Конец пути (2017)

Время чтения: 4 мин.

фильм Конец пути

КИНО О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Я купился на фильм «Конец пути» (в некоторых источниках «Последняя битва») как на кино о первой мировой. Однако это оказалось не военное кино, а кино о войне. Во главу угла здесь поставлены люди на войне, их переживания, изменение личности и ожидание смерти, которое оказывается страшнее самой смерти.

Эта особенность становится понятной, если учесть, что фильм снят по известной в Британии пьесе Роберта Шерриффа «Journey’s End» («Конец пути»). Автор сам не сидел в окопах первой мировой, но тесно общался с людьми, прошедшими войну. Под впечатлением от разговоров и возникла идея пьесы, действие которой происходит в блиндаже на переднем краю накануне Весеннего наступления немцев.

Начатое 21 марта 1918 года, наступление стало последней попыткой Германии переломить ход событий до прибытия на фронт американских дивизий. Это был удар сокрушительной силы. И результаты его по меркам окопной войны на карте выглядят впечатляюще. Главный удар 21 марта пришелся по фронту англичан. Для них эта операция стала потрясением и символом, сравнимым по эффекту с Верденом для французов.

Пьесу я не читал, поэтому ограничусь отзывом на киноадаптацию 2017 года. В кино визуальная часть может сделать больше, чем на сцене. Поэтому фильм показывает не только блиндаж и офицеров. Перед зрителем проходит классическая окопная война. С грязью (всё-таки март), крысами, болезнями, неопрятностью быта.

фильм Конец пути

В действующую часть из Англии прибывает молодой второй лейтенант (младший офицерский чин) Рэйли. Парень совсем зелен и восторженно горяч. Он просится на передовую и непременно в роту капитана Стэнхоупа. До войны тот был его кумиром, наставником и женихом сестры. Ну, окей, пусть птенец хлебнет окопной жижи, его отправляют к Стэнхоупу.

Рота капитана именно сейчас, 18 марта, выдвигается в окопы. Рутинная задача: отсидеть шестидневную вахту и снова отойти в резерв. Только вот те, кто знает о 21 марта, понимают, что шести дней парням Стэнхоупа прожить не получится.

Да они и сами чувствуют что-то такое. Крупное наступление не утаишь. Англичане ждут, видят признаки надвигающегося наступления, шум машин, активность немцев. Все в роте переполнены тревожным ожиданием. Только выказывает тревогу каждый по-своему.

Лейтенант Осборн, на гражданке бывший школьным учителем, является оплотом внешнего спокойствия, воплощением понимания и мудрости. Сам он напряжен до предела, но умело скрывает свои чувства.

фильм Конец пути

Второй лейтенант Троттер славный мужик, мужчина в полном расцвете сил. Давно махнул рукой на всё, что впереди, оставляет за собой только то, что здесь и сейчас. Добродушен, шутлив, любит поесть – самое большое удовольствие в окопной жизни.

Другой второй лейтенант роты Хибберт окончательно сломался. Его бьет дрожь, он уже не на грани нервного срыва, а давно за ней. Лучше пристрелите его прямо сейчас, он не в силах больше выносить пытку ожиданием боя и смерти.

Ну и наконец сам капитан Стэнхоуп, «лучший командир роты во всей английской армии». Его восторженный поклонник Рэйли ожидает увидеть в окопах всё того же славного парня, старшего товарища, чуткого наставника, каким Стэнхоуп был до войны. Но находит надломленного, держащегося только на виски, безразличного ко всему человека.

Какой-то опорой капитану еще служит мундир, ответственность за роту, солдат, но сам по себе он нуждается, прежде всего, в забвении и крепком плече, в которое можно проплакаться, выговориться. Эту «жилетку» ему исправно и чутко предоставляет лейтенант Осборн.

фильм Конец пути

А дальше идут три дня из жизни роты в окопах. Дежурства, караулы, вызовы к начальству, разговоры, обеды, вылазка к немецким окопам за «языком». Лучшие всегда гибнут первыми. Но и выжившие не смогут радоваться отсрочке больше, чем несколько часов. Обстановка накаляется и под финал гремит артподготовка немцев.

Тут я не стану особо заострять внимание на подготовке роты к бою. Как на мой взгляд, так тут что-то не совсем то. Но еще раз отмечу, что фильм не военно-исторический, это драма о людях на войне. И потому можно простить мелкие огрехи. Если они есть.

Важно и появление в кадре более высшего начальства, чем командир роты. Эти полковники и генералы показаны «страшно далекими от народа», то есть от солдатской массы. Они мыслят совсем другими категориями. И речь даже не о хрустальных бокалах за столом, а об отношении к человеческой жизни, о непонимании этих оскотинивающих человека условий.

Капитан Стэнхоуп потому и «лучший командир роты», по признанию своих подчиненных, что он делит с ними быт войны, знает каждого, каждому находит нужное слово. Но это же проникновение в суть окопной жизни и разорвало его личность, превратило его в кого-то другого, не оставило тем славным парнем с довоенной фотографии.

фильм Конец пути

Игра актеров здесь на «театральном» уровне. Это когда надо играть словами, жестами, мимикой, а не действием. Поскольку действия почти нет. Есть сцены, мизансцены, характеры, которые нужно сыграть, показать, развернуть.

«Конец пути» стоит смотреть, ожидая военную драму, а не военное кино с боевыми действиями, штыками и атаками. Авторы хотят донести до зрителя не картину войны, они желают заставить его почувствовать человека на войне.

Причем на войне, по большому счету, бессмысленной. Пьеса писалась в 1928 году, ставилась уже в разгар Депрессии. Ничего хорошего вернувшиеся с войны солдаты не получили. Их даже нельзя было убедить, что в окопах Франции они защищали Родину. Интересно, что похожее упадническое настроение присутствует и в «Дюнкерке», посвященном уже второй мировой.

7 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ