Последний бронепоезд, глава 5-3

10 мин.

Глава 5 (Часть 2)

Глава 5 (Часть 3). Расследование дилетанта

4.

В 1960 году на экраны выходит фильм «Крепость на колёсах». После войны прошло всего 15 лет, бОльшая часть населения страны всё прекрасно помнит. Поэтому фильм, приключенческо-подростковый по своей сути, достаточно реалистичен (но не слишком). И, главное, в нём, в роли «крепости на колёсах», снимается настоящий бронепоезд.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Крепость на колёсах». Бронепаровоз с тендером, забронированные по типу ПР-43. Именно они сейчас хранятся в ЦМВС.

Судя по всему, именно это фильм определил – что именно у нас в стране сохранится в качестве бронепоезда. Ибо всё, что затребовали киношники с брянского склада сохранилось до сих пор, а всё, что не затребовали – не сохранилось.

В качестве «крепости на колёсах» в фильме выступают мотоброневагон МБВ №02, площадка ПВО, бронеплощадка ПЛ-43, бронепаровоз с тендером типа ПР-43 – практически всё то, что и сохранилось до наших дней.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Крепость на колёсах». Немцы обстреливают из миномётов советский бронепоезд. Нечастый кадр, когда бронепоезд виден весь целиком. Слева на право расположены: две контрольные платформы, на одной из которых открыто установлена зенитка, бронеплощадка ПЛ-43, бронепаровоз, тендер, площадка ПВО, мотоброневагон МБВ №02 и ещё две контрольные платформы с зениткой.

Мотоброневагон МБВ №02 воевал с 5 августа 1941 года. Сначала он был в составе отдельного бронепоезда №60, потом действовал самостоятельно, в апреле 1942 вошёл в состав бронепоезда №1 «Народный мститель» 71-го ОДБП (позже этот бронепоезд поучил №640). С января 1943 года мотоброневагон в 14-м ОДБП, в качестве его «второго» бронепоезда, и получает свой собственный номер – 684, и собственное наименование – «Стремительный». В составе этого соединения мотоброневагон и пробыл до конца войны.

советский бронепоезд
Бронепоезд №684 «Стремительный» (он же – мотоброневагон МБВ №02) 14-го отдельного дивизиона бронепоездов, февраль 1944 года. Мотоброневагон к этому моменту перевооружили уже во второй раз – в башнях от танка Т-28 стоят пушки от танка Т-34. Более-менее в таком виде он существует и сейчас.

За всю свою военную карьеру, в состав бронепоезда типа БП-43, который присутствует в фильме, мотоброневагон не входил. Я уж не говорю о том, что летом 1941 года, когда происходят события фильма, мотоброневагон-то был, а вот бронепоездов типа БП-43 – не было. Но это, в общем, и неважно.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Крепость на колёсах». Бронеплощадка БП-43. За ней торчит открыто поставленная на платформе 76-мм зенитка образца 1938 года. В фильме все зенитные средства бронепоезда чаще стреляют по наземным целям. (И наоборот, при атаке немецких пикировщиков башенные орудия поднимаются на максимальный угол возвышения, изображая противовоздушную оборону). В бортах у мотоброневагона «максимы», а тут видно, что у площадки БП-43 – пулемёты ДТ.

В фильме кроме бронепаровоза с тендером присутствует одна площадка ПВО и одна артиллерийская площадка ПЛ-43. В бронепоездах этого типа площадок ПВО бывало одна-две, а вот артиллерийских площадок было четыре. И ещё четыре контрольные платформы – по две в начале и в конце состава.

В фильме их тоже четыре, но «для солидности» на две из них открыто установлены две 76-мм зенитки. В «настоящих» БП-43 так не делали, конечно, но в «поездах ПВО», особенно начала войны – запросто. В принципе, всякая самодеятельность бывала, особенно в сорок первом. Но обычно на контрольных платформах перевозилось всякое поездное имущество.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Крепость на колёсах». Немного киношной самодеятельности – вооружение одной из обычных платформ. На переднем плане Михаил Пуговкин увлечённо палит по немецкой пехоте сразу изо-всех стволов зенитной установки М4 – счетверённых пулемётов Максима. За ним палят, уже по немецким танкам, из 76-мм зенитки образца 1938 года. Подобные счетверённые установки устанавливались, в том числе, на различные площадки ПВО бронепоездов, на платформы, на зенитные башенки тендеров. Подобная установка была и в мотоброневагонах МБВ – в корпусе, подъёмная, стрелявшая через сдвижную крышу. К моменту съёмок фильма её уже демонтировали.

Бронепоезд в фильме показывают часто, много и со смаком, так, что его можно рассмотреть со всех сторон, во всех подробностях. Причём, весь этот состав перемещается явно сам, своим ходом. Либо мотоброневагон, либо паровоз, а может и оба, были на тот момент на ходу.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Крепость на колёсах». На заднем плане мотоброневагон МБВ №02, а на переднем – площадка ПВО. Судя по всему, это наша ПВО-4, которую для фильма немного «загримировали», создав видимость большого сооружения – центральный просвет между башенками закрыли листами, и даже сделали небольшой горбик.

Где болтался мотоброневагон следующие пять лет неизвестно, но в 1965 году, к двадцатилетию Победы, его передали в музей бронетехники в Кубинке, где он и стоит благополучно по сей день.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Крепость на колёсах». Командирская рубка мотоброневагона МБВ №02. Весь фильм актёры увлечённо хлопают, открывают и закрывают, все и всяческие люки, лючки, двери и дверцы. Весь бронереквезит «живой», незаржавевший, не прикипевший. Башни, орудия, пулемёты двигаются, крутятся и даже стреляют холостыми.

Бронепоезду же повезло гораздо меньше. Где-то он обретался до 1964 года, а в 1964-м на экраны вышел детский фильм «Армия «Трясогузки», про отважных неуловимых мстителей малолетних беспризорников, устраивающих в тылу у белых всякие диверсии, и про отважных революционных бойцов, вламывающих тем же белым по полной.

Фильму нужен был бронепоезд. Его там строили белые, а красные у них его угоняли. Бронепоездов времён Гражданской войны в стране не имелось. Вообще бронепоездов не имелось, кроме одного. Вот его-то и пустили в расход.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Армия трясогузки». Бронепоезд здесь практически не показывают, подробно и целиком – тем более. Вот он весь, в бинокле. Скромненько так – две платформы (на одной из которых открыто поставили «трёхдюймовку» образца 1902 года), паровоз с тендером и артиллерийская площадка.

Площадку ПВО-4, как не вписывающуюся в образ, пощадили и в фильм не взяли. Бронепаровоз с тендером хоть и взяли, но не трогали – ну, подумаешь, ПР-43, сойдёт как ни будь за 1920-й (он тут, вроде бы, опять самостоятельно передвигается). А вот бронеплощадка ПЛ-43 с башней от «тридцатьчетвёрки» киношников не устроила. Как-то уж совсем не аутентично получалось. И её решено было загримировать.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Армия трясогузки». Бронепаровоз с тендером вполне узнаваем, никакой бутафории на них не прикрутили. А на переднем плане – бронеплощадка БП-43.

На бока платформы приделали высокие борта с дополнительными пулемётными гнёздами, а башню окружили ещё одной, здоровенной и циллиндрической. И всё это не из какой-нибудь фанеры, нет. Из добротной толстолистовой стали, на профилях, с болтами и заклёпками. На века.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Армия трясогузки». На заднем плане хорошо знакомый нам бронепаровоз типа ПР-43, а впереди – изменённая до неузнаваемости бронеплощадка ПЛ-43. Яблоко шаровой бронировки пулемёта ДТ из её борта целиком вынули, и в образовавшееся отверстие засунули ствол пулемёта Льюиса (как бы не того самого, с которым по просторам уже хорошо знакомой нам Средней Азии гулял товарищ Сухов). В надставленные борта (виден «угол» перехода настоящей бронеплощадки в бутафорию), спереди и позади башни, установили «максимы».
советский бронепоезд
И ещё один «максим», прямо на колёсном станке со щитком, поставили в широкой прорези с заднего торца площадки. Видно, что хотя бы пулемёт достаточно «аутентичен» для времён Гражданской войны – с гладким, а не рифлёным кожухом.

Причём в фильме этот монстр-бронепоезд мелькает хорошо, если десять минут экранного времени – пять минут стоит в темноте на заднем плане, и пять минут едет и стреляет. Зачем понадобилось такой огород городить – вообще непонятно.

советский бронепоезд
Кадр из фильма «Армия трясогузки». Не смотря на отвлекающее внимание наблюлательное ведёрко со смотровыми щелями на крыше башни, в этом кадре вполне видно характерную бронировку противооткатных устройств танковой пушки в башне от Т-34. Проём под «максим» из предыдущего кадра закрыли заслоночкой.

Поучилось ли с «гримом» похоже на броневагон времён Гражданской войны? Не очень. Тогда броневагоны строили, в основном, на четырёхосных платформах, с двумя башнями на концах. Зато, неожиданным образом, площадка стала чем-то напоминать бронеплощадку типа ОБ-3 времён Великой Отечественной.

советский бронепоезд
Бронеплощадка типа ОБ-3 изготовленная в декабре 1941 года. Вооружена 76-мм полковой пушкой образца 1927 года. Площадки ОБ-3 все были немного разными, и вот на эту наша площадка в киношной бутафории стала достаточно похожа. Но, в любом случае, это Великая Отечественная, а не Гражданская.
советский бронепоезд
Кадр из фильма «Армия трясогузки». Белые строят своё вундерваффе, а красный «засланный казачок» уже прикидывает, как бы его прибрать к своим чистым рукам и холодной голове. Чем-то неуловимым получившийся агрегат напоминает отдельные варианты исполнения бронеплощадок ОБ-3.

После завершения съёмок бутафорию, приделанную насмерть, снимать не стали, оставили как есть. Больше ни мотоброневагон, ни бронепоезд, в фильмах не снимались. А несчастная бронеплощадка, изуродованная киношниками, в таком виде простояла ещё пятьдесят пять лет!

советский бронепоезд
Парк Победы на Поклонной горе, Москва, 11 апреля 2009 г. Бронеплощадка ПЛ-43 после «Армии Трясогузки». Всё, что вы не смогли рассмотреть на рассыпавшейся чёрно-белой плёнке, можно рассмотреть тут. Надставленные борта с проёмами под пулемёты, закрытый «противовандальным» уголком кормовой пулемётный проём, и «накладная» башня, закрывающая башню от Т-34. Пусть кинобашня лишилась «ведёрка», но от настоящей башни можно было рассмотреть только ствол и бронировку противооткатных устройств.

В 1965, к двадцатилетию Победы, бронепоезд в составе бронепаровоза с тендером, площадки ПВО-4 и артиллерийской бронеплощадки ПЛ-43 (в совершенно неузнаваемом виде) были установлены на открытой смотровой площадке ЦМВС (к этой дате музею как раз построили новое здание и вообще обновили). Как я уже сказал, бутафорию не трогали, и в музее ПЛ-43 стояла в своём «киношном» виде.

И стоял себе бронепоезд в ЦМВС ещё тридцать лет, пока в 1995 году, к 50-летию Победы, на Поклонной горе не открыли парк. А там, кроме знаменитого церетелевского Георгия Победоносца, копьём нарубившего змия на куски, как варёную колбасу, ещё и Центральный Музей ВОВ. При котором, в Парке Победы, была открыта выставка военной техники.

советский бронепоезд
Парк Победы на Поклонной горе, Москва, 11 апреля 2009 г. Полубредовый полубронепоезд прекрасно вписывался в общую картину «инсталляции» с «обломками подбитой «Пантеры» и «плоскостью сбитого «Церштёрера».
(Если вы не знаете, «Zerstorer» — это двухмоторник Мессершмитта Bf.110. Если бы он был не самолётом, а кораблём, литературно перевели бы как «эсминец», а так, буквально – «разрушитель». В английском языке та же петрушка, вспомните стардестройеры из «Звёздных войн»).

Как ЦМВС кое-что отжал, в своё время, у Кубинки, так и тут «Поклонка» взяла кое-что из ЦМВС. В частности – площадки бронепоезда. Так сказать, во временное пользование. Бронепаровоз с тендером остались в ЦМВС, площадка ПВО-4 и бронеплощадка ПЛ-43 (по прежнему в «армейско-трясогузочьем» виде) переехали на Поклонную гору.

Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Ещё двадцать четыре года бронепоезд стоял разорванным надвое. Словно мало было того, что с самого момента его «музеефикации», с выставления на широкое обозрение публики, он был в ненатуральном, «бутафорском» виде.

Только в этом, 2019 году (!!!), всё стало на свои места. Бронеплощадки, наконец, отобрали у Парка Победы и вернули назад, в ЦМВС. А после этого были проведены реставрационные (хотя правильнее было бы назвать – деструкционные) работы по удалению киношной бутафории. Бронеплощадка наконец приобрела свой исконный вид. Впервые с момента попадания в музей. Такой её посетители музея вообще никогда не видели.

советский бронепоезд
Возвращение блудных площадок. И возвращение первоначального облика.
В таком виде и в одном месте публика не видела наш единственный сохранившийся бронепоезд более полувека.
Снимок сделан 14 июля 2019 г., ЦМВС.
советский бронепоезд
ЦМВС, 14 июля 2019 г. Бронеплощадка ПЛ-43 крупным планом. Утраченная бронировка бортового пулемёта ДТ тут пока ещё не восстановлена. С упорством достойным лучшего применения, на табличках что в Парке Победы, что сейчас в ЦМВС, про эту площадку пишут «вооружение: 1 пушка 76-мм, 6 пулемётов 7,62-мм», хотя пулемётов там было всего три – один ДТ спаренный с пушкой и ещё два ДТ в бортах.
советский бронепоезд
Как говорится, почувствуйте разницу. Было…
советский бронепоезд
… и стало.
советский бронепоезд
Площадка ПВО-4. Экспонаты красились неодновременно и разными командами, и теперь «блудные площадки» и паровоз с тендером немного отличаются по цвету.
Снимок сделан 14 июля 2019 г., ЦМВС.
советский бронепоезд
Вынужденный «символизм»: бронеавтомобили начала (БА-6) и конца (БА-64) войны на фоне площадки ПВО-4. На самом деле просто экспонаты загораживают друг друга так, что толком и не посмотришь. Хотя, «символизм» можно и продолжить: после войны и бронеавтомобили, и бронепоезда исчезли, уступив своё место более совершенным вооружениям.
Снимок сделан 14 июля 2019 г., ЦМВС.
советский бронепоезд
Вид в нос бронепоезда. Опять всё загорожено, опять снимать неудобно, но можно, хотя бы, оценить относительные габариты бронеплощадки и паровоза. Кстати, на бронеплощадке обнаружился набитый номер «ПЛ-43-150-1/3».
Снимок сделан 14 июля 2019 г., ЦМВС.

Будем надеяться, что больше ничего страшного с «последним бронепоездом» не произойдёт, его не разорвут и не перелицуют. И не дадут соржаветь в труху на открытой всем дождям и ветрам площадке.

5.

Что же мы имеем в итоге всего «расследования дилетанта»?

Музейные таблички, что в ЦМВС, что уже не нужная на Поклонной горе, содержание которых усиленно и буквально перепевается и по интернету, и по всяким популярным источникам, очень далеки от истины.

Ни 1917 год изготовления, ни Кизил-Арват как место изготовления, ни боевой путь сохранившегося бронепоезда в качестве «той самой» матчасти не подтверждаются. Боевой путь бронепоезда как воинского соединения тоже не особо подтверждается – общие черты есть, но это было не одно и то же воинское соединение.

Текущее собственное название бронепоезда и номер его паровоза нигде не упоминаются, ни в составе воинского соединения, ни в составе его матчасти. И название бронепоезда и номер его паровоза накрепко привязаны только к современному музейному экспонату.

Происхождение данной сохранившейся матчасти неясно – есть несколько возможных вариантов, и ни один из них не попадает в «каноничную» общеизвестную судьбу данного бронепоезда.

В общем, вопросов больше, чем ответов.

  • Что стало с бронепоездом «Роза Люксембург» после того, как он ушёл на ремонт в конце 1943 года? (Это, наверное, самый простой вопрос).
  • На каком этапе возникло название «Красновосточник», кто, когда и зачем его вообще выдумал?
  • Кто, когда и зачем выдумал изготовление этого бронепоезда в 1917 году в Кизил-Арвате?
  • В состав какого бронепоезда на самом деле входили сохранившиеся площадки и локомотив?

Дилетант сделал своё дело, дилетант может уходить. Пора за это взяться профессионалам.

Постскриптум

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ