МУЗЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
К 200-летию Отечественной войны 1812 года в Москве наконец открыли соответствующий музей. Расположен он в самом центре. Тут вам и Кремль, и Красная площадь, и Исторический музей – козырное место. По идее, посетителей должно быть много. Но этого как-то не заметно. Поэтому давайте я тут коротенько расскажу о музее, а вы, будучи в Москве, в него загляните.
Кстати, музей против всех ожиданий оказался совсем неплохим. Конечно, дорвись до организации площадей и подбора экспонатов мои наглые руки, кое-что можно было бы переделать или обновить, но в целом всё выглядит достойно. Сравнение с соответствующими залами Музея Армии в Париже выдерживает.
Историческая часть тоже в порядке, поскольку консультантами экспозиции выступил ряд историков вроде такого известного специалиста по наполеонике как Виктор Михайлович Безотосный. В залах присутствуют не только немые экспонаты, но и многочисленные экраны с документальными фильмами, относящимися к наполеоновским войнам. Садитесь и смотрите. Впрочем, полагаю, эти фильмы есть и в интернете.
Итак, заходим внутрь, платим 350 рублей, при необходимости спускаемся в цоколь – там есть гардероб. И тут неожиданность…
Противоштурмовая трехдюймовая пушка образца 1910 года. Интересный экспонат? Да. Но что он делает в музее Отечественной войны 1812 года?
Вместо ответа на этот вопрос сразу мысль: вот почему бы не загнать в обширный и пустой холл музея настоящую пушку войны 1812 года? Да на лафете! Да поставить рядом манекен солдата в полном обмундировании! Вот бы была удачная входная группа. А то встречают посетителя рамка металлоискателя да угрюмый милиционер. Умеют у нас в сути копаться, науку создавать, а создать соответствующую атмосферу не хотят. Почему?
Ну да ладно, имеем что имеем. Проходим в залы. Музей Отечественной войны 1812 года занимает два этажа здания. Площадь в общем большая. Экспонатов хоть и достаточно, но не излишне. Пространства хватает для свободной прогулки. А учитывая, что посетителей тут немного, то будете гулять едва ли не в одиночестве.
Можете поговорить со смотрительницами. Они всё объяснят и расскажут. То ли все они вежливые, то ли я был с утра, а они не уставшие, но пообщались хорошо и душевно. Они-то и подскажут, что по замыслу организаторов начало осмотра на первом этаже направо от входа.
Начинаем с зала, относящегося к годам славы империи Наполеона. Здесь в основном сосредоточены экспонаты французские. Всякие сервизы, медали, статуэтки – предметы, принадлежавшие семейству Наполеона. Оно, к слову сказать, было весьма обширным. И встречает посетителя зала группой бюстов в центре.
Перед ними еще громоздиться модель Вандомской колонны. Слышали про такую? Нет? Не беда. Все экспонаты снабжены подробным описанием. В первую очередь, на русском языке. Ну а если вы, паче чаяния, лучше владеете английским, то и это хорошо – все надписи дублируются на нём.
Из военных штучек здесь присутствуют мундиры французской армии. И опять хочется подосадовать. Мундиры прекрасные, информация по ним достаточная, фуражки, шпаги рядом – всё хорошо. Кроме одного: натянуты мундиры на безголовые тулова манекенов в виде усеченных пирамид. Без головы, без ног, без рук.
Мундир на швабре да и только. Как вспомнишь европейский подход с прекрасными фигурами, с лицами, с руками и ногами, так плакать хочется. Такой материалы – и такой нереализованный потенциал.
Хорошо, допустим некрасиво напяливать мундир/камзол самого Наполеона или его маршала на среднестатистического болвана. Но мундиры-то простых солдат и офицеров можно представить круче. Дать им в руки шпаки, ружья. То-то была бы экспозиция.
Самым шикарным экспонатом или экспонатами этого зала я бы назвал четыре французских орудийных ствола:
- 6-дюймовая полевая гаубица
- 6-фунтовая полевая пушка
- 24-фунтовая полевая гаубица
- 3-фунтовая полевая пушка
Грешен, питаю слабость к артиллерии. Повертелся вокруг орудий. Тем более, что у нас в России таких экспонатов негусто. Есть в Питере, да вот чуток в Москве. А так фиг где найдешь. Хотя казалось бы: в России этих пушек были тысячи, сохранились, наверное, сотни. Где их все прячут или гноят?
Идём дальше. Вернее, выше. Поднимаемся на второй этаж. Здесь уже пахнет войной 181 года. На самом деле ей посвящен весь второй этаж. Сначала тут идут опять же разные французские штуки, но уже более позднего времени. И далее мы переходим уже к русским экспонатам.
Между прочим, в музее выставлено несколько оригиналов документов той эпохи. В числе их знаменитое воззвание Наполеона к войскам накануне перехода через Неман:
«Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. <…> Россия увлечена роком. Судьба ее должна свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? <…> Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая…»
Дата оглашения этого документа – 22 июня 1812 года нового стиля – может считаться началом войны. А может и не считаться. Но уж больно совпадение символичное.
Для нс же этот экспонат обозначает рубеж, за которым начинается экспозиция, посвященная самой войне. Бодрые наполеоновские экспонаты наступают на русскую часть. Орлы, мундиры, ружья, даже полевая кухня – не стоит думать, что такой вещью располагала только русская армия.
И вот наконец русская армия. В общем, всё то же – знамёна, мундиры, ружья, сабли. Ружей много. Все похожи. Но если внимательно вчитываться в подписи, можно понять, что все они разные – разного времени, разных заводов, кавалерийские и пехотные. Их можно рассмотреть. Жаль, нельзя потрогать и подержать в руках.
И опять посетую: а почему нельзя? Ну, хорошо, пусть не оригинал (хотя и оригиналу ничего не будет), а хотя бы модель. Интересно же и на руке взвесить, и курок взвести. Додумаются ли у нас когда-нибудь до интерактива в таких музеях?
Ещё раз подчеркну уникальность экспонатов. Всё это подлинные вещи. Многие из них действительно принадлежали деятелям эпохи – ордена, мундиры, шпаги, подзорные трубы, рескрипты, сумки.
Может быть это и не так круто как кажется. Да, если совсем честно, то я конечно не отличу подзорную трубу, принадлежавшую Кутузову, и такую же просто трубу. Или даже не совсем такую же. Но тем не менее, принцип музея – всё по-честному.
Конечно, по одним лишь предметам историю не выучишь. Выставленные в музее экспонаты – это иллюстрации к ранее прочитанному. Музеи задумываются как просвещение необученных. Но мне кажется, что наибольшую пользу от их посещения извлекают как раз уже подкованные граждане.
У нас, хвала богам, истории Отечественной войны 1812 года посвящена масса литературы. Имеется и мемуарная литература, и научная. Тема проработана и насыщена материалом, подходящим для людей с самой разной подготовкой.
И вот, начитавшись всякого разного, можно переходить к изучению деталей на примере музейных экспонатов.
Прочитал про Бородино – можешь посмотреть на предметы, выкопанные на поле. Хотя… в музее Отечественной войны 1812 года представлены находки с места Тарутинского сражения.
Кстати о сражениях. Как же тут не хватает той же фишки из Музея Армии с 3Д макетами сражений. И вроде бы сделать нетрудно. При московских-то или даже федеральных бюджетах, но как бы от наличия таких экспонатов выиграл музей. Еще лучше 3Д мультимедийное представление на экранах. Компьютерщики ведь это дело на раз могут сделать.
А то – ядра да картечь со штыками. Это всё очень важно и хорошо, но с 3Д было бы еще лучше и нагляднее. Не говоря уж о качестве отложений в головном мозге. Эх, есть еще куда развиваться музейному делу.
Двигаемся дальше. Не забыли авторы и о бытовых солдатских вещах. Лежат тут ранцы, их содержимое, котелки, ложки, дратва и прочие хозяйственные предметы. Бритвы, трубки, фляжки или медицинские, хирургические принадлежности. Говорят, всё настоящее.
А вот выставленная здесь же «дубина народной войны» (натуральная дубина) как-то не вызывает уважения, не внушает доверия. Сдаётся мне, кто-то слишком буквально воспринял «Войну и мир».
Доходим до конца зала второго этажа и до полной победы над Наполеоном. Вместе со свечами, горевшими при подписании Наполеоном отречения (интересно, чем они отличаются от любых других?), любуемся капитулировавшего императора и соответствующими документами (кажется, подлинники).
Спускаемся на первый этаж, но уже в противоположном от начала экспозиции крыле. Попадаем на выставку картин Верещагина. Серия «Наполеон в России». Большинство из них наверняка вам знакомы. Их часто приводят в учебниках. Исторических книжках, на сайтах. Ну так посмотрите на картины в натуральном размере.
Ну вот по большому счету и всё. Резюме: хорошая экспозиция, но представить ее можно было бы заметно лучше и куда более привлекательнее для молодежи. Я потратил на осмотр часа полтора и сделал более 200 снимков. Никуда не спешил, но и особо не задерживался. Однозначно рекомендую. Тем более что большинство заявившихся в Москву гостей так или иначе проходит вблизи от музея Отечественной войны 1812 года.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете