Глава 5 (Часть 3). Расследование дилетанта
4.
В 1960 году на экраны выходит фильм «Крепость на колёсах». После войны прошло всего 15 лет, бОльшая часть населения страны всё прекрасно помнит. Поэтому фильм, приключенческо-подростковый по своей сути, достаточно реалистичен (но не слишком). И, главное, в нём, в роли «крепости на колёсах», снимается настоящий бронепоезд.
Судя по всему, именно это фильм определил – что именно у нас в стране сохранится в качестве бронепоезда. Ибо всё, что затребовали киношники с брянского склада сохранилось до сих пор, а всё, что не затребовали – не сохранилось.
В качестве «крепости на колёсах» в фильме выступают мотоброневагон МБВ №02, площадка ПВО, бронеплощадка ПЛ-43, бронепаровоз с тендером типа ПР-43 – практически всё то, что и сохранилось до наших дней.
Мотоброневагон МБВ №02 воевал с 5 августа 1941 года. Сначала он был в составе отдельного бронепоезда №60, потом действовал самостоятельно, в апреле 1942 вошёл в состав бронепоезда №1 «Народный мститель» 71-го ОДБП (позже этот бронепоезд поучил №640). С января 1943 года мотоброневагон в 14-м ОДБП, в качестве его «второго» бронепоезда, и получает свой собственный номер – 684, и собственное наименование – «Стремительный». В составе этого соединения мотоброневагон и пробыл до конца войны.
За всю свою военную карьеру, в состав бронепоезда типа БП-43, который присутствует в фильме, мотоброневагон не входил. Я уж не говорю о том, что летом 1941 года, когда происходят события фильма, мотоброневагон-то был, а вот бронепоездов типа БП-43 – не было. Но это, в общем, и неважно.
В фильме кроме бронепаровоза с тендером присутствует одна площадка ПВО и одна артиллерийская площадка ПЛ-43. В бронепоездах этого типа площадок ПВО бывало одна-две, а вот артиллерийских площадок было четыре. И ещё четыре контрольные платформы – по две в начале и в конце состава.
В фильме их тоже четыре, но «для солидности» на две из них открыто установлены две 76-мм зенитки. В «настоящих» БП-43 так не делали, конечно, но в «поездах ПВО», особенно начала войны – запросто. В принципе, всякая самодеятельность бывала, особенно в сорок первом. Но обычно на контрольных платформах перевозилось всякое поездное имущество.
Бронепоезд в фильме показывают часто, много и со смаком, так, что его можно рассмотреть со всех сторон, во всех подробностях. Причём, весь этот состав перемещается явно сам, своим ходом. Либо мотоброневагон, либо паровоз, а может и оба, были на тот момент на ходу.
Где болтался мотоброневагон следующие пять лет неизвестно, но в 1965 году, к двадцатилетию Победы, его передали в музей бронетехники в Кубинке, где он и стоит благополучно по сей день.
Бронепоезду же повезло гораздо меньше. Где-то он обретался до 1964 года, а в 1964-м на экраны вышел детский фильм «Армия «Трясогузки», про отважных неуловимых мстителей малолетних беспризорников, устраивающих в тылу у белых всякие диверсии, и про отважных революционных бойцов, вламывающих тем же белым по полной.
Фильму нужен был бронепоезд. Его там строили белые, а красные у них его угоняли. Бронепоездов времён Гражданской войны в стране не имелось. Вообще бронепоездов не имелось, кроме одного. Вот его-то и пустили в расход.
Площадку ПВО-4, как не вписывающуюся в образ, пощадили и в фильм не взяли. Бронепаровоз с тендером хоть и взяли, но не трогали – ну, подумаешь, ПР-43, сойдёт как ни будь за 1920-й (он тут, вроде бы, опять самостоятельно передвигается). А вот бронеплощадка ПЛ-43 с башней от «тридцатьчетвёрки» киношников не устроила. Как-то уж совсем не аутентично получалось. И её решено было загримировать.
На бока платформы приделали высокие борта с дополнительными пулемётными гнёздами, а башню окружили ещё одной, здоровенной и циллиндрической. И всё это не из какой-нибудь фанеры, нет. Из добротной толстолистовой стали, на профилях, с болтами и заклёпками. На века.
Причём в фильме этот монстр-бронепоезд мелькает хорошо, если десять минут экранного времени – пять минут стоит в темноте на заднем плане, и пять минут едет и стреляет. Зачем понадобилось такой огород городить – вообще непонятно.
Поучилось ли с «гримом» похоже на броневагон времён Гражданской войны? Не очень. Тогда броневагоны строили, в основном, на четырёхосных платформах, с двумя башнями на концах. Зато, неожиданным образом, площадка стала чем-то напоминать бронеплощадку типа ОБ-3 времён Великой Отечественной.
После завершения съёмок бутафорию, приделанную насмерть, снимать не стали, оставили как есть. Больше ни мотоброневагон, ни бронепоезд, в фильмах не снимались. А несчастная бронеплощадка, изуродованная киношниками, в таком виде простояла ещё пятьдесят пять лет!
В 1965, к двадцатилетию Победы, бронепоезд в составе бронепаровоза с тендером, площадки ПВО-4 и артиллерийской бронеплощадки ПЛ-43 (в совершенно неузнаваемом виде) были установлены на открытой смотровой площадке ЦМВС (к этой дате музею как раз построили новое здание и вообще обновили). Как я уже сказал, бутафорию не трогали, и в музее ПЛ-43 стояла в своём «киношном» виде.
И стоял себе бронепоезд в ЦМВС ещё тридцать лет, пока в 1995 году, к 50-летию Победы, на Поклонной горе не открыли парк. А там, кроме знаменитого церетелевского Георгия Победоносца, копьём нарубившего змия на куски, как варёную колбасу, ещё и Центральный Музей ВОВ. При котором, в Парке Победы, была открыта выставка военной техники.
Как ЦМВС кое-что отжал, в своё время, у Кубинки, так и тут «Поклонка» взяла кое-что из ЦМВС. В частности – площадки бронепоезда. Так сказать, во временное пользование. Бронепаровоз с тендером остались в ЦМВС, площадка ПВО-4 и бронеплощадка ПЛ-43 (по прежнему в «армейско-трясогузочьем» виде) переехали на Поклонную гору.
Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Ещё двадцать четыре года бронепоезд стоял разорванным надвое. Словно мало было того, что с самого момента его «музеефикации», с выставления на широкое обозрение публики, он был в ненатуральном, «бутафорском» виде.
Только в этом, 2019 году (!!!), всё стало на свои места. Бронеплощадки, наконец, отобрали у Парка Победы и вернули назад, в ЦМВС. А после этого были проведены реставрационные (хотя правильнее было бы назвать – деструкционные) работы по удалению киношной бутафории. Бронеплощадка наконец приобрела свой исконный вид. Впервые с момента попадания в музей. Такой её посетители музея вообще никогда не видели.
Будем надеяться, что больше ничего страшного с «последним бронепоездом» не произойдёт, его не разорвут и не перелицуют. И не дадут соржаветь в труху на открытой всем дождям и ветрам площадке.
5.
Что же мы имеем в итоге всего «расследования дилетанта»?
Музейные таблички, что в ЦМВС, что уже не нужная на Поклонной горе, содержание которых усиленно и буквально перепевается и по интернету, и по всяким популярным источникам, очень далеки от истины.
Ни 1917 год изготовления, ни Кизил-Арват как место изготовления, ни боевой путь сохранившегося бронепоезда в качестве «той самой» матчасти не подтверждаются. Боевой путь бронепоезда как воинского соединения тоже не особо подтверждается – общие черты есть, но это было не одно и то же воинское соединение.
Текущее собственное название бронепоезда и номер его паровоза нигде не упоминаются, ни в составе воинского соединения, ни в составе его матчасти. И название бронепоезда и номер его паровоза накрепко привязаны только к современному музейному экспонату.
Происхождение данной сохранившейся матчасти неясно – есть несколько возможных вариантов, и ни один из них не попадает в «каноничную» общеизвестную судьбу данного бронепоезда.
В общем, вопросов больше, чем ответов.
- Что стало с бронепоездом «Роза Люксембург» после того, как он ушёл на ремонт в конце 1943 года? (Это, наверное, самый простой вопрос).
- На каком этапе возникло название «Красновосточник», кто, когда и зачем его вообще выдумал?
- Кто, когда и зачем выдумал изготовление этого бронепоезда в 1917 году в Кизил-Арвате?
- В состав какого бронепоезда на самом деле входили сохранившиеся площадки и локомотив?
Дилетант сделал своё дело, дилетант может уходить. Пора за это взяться профессионалам.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com