К. Дж. Сэнсом. Темный огонь

4 мин.

Сэнсом Темный огонь

В исторических книгах для просвещенного читателя зачастую нет интриги. Как правило, мы знаем, кто и когда умрет. Поэтому в заголовке обзора второго романа Кристофера Джона Сэнсома из серии о горбуне Шардлейке я сразу раскрываю главное:

«ТЕМНЫЙ ОГОНЬ» ИЛИ КОНЕЦ ЛОРДА КРОМВЕЛЯ

Май-июнь 1540 года. Внешне еще всесильный лорд Кромвель находится накануне своего сокрушительного падения. Организованный им четвертый брак короля Генриха VIII категорически не удался, германская принцесса Анна Клевская не устраивает монарха.

Противники Кромвеля, в первую очередь, сторонники возврата к католицизму организуют заговор. Лорд-канцлер чувствует, что стул под ним шатается и…

Вот здесь вступает в дело фантазия писателя. Что предпринимал Кромвель, чтобы упрочить свои позиции? Сэнсом предлагает заведомо и абсолютно вымышленную историю с поисками «греческого огня», которые по заданию всесильного министра ведет горбун Шардлейк. Дать в руки королю новое оружие – огнемет, значит, вновь завоевать его расположение, вернуть ускользающее влияние.

Тут я сразу отказываюсь обсуждать эффективность «греческого огня» в условиях нарастающего господства артиллерии. Это уж дело пятое. Не буду обсуждать, может ли в течение столетия сохраниться, не теряя свойств, горючая смесь. Это дело десятое. И для детективной линии, и для исторического фона.

Детективная часть развивается бойко. Шардлейк и в сопровождении некоего шустрого малого Джека Барака (каждому «холмсу» по своему «ватсону»!) отправляется к алхимику и его брату, завладевшим секретом древнего оружия. Читателям везет – братья найдены мертвыми, формула греческого огня похищена, а Шардлейк со своим новым напарником ввязывается в новое дело.

Сэнсом Темный огонь
Казнь Томаса Кромвеля. Кадр из сериала «Тюдоры».

Автор задает высокий темп и заставляет Шардлейка с Бараком крутиться с бешеной скоростью. Основная линия расследования – поиски «греческого огня» регулярно перебивается другими делами горбуна. Ведь он практикующий адвокат и никто не снимал с него прочих обязанностей. Шардлейк должен выступать в судах по имущественным вопросам, проводить частное расследование смерти мальчика, сына богатого буржуя.

И всё время его регулярно накручивает сам могущественный лорд: быстрее, быстрее, эффективнее, осталось 10 дней, 9, 8, 7 и так далее. Обратный отсчет добавляет темпа и напряжения.

Местом действия второго романа становятся улицы Лондона. Так что в плане декораций мы имеем полное обновление материальной части (в первой части был отдаленный монастырь). Автор хорошо проштудировал книги на историческую тему, советовался со специалистами. Поэтому декорации, наполненные множеством деталей, выглядят убедительно.

Правда, дело не обходится без крошечных анахронизмов. Скажем, в первом романе герои упоминают лунные кратеры, хотя даже до рождения Галилея остается еще четверть века, а уж до изобретения телескопа и палкой не докинешь. Вторая часть пестрит словами с корнем «визант». Впрочем, эти мелочи и условности легко простить за в целом хорошее наполнение книги.

Сэнсом Темный огонь
Томас Говард, 3-й герцог Норфолк. Портрет кисти Гольбейна-младшего.

Теперь об исторической подоплеке сюжета.

Несмотря на потуги Шардлейка, так или иначе, а Кромвель должен быть арестован 10 июня 1540 года. 28 июля он был казнен.

Тем не менее, католическая партия во главе с герцогом Норфолком так и не смогла вернуть Англию под руку папы. Да, реформы притормозились. Да, король занял более умеренную позицию. И да, это еще аукнется религиозными распрями.

С падением Кромвеля Генрих VIII не пустил под нож всех его сторонников. В частности, уцелел и сохранил должность архиепископ Томас Кранмер, в котором сторонники реформы видели свою опору. Впрочем, о Кранмере будет уместно поговорить в обзоре третьей книги серии.

Ага, герцог Норфолк. Здесь конкретно идет речь о Томасе Говарде, 3-ем герцоге Норфолке (1473-1554). Первым браком женат на Анне Йоркской, сестре матери Генриха VIII. То есть в каком-то смысле Норфолк – дядя короля.

Но не это главное. Главное, кто сменит Анну Клевскую на посту королевы Англии. И вот вам опять роль Норфолка, проталкивающего кандидатуру своей племянницы Екатерины Говард. В романе «Темный огонь» этот вопрос еще не решен, но мы-то знаем и обсудим его в обзоре третьей книги.

Сэнсом Темный огонь
Ричард Рич. Портрет кисти Гольбейна-младшего.

Еще одна важная для сюжета историческая личность сэр Ричард Рич (1496-1567), злобствующий враг Мэтью Шардлейка. Вершин карьеры Рич достигнет в царствование Эдуарда VI, а сейчас он лишь проталкивается на самый верх, перебегая от одного покровителя к другому. Здесь он предает Кромвеля и переходит в лагерь Норфолка.

Фундаментом благополучия Рича стала его должность распорядителя доходами монастырей при их упразднении. Разумеется, тут он урвал себе большой кус и помог знатно отовариться своим покровителям.

Считается, что по итогам генриховой секуляризации упразднено порядка 650 монастырей с общим ежегодным доходом около 150 тысяч фунтов (Данные взяты в В.А. Соколов «Реформация в Англии: Генрих VIII и Эдуард VI»). Но мало дохода, земли монастырей сами по себе капитал. Особенно в условиях огораживаний. То есть выделения сельхозземель под пастбища для овец. Вот эти лакомые куски и рвали у казны вельможи. Не без помощи Ричарда Рича.

В эту придворную круговерть интриг и угодили мастер Шардлейк и его помощник Джек Барак. Возможно, развязка детектива и не оригинальна, даже натянута, зато весь сопутствующий и тщательно прописанный исторический фон значительно скрашивает впечатление.

8 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Примечание

По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом.


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ