САМЫЙ КРАСИВЫЙ СОБОР ВЛАДИМИРЩИНЫ
Закончив осмотр древностей Боголюбова, остатки дворца Андрея Боголюбского и храм Покрова на Нерли, возвращаемся во Владимир. Тем же автобусом №152 по тем же улицам, но на одну остановку дальше, чем наша стартовая точка. Выходим на остановке «Соборная площадь». Именно на Соборной площади и стоит самый замечательный памятник времен Всеволода Большое Гнездо – Дмитриевский собор.
Но прежде чем двинуться к спрятавшемуся в зелени и за другими постройками собору, бросим взгляд на саму площадь. Это главное туристическое место города и главная же площадь. Одной стороной она выходит на улицу Большую Московскую, другая сторона площади нависает над поймой Клязьмы.
На площади насажен парк Липки, воздвигнуты памятники новейших времен. Как и во всяком другом городе, относительно памятников наверняка ходят в народе потешки. В данном случае угадать их несложно. У здания банка вещает в толпу Ильич. Напротив него уселся Андрей Рублев, делающий с вождя наброски. За качеством присматривают фигуры с памятника 850-летию Владимира.
Если пройдемся от Андрея Рублева через сквер Пушкина к речному откосу, неизбежно натолкнемся на один из памятников Владимиру Святославичу, одному из подозреваемых основателей города. Однако если учесть «850-летие», пришедшееся на 1958 год, то вторым и более подозреваемым становится Владимир Мономах, вовсе лишенный памятников.
Но не спешите к откосу. В конце концов, нашей целью является Дмитриевский собор. Обнаружить его непросто. С одной стороны его закрывает парк Липки, с другой огромное каменное здание конца XVIII века — бывшие Губернские присутственные места.
Вообще этот желтый сундук бездарно вколочен между Дмитриевским и Успенским соборами плюс заслоняет собой вид на заречную пойму. Так бы вот передвинуть куда это дело, да нельзя – тоже теперь памятник архитектуры. В нем проводятся всякие временные выставки, экспозиции, детские кружки. Впрочем, в сферу наших интересов данного очерка этот объект не входит.
Лично мне больше нравится подходить к Дмитревскому собору через парк. Деревья постепенно раздвигаются, между ними начинают проступать белокаменные стены и вдруг весь собор рушится на зрителя своей мощью и красотой.
ЧУДОМ СПАСЕННЫЙ
Это самый красивый собор из всех владимирских древностей. В первую очередь он уникален обилием сохранившейся каменной резьбы. Поговаривают, что в Юрьеве-Польском тоже много резьбы, но тот храм развалился и был заново собран. Но собран не полностью, а резные композиции оказались перепутаны. Дмитриевскому же собору невероятно повезло.
Ну как повезло? Повезло оказаться в руках у большевистской власти, которая даже в самые тяжелые годы приложила максимум усилий для сохранения уникального памятника. Да, так уж получилось, что православная царская власть едва не сгубила храм.
История его такова. Изначально вдоль храма, как и в случае Покрова на Нерли, шла галерея и были пристроены лестничные башенки, по которым поднимались на хоры. Со временем рациональные священники реконструировали галерею и башенки, приспособив их для хозяйственных нужд.
Движимый наилучшими побуждениями Николай I распорядился вернуть храму первозданный вид. Ретивые строители кинулись сносить все пристройки вокруг храма, заодно сровняв с землей каменные остатки древней галереи и лестничных башенок.
Одновременно с этим архиерейские власти уделили повышенное внимание внутреннему убранству храма, стены которого были испещрены пятнистыми остатками фресок домонгольского периода. Фу, как некрасиво, решили церковные власти и распорядились «старую штукатурку в алтаре, церкви и на хорах во всех местах отбить, неровные камни, где нужно, обтесать и все стены перетереть, как нужно под роспись…»
Если вы не совсем поняли, то под «старой штукатуркой» в распоряжении понимался как раз слой с древними фресками. А «неровные камни» — это в том числе и камни с резьбой.
Так, во-первых, были уничтожены фрески, а во-вторых, едва не уничтожили сам храм. Бездумный снос построек нарушил баланс сил, храм пошел трещинами и грозил развалиться.
Но наступил 1918 год. В жизни страны это было тяжелейшее время гражданской войны, но в жизни собора поворот к возрождению. Совнарком принимает «Закон об охране памятников культуры». Во Владимир прибывает комиссия, возглавляемая И.Э. Грабарем. Она-то и восстановила те немногие фрески домонгольского периода, которые сохранились по сей день.
От полного разрушения храм спасла работа А.В. Столетова. Причем работа по укреплению стен велась начиная с конца тридцатых годов и не прекращалась даже в Великую Отечественную войну. В итоге собор был спасен. Спасена и его уникальная каменная резьба.
БЕЛОКАМЕННАЯ КНИГА
Как принято считать, люди средневековья в массе своей были неграмотными и потому церковь доносила до них информацию через картинки. Такими же информационными резными картинками насыщены стены Дмитриевского собора. По данным Н.Н. Воронина, всего на его стенах насчитано:
- Изображения христианского характера – 46
- Звери и птицы – 236
- Грифы – 28
- Растения – 234
- Прочие – 22
А всего 566 изображений, искусно выбитых на камне. При этом, конечно, не учтена утраченная резьба, которая, судя по всему, имелась и на галерее, и на башенках, и внутри храма.
Здесь в первую очередь удивляет относительно малое число изображений именно христианского характера. Это наводит на подозрение о том, что церковные власти не особо одобряли светский характер украшений. Не потому ли так мало сведений в летописных источниках о самом храме? Если не сказать, что их там вообще нет.
Отсутствие сведений затруднило датировку храма. Изначально она отталкивалась от такого косвенного свидетельства, как предполагаемое изображение над одним из окон семьи князя Всеволода (христианское имя – Дмитрий, покровитель Дмитрий Солунский, в честь которого и возведен храм). Князь и пятеро сыновей – четверо относительно взрослых (Константин, Юрий, Ярослав, Владимир) и пятый маленький (Святослав) сидит на коленях отца. Отсюда вывели 1196 год, поскольку нет изображения рожденного позже Ивана. Получается, что эту белокаменную книгу «читали» и в XX веке.
Позднейшие историки нашли глухое упоминание о начале строительства в 1191 году. Что ж, одно другому не мешает. Собор велик, резьба его сложна и обильна, строительство шло не один год. Начинали, естественно, снизу, а когда добрались до верха, тут и народился у князя сын Святослав.
Вообще, если скользить глазом по стенам снизу вверх, наличие древней галереи, достигающей середины высоты стен, представляется логичным. От низа до середины нет ничего, кроме «соколиных когтей» основания колонн и так называемых ободверий – резьбы над дверными проемами.
Зато от середины начинается богато украшенный аркатурный пояс. Ни у одного другого здания домонгольской эпохи нет такого богатства. Выше располагаются окна. Как всегда узкие и высокие. Пространство вокруг них до самых полукружий закомар буквально забито резьбой. Здесь-то как раз и помещается князь с сыновьями да и три царя Давида.
Но самым узнаваемым и характерным владимирским изображением являются «улыбающиеся» львы. Как и прочие львы, они больше смахивают на котиков, а их оскал на милую улыбку.
Наименее украшена восточная стена с выступающими полуцилиндрами апсид. Но и она в сравнении с апсидными стенами прочих храмов выглядит богато. Даже барабан купола покрыт резьбой. Купол, кстати, ныне, как и ранее, выполнен в виде шлема, а не луковки. На его простом четерехконечном кресте некогда восседал голубь-ветрило, ныне выставленный в экспозиции внутри храма.
ВНУТРИ ХРАМА
Ныне Дмитриевский собор – хвала большевикам – является не действующим храмом, а музеем. Вход в него… точно не помню, рублей 150. На самом деле можно было бы и не платить, прицепившись паровозиком к группе туристов. Но я сознался надзирательнице в своей непричастности к интуристам, и она взяла с меня наличностью, не выдав билета.
Собственно, как и в прочих владимирских музеях, платить тут особо не за что. Я наверное еще не раз посетую, что Владимир ощущается как ограбленный московскими властями город, лишенный как множества экспонатов, так и хорошего финансирования.
Экспозиция Дмитриевского собора состоит из трех витрин с некими артефактами, нескольких обломков камней, в том числе и расписных и конечно самих стен собора, расписанных фресками, как принято говорить, XII века. Хотя, насколько я знаю, никто достоверно не подтвердил именно 12-векововсть этих фресок. Учитывая, что собор построен на рубеже XII и XIII веков, фрески формально могут относиться и к XIII веку. Но насколько круче говорить «12-й век».
Кстати, еще пару слов простого человека о фресках. Ими принято восторгаться, дескать, красота какая. Ну, не знаю. Я посмотрел и особой красоты не заметил. Скажем честно: рисовали по тогдашним канонам не очень красиво, перспективы нет, фигуры плоские. Но вот сам возраст – это да, это безусловная ценность.
Ну что тут еще есть? Есть надгробие могилы графа Воронцова, но это применительно к нашему интересу к владимирским древностям совсем не в тему. Есть винтовая лестница на хоры. Только лестница заперта и входа туда нет (а жаль). Есть типа копия мощей (!) Дмитрия Солунского. И огромное пространство белых пустых стен от низа до верха.
В общем, что ни говори, а снаружи Дмитриевский собор выглядит куда интереснее и красивее, чем внутри. Собственно, именно извне он и является настоящим памятником. Даром что часть каменной резьбы, конечно, не совсем аутентична, а восстановлена.
Единственное, что по-настоящему вредит внешнему облику это пришпандоренные к стенам водосточные трубы. Здесь их даже не догадались покрасить в белый цвет, как в Успенском соборе. Так и отблескивают неприкрытой жестью. Богата земля русская дурр… странными людьми.
И всё-таки Дмитриевский собор, несмотря ни на что, остается самым красивым владимирским памятником XII века. Вот был же у предков вкус, ничего не скажешь. Пойдемте теперь к Успенскому собору, благо он всего в паре сотен шагов отсюда.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете