АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ ИЛИ ДОЛГОРУКИЙ?
Посетив остатки дворца князя Андрея Юрьевича в Боголюбово, бодрым шагом направляемся вниз по спуску через мост над железной дорогой и прямиком в поле. Это так называемый Боголюбовский луг. По сути обычный заливной луг, каких в моих родных местах в пойме Оки девать некуда. Ну да Клязьма и впадающая в нее Нерль куда меньше Оки. Меньше и Боголюбовский луг – всего-то полтораста гектар (километр на полтора).
Любопытному туристу или паломнику предстоит полтора километра марша по выложенной камнем дорожке, ведущей прямиком к уникальному историко-архитектурному памятнику домонгольского периода церкви Покрова на Нерли. Церковь построена по приказу всё того же великого князя Владимирского Андрея Юрьевича, прозванного Боголюбским. Хотя по размаху завоевательных устремлений он вполне мог бы отбить у отца почетное прозвище «Долгорукий».
В самом деле, князь Юрий Владимирович всю свою жизнь угробил на завоевание Киева. Читаешь его жизнеописание и только наталкиваешься на «Киев, Киев, Киев». Его сын Андрей мыслил шире. Он посылал рати на Волжскую Булгарию (впрочем, есть упоминание и о походе туда Долгорукого), на Новгород, на Киев. Где-то бил он, где-то били его.
А уж как любил князь Андрей покомандовать мелкими и не очень мелкими князьями. Лапы свои загребущие протягивал ко всякому столу княжескому в тогдашней Руси. Мечтал тасовать подручников на столах как слуг в своем терему. Но и у самого силенок не хватало, и Русь не стремилась к единству. В общем, не задалось у Андрея Юрьевича с политикой подавления.
Пытался князь диктовать свои условия и церкви. Вел жесткую прю с митрополитом Киевским, не утверждавшим по его желанию требуемого Андрею кандидата в епископы Ростова и Владимира.
И даже больше. Преисполнился Боголюбский гордыни, возжелал установить новый церковный праздник на Руси. Праздник Покрова Богородицы (1 октября). Чисто византийская традиция, однако связываемая со святым, также носившим имя Андрей. А тут и случай подвернулся. Правда, невеселый.
Во время похода на Волжскую Булгарию в 1164 году был тяжко изранен старший сын князя Изяслав Андреевич. Было парню лет шестнадцать, не больше. Не перенес он ран и по возвращении из похода скончался. Вот в память о нем и заодно к своему новому празднику и задумал Андрей Юрьевич свершить храм на стрелке Нерли и Клязьмы.
За работу взялись живо (да у князя и не забалуешь) и свершили церковь в один год. По самой церкви, не очень большой, задача не выглядит тяжелой. Но следует учесть, что под новый храм пришлось насыпать на стрелке рукотворный холм, который возвышался бы над водой даже в самые сильные разливы рек.
Кто выстроил церковь Покрова на Нерли? То есть спроектировали и следил за работой. Как и в случае со всеми прочими древними сооружениями, это неразрешимая загадка. На самом деле даже нет уверенности, что зодчий был природным русичем. Из патриотизма у нас конечно пишут «русское зодчество», но это недоказуемое утверждение.
Ясно одно: даже при поверхностном взгляде прослеживается связь архитектурной традиции в этом случае со всеми прочими сохранившимися от XII века владимирскими постройками. Мог это быть, например, тот же зодчий, что сооружал Боголюбовский храм с переходами и башнями? Запросто. Это мог быть и тот же зодчий, что руководил постройкой первого Успенского собора во Владимире. Но оставим специалистам копаться в этом неразрешимом вопросе. Вполне возможно, они на нем еще заработают не одну ученую степень.
СУДЬБА ХРАМА
Будете подходить к Покрова на Нерли, советую не идти сразу к храму. При подходе к озеру-старице (остаток когда-то ушедшей в сторону Клязьмы) сверните направо и взгляните на церковь с противоположного берега. Если повезет с погодой и солнышком, получатся хорошие фотки, охватывающие всю панораму и представляющие церковь как на ладошке, а не взглядом карлика из-под ног великана.
Но давайте еще немного поговорим об истории сооружения. Уединенность одновременно и защищала и угрожала ему. С одной стороны, отсутствие вблизи деревеньки или даже города как бы лишало храм пристального внимания грабителей-степняков и уберегало от городских пожаров.
С другой же стороны, церковные власти у нас, как это ни странно, жуткие рационалисты. Нет прихода у церкви? Значит, церковь не нужна. А камни от нее могут послужить отличным стройматериалом в более полезном месте.
В конце XVIII века игумен Боголюбского монастыря (тогда он был мужским) решил разобрать здание. Однако зодчие XII века ребятами оказались умелыми. Они замутили такой крепкий раствор, что подрядившаяся бригада варваров помыкалась, помыкалась под стеной да и плюнула на эту тяжелую работенку.
У нас часто (и заслуженно) обвиняют в вандализме большевиков 1920-х годов. Но и церковные власти конца XIX века вели себя не лучше. В частности, именно они распорядились ободрать, соскоблить с внутренних стен храма роспись, то есть фрески. По некоторым данным это были довольно старые фрески. Может быть, самого Рублева, если еще не старше. Зато, видите ли, теперь стены стали чистенькими, беленькими.
Тогда же крыша обзавелась выступающими рогами – это желоба-водостоки. Иной раз, глядя на вот такие рога или на прилепленные сегодня водосточные трубы, я задумываюсь: а как предки обходились без этого уродства? Ведь простояла же церковь без рогов семьсот с лишним лет.
А вот замена шлемообразного купола на луковицу, как считается, пошла внешнему облику на пользу. Да тут еще надо заметить, удачно подобрали пропорции луковицы. Она не большая как на Спасо-Преображенском соборе в Переяславле и не маленькая как на Борисоглебской церкви в Кидекше. В самый раз, просто идеально.
ИЗМЕНЧИВЫЙ ОБЛИК
Но не стоит думать, что вышеперечисленным ограничивается список переделок и храм, мол, выглядит почти также как при Андрее Боголюбском. Смотрите на картинку выше: на западной стене слева виден дверной проем, прорезающий аркатурный пояс. Этот проем не новодел, не блажь безграмотных монахов поздних времен. Это вход на хоры. И вход не для всякого, а лишь для избранных.
Вопрос: как же попадали в эту дверь? На этот счет есть несколько мнений. Самый большой авторитет в истории архитектуры Николай Николаевич Воронин считал, что вокруг всего храма аккурат вровень с этой дверью шла галерея. Проще говоря, этакий навес на столбиках. Внутри галереи была лестница, которая и вела наверх.
В подтверждение этого утверждения приводятся данные раскопок Воронина вкруг церкви. В насыпном холме он обнаружил вкопанные каменные столбы. Ученый предположил, что они являются фундаментом-опорой придуманной им галереи. Кроме того, имеются сведения о найденных вокруг храма камнях с резьбой. Они явно были с какой-то радом расположенной постройки. Почему бы и не с галереи?
Как знать, как знать, всё может быть. Не мне лезть со своим отсутствующим мнением по этому вопросу. А только не все согласны с Ворониным. Другой, не менее именитый ученый, выдающийся реставратор Александр Васильевич Столетов (1896-1966) не верил в галерею, но предполагал наличие более скромной пристройки в районе этой дверцы. Это могла быть башенка с витой лесенкой как в Боголюбове.
Ну а что до каменных столбов в основании насыпного холма, то предки наши были людьми неглупыми и таким образом просто укрепили холм, чтобы он противостоял весеннему ледоходу.
ИЗУКРАШЕНА НА ДИВО
Налюбовавшись и нафотографировавшись через озеро, вновь возвращаемся на каменную дорожку и проходим вплотную к цели нашей экскурсии. Как по мне, так церковь Покрова на Нерли в сохранившемся виде дает представление о том, как мог выглядеть погибший собор Рождества Богородицы в Боголюбово. Время создания одно, техника та же, возможно, и зодчий тот же.
Так что можно увидеть на стенах Покрова? Двинемся сверху вниз. К уже изученным нами в прошлом отчете архитектурным элементам здесь следует добавить закомары. Это полукруглые верхушки прясел. Прясла – это вертикальные части стены, отделенные друг от друга колоннами. На всех фото видно, что любая стена храма разделена на три части, то есть на три прясла.
Еще раз: закомары – это верхние полукружья прясел. Бывают закомары ложные, фактически просто декоративные, не повторяющие формы свода крыши. Например, если крыша вообще плоская. В XII же веке закомары были настоящие, то есть отходящая от них крыша повторяла их форму, формируя своды.
Ниже закомар идет пояс окон. Окошечки традиционно узки, только руку просунуть. На каждой стороне вокруг окон воспроизводится одна и та же резная композиция. Восседающий царь Давид с арфой (в форме русских гуслей), львы, грифоны и женские лица. Правда, русские резчики никогда не видели живых львов и эти якобы оскалившиеся животные у них больше напоминают улыбающихся котиков.
Под окнами идут уже знакомые нам по Боголюбову поясы поребриков и аркатур. Но колонны аркатур на этой церкви украшены более богато, чем на сохранившейся части дворца Андрея Боголюбского.
Колонны храма в нижней части оканчиваются традиционными соколиными когтями. Почему именно «соколиными», не знаю, но так обычно говорят.
Восточная, алтарная часть церкви занята апсидами. Это три таких полуцилиндра высотой во всё здание. Верхняя часть апсид также украшена резьбой – поребрики и аркатурный пояс.
Обычно еще отмечают такую особенность окон в апсидах. Окно средней апсиды размещено чуть выше уровня боковых окошек. Кто это придумал, не ведаю, но выглядит симпатичнее строгой симметрии.
Вход в церковь совершенно свободный. Однако, по совести говоря, там особо не на что смотреть. Ведь имевшаяся когда-то на стенах роспись беспощадно ободрана варварами XIX века. Что там осталось – своды, колонны окна. Света в солнечный день, кстати, вполне достаточно.
Помещеньице довольно тесное. Церковь и сама по себе невелика по габаритам, а стены метровой толщины дополнительно скрадывают пространство. Остается метров 50, ну 70. Стоят иконки, монахини, видать, присматривают за порядком и чистотой. Верующим не возбраняется поставить свечку и помолиться.
Неверующие могут пройти чуть за церковь на берег Нерли. Ничего особенного, речушка как речушка. Чистенькая, берега в зелени. Кстати, в особо жаркий день можно искупаться. И лучше даже не в речушке, а в озере-старице. Только присматривайте за оставленными на берегу вещами.
Посетив действительно знаковое и культовое туристическое место, той же каменной тропинкой возвращаемся в Боголюбово. Пора возвращаться во Владимир к его основным культурным точкам. И начнем мы с Дмитриевского собора.
Значит, поднимаемся по спуску к Боголюбовскому монастырю, тут же переходим трассу, подходим к остановке на повороте на Новое, дожидаемся 152-го автобуса и едем в обратную сторону.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете