«СЕГОДНЯ ДЕНЬ СВЯТОГО КРИСПИАНА»
В день святого Криспиана 25 октября 1415 года произошло одно из главных сражений Столетней войны – битва при Азенкуре. По сей день англичане дорожат памятью этого события. Дорожил ею и Шекспир, сделав ее центральным событием пьесы «Генрих V».
Между прочим, самой патриотически наполненной пьесой. Настолько заряженной патриотизмом, что в 1944 году, в разгар второй мировой войны, на ее экранизацию были выделены значительные деньги. Да и результат вышел на совесть.
Справедливо было ожидать центрального места этой пьесы и в сериале «Пустая корона». После долгой подготовки поля в двух частях «Генриха IV» создатели сериала выводят на сцену и на азенкурское поле Генриха V.
Результат, сразу скажу, мне не понравился. Знаете ли за 70 лет, прошедших с первой, весьма достойной, экранизации, можно было бы рассчитывать на кое-что стоящее. Но продюсеры решили сменить коней на переправе. И начали с центральной фигуры. Нет, с актера, играющего Генриха, а с режиссера.
Плюс добавили чернокожей толерантности, от которой успешно отбивались в предыдущих двух фильмах.
Кому пришло в голову сделать герцога Йоркского негром, я даже знать не хочу. Согласились на это все – и довольно. Ей-богу, черный герцог Йорк выглядит довольно мерзко.
При таком раскладе можно было бы не сохранять роль Генриха V за Хиддлстоном, а сразу поставить на эту роль какую-нибудь кончтиу-вурст. Было бы еще толерантнее. А борода у неё-него даже лучше, чем у Хиддлстона.
Между прочим, напомню, что первом фильме сериала «Ричард II» герцог Йорк уже появлялся. Пусть и в неприглядной роли, но вполне себе беленький. Как и подобает родственнику нынешней английской королевы.
Одна радость – герцог Йорк погиб в сражении при Азенкуре.
Но негр в роли Йорка всё-таки не главная (хотя и чувствительная) проблема экранизации. Ей не хватает огонька, бывшего в ранних экранизациях да и у самого Шекспира. Генрих V, призванный возжигать в людях патриотический огонь, здесь выглядит немножко бледновато. Он скорее идет за историей, а не вершит ее.
Генрих тут весь такой из себя одухотворенный, но не близкий людям. Весь обращен куда-то к небесам, а не к земле. Он не похож на принца Хэла двух предыдущих фильмов. Хотя и играет его один и тот же актер. Этим утрачена преемственность серий.
Ее не спасает, а только еще более усугубляет перевод из «Генриха IV» в «Генриха V» актеров, играющих второстепенные роли собутыльников Хэла и Фальстфа. Они явно не подходят под пьесу возрастом.
Кстати, уж если задумали тащить сюда негров, притащили бы их на роли Пистоля и Бардольфа. От их замены фильм бы не проиграл. Или всё та же толерантность не позволяет ставить негров на роли пьяниц и дезертиров, которых по ходу действия вздернут на суку?
Совершенно не дались новому режиссеру и боевые сцены. Хотя чего-чего, а уж сражение при Азенкуре заслуживает большего представления на экране, чем подавление мятежа Нортумберлендов в предыдущих сериях. Но нет. Ни зрелищности тут, ни патриотического угара.
Видимо, вместе с приходом толерантности из общества изгоняется англосаксонский патриотизм пьесы. Нет, мне, конечно, приятно наблюдать такое явление, но, вообще говоря, немножко обидно. И за Шекспира, и за несостоявшееся действо.
Ну да, привирал Шекспир не стесняясь, так и что? Зато красиво. А у нынешних авторов красоты-то как раз и не хватает.
Свести всё сражение к мягкотелой речи короля и нескольким дуэлям – это, знаете ли, свинство. А уж самую-самую сцену с убийством французских пленных как-то стыдливо загородили латниками. Дескать, ну было там что-то такое, и что?
Да и пленных тех в массовку набрали человек семь. Всего! Семь! Человек! Нет, я понимаю условность изображения сражения на сцене театра, но в кино?! Для того ведь действие и перенесено на телеэкран, чтобы по возможности развязаться с условностями шекспировского театра.
Да, у Шекспира в пьесе много мест, где он обращается к зрителям: «представьте себе замок», «представьте себе море» и так далее. Но здесь ведь можно и показать. Да само море или замок и показывают. Чего бы и поле сражения не представить посерьезнее, а не свалкой из двух десятков даже не реконструкторов, а каких-то ряженных?
В общем, ребята, вы как хотите, а меня четвертый эпизод «Пустой короны» расстроил. Скоро расскажу, как там дела с пятым, «Генрих VI, часть 1».
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра