение изначально, видимо сосредотачивалось в надвртаной церкви. Нечего и говорить, что имеющаяся сегодня надстройка не имеет ничего общего с первоначальной церквушкой.
Вид же той, первой красоты остается неизвестным. На реконструкциях ее выполняют похожей по форме на церковь Покрова на Нерли или на Дмитриевский собор. Но это лишь в силу традиции, как бы экстраполируя известные с того времени строения.
Спускаемся с Козлова вала (для этого нужно вернуться назад, прямо к воротам спуска нет), аккуратно переходим проезжую часть и… Нет, не спешим подниматься внутрь. Сначала пройдемся под аркой.
Тут тоже нет никаких украшений. Строгие стены, выступающие лопатки, полукруглые своды, да единственная арочная перемычка. Высота сооружения и сегодня еще впечатляет. Можно себе представить, как дивились люди XII века ничего выше избы или сельской церквушки не видевшие. Через такую арку (практически триумфальную) можно было и на слонах проехать.
Золотые ворота находились в западной части древнего Владимира. Через них въезжали следующие из Смоленска или Киева путники. На восток смотрели менее престижные Серебряные ворота. Так что лицом город был повернут на запад, в сторону Киевщины.
ВНУТРИ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ
Ныне внутри здания располагается музей. Вход 150 рублей. Но чтобы дойти до кассы, нам предстоит подняться по длинной лестнице со сводчатым перекрытием, располагающейся в одной из башен ворот. Конкретнее в левой, если смотреть со стороны Большой Московской улицы.
Экспозиция музея Золотых ворот, как по мне, лишена единого замысла и вообще большого смысла. Здесь накидано всего понемногу. Бердыши, стрелы, арбалеты, мундиры поздних времен, знамена полков, воевавших в русско-турецкую 1877-1878 гг, предметы, относящиеся к Великой Отечественной и даже костюм космонавта. Каша-малаша, по-народному говоря.
Учитывая, что выставочная площадь совсем небольшая, лучше было бы сосредоточиться на чем-то одном. На чем? Разумеется, на древности, на русском околомонгольском средневековье. А для Великой Отечественной войны и для плевненских знамен нашлось бы другое место.
Центральным местом экспозиции является диорама с изображением штурма Владимира монголами в 1238 году. Это довольно крупный макет, дающий хорошее представление о масштабе. Как построек, так и события.
В центре находятся собственно Золотые ворота с реконструированной надвратной церковью. По верху ворот идет бруствер с крепостными зубцами – сегодня ворота выглядят не так. К воротам примыкает вал, восстановленные остатки которого мы уже осмотрели. По верху вала деревянная городня с башенками. Перед крепостью глубокий заснеженный (дело-то было в феврале) ров. Мост через ров уничтожен обороняющимися.
Правая часть композиции занята лезущими на штурм монголами. Они стреляют из луков, тащат лестницы, осадные машины, пытаются восстановить мост. По верху вала и на воротах засели обороняющиеся. Всё так живенько, почти здорово.
Здорово, конечно, для того времени, когда создавалась диорама. Уверен, что тогдашним мальчишкам это зрелище 3д-солдатиков могло снести башню и даже сниться по ночам. Но следует признать, что сегодня эффект уже не тот. Сегодняшний зритель, особенно те самые мальчишки требуют какой-то движухи, шевеления, реального боя. Им лучше 3д-мульт, чем это неподвижное произведение искусства.
Световое и музыкальное представление, разыгрываемое в полутьме зала, боюсь, мальчишек не впечатлит. А произносимый драматичным голосом текст чересчур уж пафосен и впечатляет только слабовольную публику.
Вывод прост: диорама сама по себе прекрасное произведение искусства, но как средство впечатления подрастающего поколения устарела. Понятно, что обновить это всё можно, но деньги у нас вкладываются во всякие там ельцин-центры, а настоящее историческое наследие, к тому же остро нуждающееся в обновлении, остается в загоне.
Кто-то скажет: мол, если преобразить экспозицию Золотых ворот, это будет уже не тот музей, в нем не останется места верным и стареющим вместе с ним смотрительницам. Конечно, это так. Всё меняется. Если же не идти в ногу со временем, то легко можно оказаться в пыли на обочине. Отсутствие больших очередей и толп посетителей Золотых ворот – прискорбный факт, подтверждающий необходимость перемен.
Таких же перемен требует и местный Исторический музей, куда по идее мы уже заглянули, продвигаясь к Соборной площади. Но не стали об этом рассказывать, приберегая этот отчет напоследок.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете