РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «МИДУЭЙ»
«О чем фильм?» — поинтересовалась приглашенная в кинотеатр супруга. «Нууу, о любви» — неуверенности в ответе прозвучало чуть больше, чем мне хотелось бы. «А что такое Мидуэй?» — с подозрением продолжила она допрос. Я честно ответил: «Райский тропический остров в Тихом океане». «Ладно, тогда пойду».
Про любовь я старался не соврать. Ну не может же быть, чтобы голливудский фильм, пусть даже про войну, и без любви. Ан вот может! Сюжет в «Мидуэе» Роланда Эммериха выстроен вокруг истории войны на Тихом океане (от декабря 1941 до июня 1942). Если и есть тут отношения между людьми, то они на втором плане. Война и прежде всего война.
И даже больше. Фокус в «Мидуэе» смещен на визуальную, зрелищную составляющую. Вы смотрели трейлер? Ну так вот, в нем доля личных отношений (какие-то женщины, поцелуи) куда больше, чем в фильме. Кино держится на зрелище.
Пикирующие самолеты, разрывы зенитных снарядов, плотный заградительный огонь, пылающие корабли, стелящийся над морем дым, мельтешащие истребители – и всё это под разными углами, с разных позиций. То зрителя помещают в кабину пилота, то на зенитную площадку, то он смотрит сбоку.
Смотрит и наслаждается. Я люблю красивую военную картинку. И здесь ее не просто много, здесь она заслоняет собой всё. Аж мурашки по спине.
Да, в «Мидуэе» война показана красиво. Здесь по минимуму трупов и кровавого ужаса (есть пара мельком показанных обгоревших моряков и только). Зато по максимуму общих планов или воюющей техники (самолетов, кораблей, торпед, авиабомб, пушек).
Люди в «Мидуэе», конечно, есть. Их даже много. И всё подобраны исторические персонажи. От командующего флотом Нимица и его адмиралов Холси (чёрт, я по книжкам привык к варианту «Хэлси») и Спрюенса до авиамеханика.
Если выделять центральных персонажей, то их, пожалуй, два. Первый – пилот (позже командир эскадрильи) пикирующего бомбардировщика Дик Бест. Второй – Эдвин Лоутон, глава разведывательной службы при штабе командующего тихоокеанским флотом.
Наиболее значимые перемены в ходе фильма происходят с Диком Бестом. За два часа экранного времени он проходит путь от разгильдяя и одиночного сорви-головы до чувствующего ответственность за своих парней командира. Именно он поразил два японских авианосца в сражении при Мидуэе. А ожидание его возвращения с последнего вылета сделано едва ли не самым чувствительным моментом фильма.
Лоутон уже ближе к высшим эшелонам, к стратегическому уровню фильма. Типичная фигура типа «я же предупреждал». Особенно в событиях в Перл-Харборе. Ну и аналитическая работа с перехваченными японскими радиограммами накануне Мидуэя. Служба разведки в фильме выведена такими же героями, чем летчики палубной авиации. Наверное, заслуженно.
Еще один любопытный аспект «Мидуэя» — отношения американцев к своему противнику. Максимально уважительно и аккуратно выведены японские моряки. Особенно, конечно, Ямамото. Этот вообще фигура наибольшего трагизма.
Хотя в финале Мидуэя его кроет командир авианосца «Акаги». Перед затоплением он собирает команду и, дескать, так и так, вы не виноваты, виноваты ваши командиры и я уйду на дно вместе с кораблем. Красивый такой, подтянутый, уже отстранившийся от жизни и торжественный японский самурай в военно-морской форме.
Подготовку к сражению и его ход фильм передает подробно. Насколько это возможно в рамках художественного фильма. Полной картины, конечно, у зрителя, не читавшего соответствующей литературы, не сложится, но основные вехи лягут крепко.
Сужу по супруге, которая всё-таки простила мне отсутствие любви на тропическом островке. Говорит, кино ей всё равно понравилось. Так что можете смело вести своих подруг на «Мидуэй».
Да-да, именно вести в кино. По возможности «Мидуэй» нужно смотреть на большом экране. Всё-таки визуальная составляющая тут важна. И уж точно в важности не уступает сюжету. Даже на 23-дюймовом мониторе будет совсем не то.
Итак, мальчикам смотреть «Мидуэй» обязательно, по-боевому настроенным девочкам он тоже понравится. В будущем наверняка еще будут фильмы такого зрелищного размаха, но пока это пиршество и сравнить не с чем.
8 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра