На войне как на войне – книга и фильм

7 мин.

На войне как на войне книга и фильм

НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ – ПОВЕСТЬ

Кино «На войне как на войне» входит в список лучших фильмов о Великой Отечественной. Это действительно хорошее кино. И даже широко известное. Куда меньше известен тот факт, что оно снято по одноименной повести Виктора Курочкина. А жаль. Книжка тоже могла бы занять свое место даже в школьной литературе. Простая история о простых людях на войне.

Виктор Александрович Курочкин (1922/23-1976) относится к тому же военному поколению писателей, какими стали Василь Быков, Борис Васильев, Юрий Бондарев. Простой советский паренек из крестьянской семьи. Перед войной попал в Ленинград. Первую блокадную зиму работал на военном заводе.

Дальше было танковое училище, звание лейтенанта, командование СУ-85, ранение в боях на Одере. Именно этот опыт лег в основу его самого известного произведения. Герой повести «На войне как на войне» младший лейтенант Малешкин – внешне совершенная копия писателя. Такой же крестьянский парень, без боевого опыта, командир СУ-85.

Как большой писатель Виктор Курочкин не успел сложиться. Не успел написать многого. Задуманная им серия повестей «Двенадцать подвигов солдата» так и осталась едва начатым «Железным дождем». Уже в 1968 году Курочкина накрыл инсульт. И до самой смерти он оставался очень больным человеком.

На войне как на войне книга и фильм
Кадр из фильма «На войне как на войне». Слева направо: Малешкин (Михаил Кононов), Домешек (Олег Борисов), Щербак (Виктор Павлов), Бянкин (Федор Одиноков)

Но вернемся к младшему лейтенанту Малешкину и его экипажу. Именно они важны в повести. Она ведь в первую очередь о людях, а не о каком-то сюжете или приключениях.

В этом сила произведения. Напиши о настоящих людях, сделай их живыми, срисуй их с действительности – и уже никакая перестановка слагаемых не изменит положительный результат. Например, сюжет фильма несколько видоизменен, но при всех несовпадениях кино остается тем же произведением, что и повесть.

Саня (именно Саня, а не Александр – не смотрится он Александром) Малешкин – молодой, неопытный, необразованный парень. Попадает в самоходную часть. Получает боевую машину с экипажем из уже повоевавших людей. Эти трое так же важны как и сам Малешкин. Каждый из них, видимо, срисован с натуры, поскольку выглядят настоящими, а не надуманными эталонными людьми.

Механик-водитель Гришка Щербак. Хитроватый, трусоватый любитель пожрать. Ленивый, старающийся минимизировать свои энергетические затраты. Главная мечта – свалить с этой СУ в тыловую ремонтную часть. Ничего героического или даже симпатичного в нем не просматривается.

Наводчик Мишка Домешек. Одесский еврей, самый образованный в экипаже человек – на войну ушел с какого-то курса института. Весёлый трепач и бабник. Можно сказать: душа экипажа. Успел хвататнуть войны, побывал в окружении, вылетел из офицерского училища. Всегда готов идти до конца и выполнять то, что должно.

Заряжающий Осип Бянкин (у меня дед был заряжающим на СУ, только на СУ-76). Выглядит самым основательным и хозяйственным человеком в экипаже. Отсюда можно сделать вывод, что он постарше всех. Но возраст героев в книге не упоминается. Поэтому, возможно, восприятие их здорово перекрывается актерами, сыгравшими в фильме.

Действительно, если сначала посмотреть кино, то дальше трудно не представлять себе Домешека Олегом Борисовым, а Бянкина Федором Одиноковым. На момент съемок же актерам было первому под сорок, второму за пятьдесят, что, конечно, не соответствует повести, авторскому представлению. Похоже, всем им было немного за двадцать. И только Малешкину в районе двадцати или даже чуть меньше.

На войне как на войне книга и фильм
Кадр из фильма «На войне как на войне». Фактическое рождение песни «По полю танки грохотали»

В повести всё «как на войне». То есть львиная ее часть, до 90%, походная и лагерная рутина. И только чуть-чуть реального боя. В самом конце. В качестве вишенки на торте и финального испытания героев, возможности им раскрыться.

Действие включает в себя всего несколько дней из жизни экипажа. Но автор умудряется дать представление об их прошлой жизни. И она, по крайней мере, в пределах нескольких месяцев не отличается от этих трех дней.

Малешкин, молодой, неопытный, нескляшный, никак не может нащупать верной линии поведения ни с подчиненными, ни с начальством. Всё-то у него выходят не так и не эдак. Он чаще нелеп в искусственных потугах выглядеть серьезным и основательным офицером. Постоянно сваливается в свое не отошедшее еще далеко мальчишество.

Экипаж относится к парню с пониманием. Они-то уже всяких повидали. И командиров и не командиров. Они чуть больше разбираются в людях и готовы прощать и прощать своему нелепому мальчишке-командиру. Хотя по-своему его воспитывают. Аккуратно и без хамства.

И Малешкин постепенно завоевывает право быть командиром. Не в тех случаях, когда он пыжится таковым казаться. А тогда, когда он совершает поступки, не задумываясь, как они влияют на его авторитет. Ну, правда же, наверное, меньше всего он думал об авторитете командира, когда вылезал из «сушки», зажав в кулаке гранату без чеки.

Старание младшего лейтенанта в конечном счете, невзирая на все нелепости, допускавшиеся им, идет в плюс. В решающий момент боя, когда боевая машина Малешкина, оторвавшись от атакующего полка ворвалась в расположение немцев, экипаж, даже несмотря на свою опытность, как один поворачивает головы к командиру, признавая его безусловный авторитет:

«Саня понял, что сейчас он выиграл самое важное сражение. Он завоевал экипаж. И теперь, что бы он ни приказал, все будет выполнено сразу и безоговорочно».

На войне как на войне книга и фильм

Получается такая книга о взрослении человека. Причем на войне этот процесс происходит куда быстрее, чем в мирной обстановке. Книга о сотнях и тысячах таких малешкиных. Танкистах, пехотинцах, артиллеристах и прочих. О мальчишках, вытащивших на себе войну.

Что касается Малешкина, то автор идет в реализме до конца. Он не представляет читателю вмиг повзрослевшего и изменившегося за три дня и один бой героя. Да, складывается впечатление, что Саня эволюционирует куда надо. Не без кривостей, не без реверсов туда-сюда, но в целом идет в правильном направлении. И может быть дошел бы, если бы не… На войне как на войне.

Хороша книга Курочкина и в мелочах. Автор тонко и, конечно, со знанием дела подмечает кучу деталей. Как в характерах и типажах, так и в отношениях между людьми, в восприятии ими действительности.

Сюда же и солдатская философия, и времяпрепровождение, хитрости подчиненных (врезать по НЗ, раздобыть самогон, схитрить и не выложиться на работе). Солдаты показаны без идеализации. Каждый вещь в себе, микрокосм.

А как метки отдельные фразы автора, говорящие больше целых абзацев и глав. Например: «Домешек свой рассказ начал из далекого прошлого. С марта тысяча девятьсот сорок третьего года». А действие повести, надо заметить, относится к декабрю 1943 года. Но время на войне идет не так как на гражданке. И март относительно декабря это уже «далекое прошлое».

На войне как на войне книга и фильм
Кадр из фильма «На войне как на войне». Полковник Дей (Михаил Глузский)

НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ – КИНО

Автором сценария фильма «На войне как на войне» стал сам Виктор Курочкин. Одно это – гарантия сохранения основной идеи. Она и сохраняется. Несмотря на заметное расхождение в деталях.

Во-первых (это почему-то отмечают редко), действие фильма происходит летом, а не зимой. Это, кстати, важно. Зимние условия службы самоходчиков отличаются от летних. Зима, мороз, необходимость прогрева двигателя, смазки, ночевки в ямке под днищем, с маленькой печуркой. Всё это есть в книге. Ничего этого нет в фильме.

Во-вторых, придирчивые знатоки отмечают, что в кино фигурирует не СУ-85, а СУ-100. Это, конечно, так. Но не имеет никакого значения. Прежде всего, они всё-таки сильно похожи. Вот если бы загнали СУ-76 или СУ-122, это бы заметил даже я. Но «85» и «100» для не-знатока практически сливаются. Да и вообще какая разница? Произведение не об этом.

В-третьих, финал… Да, самое сильное отличие кино от книге заключено в финале. Кто погибнет, и кто выживет – это важно для читателя/зрителя, переживающего за героев. Но это глубоко не важно с точки зрения идеи – взросления человека на войне. Она-то показана совершенно шикарно. Даже круче, чем в повести. Малешкин в исполнении Кононова после боя преображается так, что мать родная не узнает.

На войне как на войне книга и фильм
Кадр из фильма «На войне как на войне». Повзрослевший после боя Малешкин перед полковником Деем

Ну и детали. Детали, если знать книгу, их можно отмечать. И второстепенных персонажей, которым в кино не хватает места. И такие характерные мелочи как вечно надетый задом наперед головной убор Малешкина (в повести ушанка, в кино пилотка). Знакомство с повестью определенно добавляет прелести фильму. Подготовленный зритель способен оценить и подметить много больше нечитавшего.

Превосходно музыкальное сопровождение. Лирическое такое, симпатичное, грустноватое. А песня «По полю танки грохотали» вообще ушла в народ именно после фильма. Хотя текст ее имеется и в повести.

Актерская игра не просто безупречна, она образцова. Я уже говорил, что при чтении невозможно абстрагироваться от образов созданных Борисовым, Одиноковым, Павловым, Кононовым.

Можно отметить и шедевральное воплощение полковника Дея Михаилом Глузским. Всего-то несколько минут экранного времени. Может, и меньше. Но уже с первых секунд формируется четкий образ с историей и предысторией, с характером и мыслями. Нынешним актерам учиться, учиться и еще раз учиться.

Э, да что там говорить. Читайте книгу, смотрите фильм. Они на все времена.

Скачать книгу

На войне как на войне
Формат fb2, 353 КБ

Скачать фильм

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ