Имя капитана 3 ранга Петра Дефремери сегодня знают только некоторые военные историки да редкие любители. А ведь его подвиг мог бы стать нарицательным для многих других известных событий нашей истории. Дело было в 1737 году. Впрочем, обо всем по порядку.
КРЫМСКАЯ КАМПАНИЯ 1737 ГОДА
Шел третий год русско-турецкой войны 1735-1739 гг. Русская армия фельдмаршала Ласси предполагала совершить диверсию против Крыма. По плану кампании весной армия выступала из Азова, переправлялась в Крым по Арабатской косе.
Есть с восточной стороны такой узкий и длинный полуостров. Этот путь позволял обойти укрепления Перекопа и ударить по татарам с тыла. Однако для переправы необходимо соорудить мост от Геничи (Геническ) на Арабатскую косу.
Обеспечивать переправу, а заодно и снабжать по морю войска продовольствием, боеприпасами должна Азовская флотилия вице-адмирала Бредаля. Изначально ее предполагалось усилить галерами, но они не прошли донские отмели. Пришлось ограничиться малыми лодками.
Число лодок постоянно менялось. Одни подходили на усиление, другие, разгрузившись, отправлялись обратно в Азов, третьи оставались в промежуточных пунктах северного берега Азовского моря. Число судов у Бредаля колебалось от 300 до 500.
Из Азова флотилия вышла 19 мая (по старому стилю) и ровно через месяц движения с остановками подошла к Геничи. На два дня раньше к берегу подошел авангард Ласси. Немедленно приступили к сооружению моста из 45 лодок. 25 июня вся армия Ласси уже находилась на Арабатской косе.
Это вышло удачно, поскольку 27 июня на горизонте показались паруса турецкого флота. Турки обладали подавляющим превосходством в силах: 2 линейных корабля (64 и 60 орудий), 1 фрегат (32 орудия), 15 галер и около 70 более мелких судов (А. К. Баиов «Война России с Турцией в 1736-1739 гг»).
Застуканный у побережья косы Бредаль имел порядка двухсот лодок, на которых если и имелось хотя бы по одному орудию (далеко не на каждой), то меньшего калибра, чем у турок.
БОЙ У АРАБАТСКОЙ КОСЫ
28 июня Бредаль встал как можно ближе к берегу и принялся сооружать береговые батареи. Турки не решились атаковать сразу. То ли занимались промером глубин, то ли заметили приближение шторма. Буря разразилась к вечеру, продолжалась всю ночь и весь день 29 июня.
Всего за сутки шторм разбил около 170 лодок Бредаля. Провиант был утрачен, амуниция утоплена. Погибла и часть орудий. Их конечно можно было вытащить, но время отчаянно поджимало.
Турки не решились атаковать сразу, упустив день 30 июня. За это время Бредаль спас часть орудий и обустроил на берегу две батареи. Левая – 23, правая – 27 пушек и фальконетов. Калибр их был мал, с линейными кораблями спорить мы не могли, но можно было противодействовать десанту.
В 2 часа дня 1 июля турки подошли на 700 саженей к берегу и завязали бой. Оба линейных корабля и фрегат вели огонь против нашей батареи правого фланга. Под их прикрытием к берегу устремились гребные суда турок. Только тогда русские открыли огонь.
Турки не выдержали и отступили. Весь бой уложился в промежуток между 2 и 4 часами. По донесению Бредаля, русские потерь не имели совсем. Турецкие потери остались неизвестными.
Ночью турецкий флот ушел в море.
КАПИТАН ПЕТР ДЕФРЕМЕРИ
А где же заявленный в анонсе герой? Да вот он, капитан 3 ранга Петр Дефремери (Pierre De Fremery), француз на русской службе, командир мортирного бота (большая лодка с одной мортирой на борту).
Дефремери прибыл в Россию еще при Петре I в 1721 году и был принят во флот лейтенантом. Вообще в то время большинство офицеров русского флота были иностранцами. Российский еще дореволюционный военный историк А.И. Лебедев в своем очерке приводит такие цифры на январь 1725 года:
- Единственный адмирал – иностранец
- Из 5 вице-адмиралов – 4 иностранца
- Из 4 контр-адмиралов – 3
- Из 5 капитан-командоров – 3
- Из 7 капитанов 1 ранга – 5
- Из 9 капитанов 2 ранга – 7
- Из 12 капитанов 3 ранга – 5
- Из 29 капитан-лейтенантов – 17
- Из 58 лейтенантов – 26
Где-то среди этих 26 лейтенантов-иностранцев числился и Дефремери. В 1726 году произведен в капитан-лейтенанты. Участвовал в кампании против Данцига 1734 года, попал в плен к французам. После войны едва не был казнен за сдачу в плен, но в итоге разбирательства признали, что его вины не было и восстановили в чинах. Путь офицера.
В 1737 году застаем капитана 3 ранга Дефремери в Азовской флотилии Бредаля.
ПОДВИГ
Задача содействия переправе армии в Крым флотилией выполнена. Значительная часть судов (до 200) погибла в шторм. Оставшиеся вряд ли могли оказать серьезное сопротивление турецкому флоту. Бредаль, по всей видимости, пытается спасти наиболее ценные.
От места боя к проливу между материком и косой остатки флотилии вернулись 5 июля. 7 июля из Геничи в Азов уходит мортирный бот Дефремери. Капитан получил приказ в случае встречи с неприятелем «немедленно от него уходить, а неприятелю, как бы он силен ни был, ни под каким видом не сдаваться и в корысть ему ничего не оставлять».
10 июля у Федотовой косы бот был настигнут турецким отрядом из 1 корабля и 30 галер и мелких гребных судов – наверняка часть тех сил, что вела бой 1 июля у Арабатской косы.
Уйти от турок не хватало скорости. Отстояться на мелководье тоже не получится – у турок имелись мелкосидящие суда. Сдаваться после получения категоричного приказа и той истории 1734 года тоже было никак нельзя. Дефремери решает выброситься на берег, снять команду и уничтожить бот.
Возможно, даже скорее всего Дефремери не собирался погибать. Однако события развивались чересчур быстро. Команда успела сойти. Сам капитан с боцманматом Рудневым и еще одним матросом (больным) остались рассыпать порох. Тут-то и подлетели турецкие гребные суда.
Как и что вышло, в точности, конечно, уже не установить. Сведения получены от ушедшей на берег команды. По ним выходит, когда бот был окружен, раздалось несколько пушечных выстрелов, затем произошел взрыв, в котором погиб и бот, и наши остававшиеся три моряка, и, возможно, какое-то количество турок. По донесению Бредаля, взрыв всё-таки произошел не от турецкого огня, а от руки нашего капитана.
Так погибли капитан 3 ранга Петр Дефремери, боцманмат Руднев и оставшийся в истории безымянным матрос. «Погибаю, но не сдаюсь».
Другие материалы рубрики:
ОДИН В МОРЕ ВОИН. БОЙ РУССКОГО КАТЕРА С АНГЛИЙСКИМ ФРЕГАТОМ
ОДИН В МОРЕ ВОИН 2. БОЙ РУССКОГО ЛИНКОРА С ДВУМЯ АНГЛИЙСКИМИ
ОДИН В МОРЕ ВОИН 3. БОЙ РУССКОГО ФРЕГАТА С ДВУМЯ ШВЕДСКИМИ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете