«В ГРОБ С ОТЦОМ СОШЛО МОЕ БЕСПУТСТВО»
Первая часть «Генриха IV» была скорее комедией. Часть вторая в большей степени трагедия. Хотя и является без всякого перерыва продолжением первой.
Исторической основой сюжета здесь является продолжающееся восстание против короля. Герцог Нортумберленд узнает о гибели сына, Хотспёра. И поднимает на короля всё, что можно.
Сам Генрих IV стоит на краю могилы. Ослаблен, разбит, болен. Он не в силах сесть в седло. Трагедия его усугубляется продолжающимися гулянками и попойками старшего сына. Поэтому на Нортумберленда отправляется войско под командованием герцога Уэстморленда.
Интересно, что в поход отправляется даже Фальстаф со своими приятелями. А принц Хэл остается дома.
Кстати, о Фальстафе. В первой части он был ведущим клоуном пьесы. В части второй старик эволюционирует в сторону трагизма. Даже несколько комедийных сценок больше отдают горечью, чем весельем.
Между прочим, исторически интересно взглянуть на его поход против мятежников. На самом деле здесь немало любопытных деталей, почти выведенных за рамки сюжета.
Фальстаф получает права капитана и некоторый капитал на вербовку отряда. Со своими полномочиями он отправляется в провинцию, где вербует в войско самое последнее отребье. Полуживых доходяг без вооружения и доспехов.
Цель этого мероприятия в фильме явно не проговаривается, но исходя из контекста эпохи понять не сложно. Фальстаф хочет только довести этот сброд до поля боя, где его благополучно перебьют опытные бойцы мятежников. А полученные на вербовку денежки так и останутся в «чахоточном» кармане капитана. «О, времена, о, нравы».
И всё для старого хитрюги сходит благополучно. Даже его воинство не уничтожается, а просто куда-то испаряется. Дальше еще лучше: приходит известие о смерти короля и о восхождении на трон принца Хэла. О, вот тут праздник на улице Фальстафа: его дружок-собутыльник король!
Стать королем реальному Генриху V, наверное, было проще, чем актеру Тому Хиддлстону. И вопрос не в его восприятии зрителями как Локи из бесконечных «Торов» да «Мстителей». Во-первых, не все смотрели это безобразие (я не смотрел). Во-вторых, он, что называется «тащит». Да так, что забудешь все прошлые роли.
Вопрос в сложности прописанной Шекспиром роли. Тут надо из кабацкого гуляки трансформироваться в самого знаменитого английского короля. И если у реального Генриха V на это были годы, то у Хиддлстона всего пара часов экранного времени.
Время дорого, поэтому сцен с дурачествами Хэла тут много меньше, чем в части первой. Хэл тоже эволюционирует в фигуру драматическую. Ему ведь еще надо успеть примириться с умирающим отцом, порвать со своим прошлым. Не только внешне, но и внутренне.
И самым знатным символом этого разрыва служит сцена встречи Генриха V и Фальстафа. Старый прохиндей еще не понимает, что между принцем Хэлом и королем Генрихом V нет ничего общего. Ну, разве что одна внешность. Хотя и внешне он как-то преобразился.
То-то было потрясен старый пень, заранее возомнивший себя, как минимум, главным советником нового короля. И тут игра актеров восходит, пожалуй, на наибольшую высоту во всей пьесе. Поистине концовка «Генриха IV» идет на вздохе, а не на выдохе.
Кроме этих главных персонажей, в пьесе мелькает много исторических персон. Неподготовленный глаз да еще в виде постановки (то есть без пояснительных авторских слов, кто тот или иной говорящий) вряд ли схватит их. Но в контексте сериального представления всех исторических трагедий Шекспира можно отметить нескольких деятелей.
Прежде всего, в «Генрихе IV» на фоне короля мелькают его сыновья. С Генрихом V всё ясно, он фактически имеет роль даже более развитую, чем у Генриха IV. Но кроме него, у короля было еще три сына. И два из них имеют свои роли, например, в «Генрихе VI». Хамфри Глостер вообще там один из главных героев. А герцог Бедфорд исторически известен по противостоянию с Францией Жанны д’Арк.
Главный мятежник пьесы, герцог Нортумберленд – отец и дед герцога Нортумберленда и графа Перси, главных действующих лиц первого этапа Войны Роз. О них много, очень много пишется, например, в «Войне Роз» Конна Иггульдена.
Что интересно, потомки герцога, восставшего против Генриха IV, были ярыми сторонниками внука короля, Генриха VI. Как там у них, у аристократов всё сложно.
Хотя постойте, мы забегаем далеко вперед. Какой там Генрих VI? Мы еще с «Генрихом V» не разобрались.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра