Глава 5 (Часть 3). Расследование дилетанта
4.
В 1960 году на экраны выходит фильм «Крепость на колёсах». После войны прошло всего 15 лет, бОльшая часть населения страны всё прекрасно помнит. Поэтому фильм, приключенческо-подростковый по своей сути, достаточно реалистичен (но не слишком). И, главное, в нём, в роли «крепости на колёсах», снимается настоящий бронепоезд.

Судя по всему, именно это фильм определил – что именно у нас в стране сохранится в качестве бронепоезда. Ибо всё, что затребовали киношники с брянского склада сохранилось до сих пор, а всё, что не затребовали – не сохранилось.
В качестве «крепости на колёсах» в фильме выступают мотоброневагон МБВ №02, площадка ПВО, бронеплощадка ПЛ-43, бронепаровоз с тендером типа ПР-43 – практически всё то, что и сохранилось до наших дней.

Мотоброневагон МБВ №02 воевал с 5 августа 1941 года. Сначала он был в составе отдельного бронепоезда №60, потом действовал самостоятельно, в апреле 1942 вошёл в состав бронепоезда №1 «Народный мститель» 71-го ОДБП (позже этот бронепоезд поучил №640). С января 1943 года мотоброневагон в 14-м ОДБП, в качестве его «второго» бронепоезда, и получает свой собственный номер – 684, и собственное наименование – «Стремительный». В составе этого соединения мотоброневагон и пробыл до конца войны.

За всю свою военную карьеру, в состав бронепоезда типа БП-43, который присутствует в фильме, мотоброневагон не входил. Я уж не говорю о том, что летом 1941 года, когда происходят события фильма, мотоброневагон-то был, а вот бронепоездов типа БП-43 – не было. Но это, в общем, и неважно.

В фильме кроме бронепаровоза с тендером присутствует одна площадка ПВО и одна артиллерийская площадка ПЛ-43. В бронепоездах этого типа площадок ПВО бывало одна-две, а вот артиллерийских площадок было четыре. И ещё четыре контрольные платформы – по две в начале и в конце состава.
В фильме их тоже четыре, но «для солидности» на две из них открыто установлены две 76-мм зенитки. В «настоящих» БП-43 так не делали, конечно, но в «поездах ПВО», особенно начала войны – запросто. В принципе, всякая самодеятельность бывала, особенно в сорок первом. Но обычно на контрольных платформах перевозилось всякое поездное имущество.

Бронепоезд в фильме показывают часто, много и со смаком, так, что его можно рассмотреть со всех сторон, во всех подробностях. Причём, весь этот состав перемещается явно сам, своим ходом. Либо мотоброневагон, либо паровоз, а может и оба, были на тот момент на ходу.

Где болтался мотоброневагон следующие пять лет неизвестно, но в 1965 году, к двадцатилетию Победы, его передали в музей бронетехники в Кубинке, где он и стоит благополучно по сей день.

Бронепоезду же повезло гораздо меньше. Где-то он обретался до 1964 года, а в 1964-м на экраны вышел детский фильм «Армия «Трясогузки», про отважных неуловимых мстителей малолетних беспризорников, устраивающих в тылу у белых всякие диверсии, и про отважных революционных бойцов, вламывающих тем же белым по полной.
Фильму нужен был бронепоезд. Его там строили белые, а красные у них его угоняли. Бронепоездов времён Гражданской войны в стране не имелось. Вообще бронепоездов не имелось, кроме одного. Вот его-то и пустили в расход.

Площадку ПВО-4, как не вписывающуюся в образ, пощадили и в фильм не взяли. Бронепаровоз с тендером хоть и взяли, но не трогали – ну, подумаешь, ПР-43, сойдёт как ни будь за 1920-й (он тут, вроде бы, опять самостоятельно передвигается). А вот бронеплощадка ПЛ-43 с башней от «тридцатьчетвёрки» киношников не устроила. Как-то уж совсем не аутентично получалось. И её решено было загримировать.

На бока платформы приделали высокие борта с дополнительными пулемётными гнёздами, а башню окружили ещё одной, здоровенной и циллиндрической. И всё это не из какой-нибудь фанеры, нет. Из добротной толстолистовой стали, на профилях, с болтами и заклёпками. На века.


Причём в фильме этот монстр-бронепоезд мелькает хорошо, если десять минут экранного времени – пять минут стоит в темноте на заднем плане, и пять минут едет и стреляет. Зачем понадобилось такой огород городить – вообще непонятно.

Поучилось ли с «гримом» похоже на броневагон времён Гражданской войны? Не очень. Тогда броневагоны строили, в основном, на четырёхосных платформах, с двумя башнями на концах. Зато, неожиданным образом, площадка стала чем-то напоминать бронеплощадку типа ОБ-3 времён Великой Отечественной.


После завершения съёмок бутафорию, приделанную насмерть, снимать не стали, оставили как есть. Больше ни мотоброневагон, ни бронепоезд, в фильмах не снимались. А несчастная бронеплощадка, изуродованная киношниками, в таком виде простояла ещё пятьдесят пять лет!

В 1965, к двадцатилетию Победы, бронепоезд в составе бронепаровоза с тендером, площадки ПВО-4 и артиллерийской бронеплощадки ПЛ-43 (в совершенно неузнаваемом виде) были установлены на открытой смотровой площадке ЦМВС (к этой дате музею как раз построили новое здание и вообще обновили). Как я уже сказал, бутафорию не трогали, и в музее ПЛ-43 стояла в своём «киношном» виде.
И стоял себе бронепоезд в ЦМВС ещё тридцать лет, пока в 1995 году, к 50-летию Победы, на Поклонной горе не открыли парк. А там, кроме знаменитого церетелевского Георгия Победоносца, копьём нарубившего змия на куски, как варёную колбасу, ещё и Центральный Музей ВОВ. При котором, в Парке Победы, была открыта выставка военной техники.

(Если вы не знаете, «Zerstorer» — это двухмоторник Мессершмитта Bf.110. Если бы он был не самолётом, а кораблём, литературно перевели бы как «эсминец», а так, буквально – «разрушитель». В английском языке та же петрушка, вспомните стардестройеры из «Звёздных войн»).
Как ЦМВС кое-что отжал, в своё время, у Кубинки, так и тут «Поклонка» взяла кое-что из ЦМВС. В частности – площадки бронепоезда. Так сказать, во временное пользование. Бронепаровоз с тендером остались в ЦМВС, площадка ПВО-4 и бронеплощадка ПЛ-43 (по прежнему в «армейско-трясогузочьем» виде) переехали на Поклонную гору.
Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Ещё двадцать четыре года бронепоезд стоял разорванным надвое. Словно мало было того, что с самого момента его «музеефикации», с выставления на широкое обозрение публики, он был в ненатуральном, «бутафорском» виде.
Только в этом, 2019 году (!!!), всё стало на свои места. Бронеплощадки, наконец, отобрали у Парка Победы и вернули назад, в ЦМВС. А после этого были проведены реставрационные (хотя правильнее было бы назвать – деструкционные) работы по удалению киношной бутафории. Бронеплощадка наконец приобрела свой исконный вид. Впервые с момента попадания в музей. Такой её посетители музея вообще никогда не видели.

В таком виде и в одном месте публика не видела наш единственный сохранившийся бронепоезд более полувека.
Снимок сделан 14 июля 2019 г., ЦМВС.




Снимок сделан 14 июля 2019 г., ЦМВС.

Снимок сделан 14 июля 2019 г., ЦМВС.

Снимок сделан 14 июля 2019 г., ЦМВС.
Будем надеяться, что больше ничего страшного с «последним бронепоездом» не произойдёт, его не разорвут и не перелицуют. И не дадут соржаветь в труху на открытой всем дождям и ветрам площадке.
5.
Что же мы имеем в итоге всего «расследования дилетанта»?
Музейные таблички, что в ЦМВС, что уже не нужная на Поклонной горе, содержание которых усиленно и буквально перепевается и по интернету, и по всяким популярным источникам, очень далеки от истины.
Ни 1917 год изготовления, ни Кизил-Арват как место изготовления, ни боевой путь сохранившегося бронепоезда в качестве «той самой» матчасти не подтверждаются. Боевой путь бронепоезда как воинского соединения тоже не особо подтверждается – общие черты есть, но это было не одно и то же воинское соединение.
Текущее собственное название бронепоезда и номер его паровоза нигде не упоминаются, ни в составе воинского соединения, ни в составе его матчасти. И название бронепоезда и номер его паровоза накрепко привязаны только к современному музейному экспонату.
Происхождение данной сохранившейся матчасти неясно – есть несколько возможных вариантов, и ни один из них не попадает в «каноничную» общеизвестную судьбу данного бронепоезда.
В общем, вопросов больше, чем ответов.
- Что стало с бронепоездом «Роза Люксембург» после того, как он ушёл на ремонт в конце 1943 года? (Это, наверное, самый простой вопрос).
- На каком этапе возникло название «Красновосточник», кто, когда и зачем его вообще выдумал?
- Кто, когда и зачем выдумал изготовление этого бронепоезда в 1917 году в Кизил-Арвате?
- В состав какого бронепоезда на самом деле входили сохранившиеся площадки и локомотив?
Дилетант сделал своё дело, дилетант может уходить. Пора за это взяться профессионалам.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com