РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ПИРАТЫ КАРИБСКОГО МОРЯ 5»
Еще на стадии съемок, то есть до выхода фильма «Пираты Карибского моря 5. Мертвецы не рассказывают сказки», на многочисленные скептические замечания фанаты отвечали: «Ну и пусть! Пусть будет любой бред. Лишь бы был и Джек Воробей». И знаете, что самое страшное? Подозреваю, что точно так же думали авторы фильма. Дескать, зрители слопают любую фигню, лишь бы Джек Воробей бегал на экране и веселил публику. Ну, он и бегает. Правда, от этого веселее не становится.
Нет, в узком смысле с весельем всё в порядке. Публика ржёт почти непрерывно. Но этот-то и плохо. «Пираты Карибского моря 5» окончательно превратились в набор гэгов и шуток ниже пояса, то есть в последовательность глупых цирковых номеров. А для петросян-шоу, конечно, не нужны ни нормально проработанные персонажи, ни внятный сюжет, ни, видимо, режиссура. Вот их, собственно, и нет.
Кто-то скажет, что их не было вообще после первой части. И он окажется неправ. Да, с удобоваримостью происходящего на экране, с бредом наяву возникли проблемы, но в том-то и дело, что они именно возникли. Если бы не было сюжета совсем, не о чем было бы спорить. А раз споры возникали, значит, что-то было. Пусть не очень хорошее, но было. С персонажами так вообще всё шло неплохо. Созданные в первой части оказались настолько хороши, что кое-кого пришлось даже воскресить или перетащить из солдат в пираты, чтобы не потерять совсем. Между ними развивались (именно развивались!) отношения. Шла какая-то жизнь. В ПКМ-5 всё умерло и, видимо, навсегда. Ни сюжета, ни персонажей. Даже обсудить нечего.
Понимаете, одного клоуна (по крайней мере, выставляемого клоуном) Воробья не хватит, чтобы перетащить в категорию хорошее кино то, что и фильмом-то назвать трудно. Ну а плоские шутки да еще повторяемые неоднократно (однозначно в расчете на тупую публику, дескать вы что, не поняли, это ж смешно – и опять повторяют «лопата») в единый фильм сами по себе не слепятся. Не справится даже такая гениальная, но изрядно заезженная музыкальная тема «He is a pirate». Она еще способна всколыхнуть какие-то чувства, но вытащить фильм-халтуру не сможет.
Если угодно, в нашей рецензии на «Пираты Карибского моря 5. Мертвецы не рассказывают сказки» мы можем попытаться конкретизировать претензии к содержимому.
Сюжет. Рассыпается на осколки. Выбрось любой элемент – и общая картина никак не изменится. Это верный признак того, что он не является единой картиной, это всего-навсего мозаика отдельных слабо связанных элементов. Что было прекрасно в первых ПКМ? Удивительно сбалансированное перемешивание реализма (британские колонии на Карибах, флот, пираты, да не слишком исторические, но, скажем так, «классические) и некоторой примеси мистики (мертвецы на корабле-призраке, древнее проклятие ацтекского золота). В итоге эта смесь рождала легкую романтику с привкусом морских приключений.
Жаль, конечно, но в данном случае всё ударилось в какую-то в принципе неинтересную сказку. Я даже не понимаю, зачем вообще в ПКМ-5 понадобились английские власти, офицеры, солдаты и корабли. Выбрось их – и ничего не изменится. Не осталось ощущения романтики, которое порождало ловкое соединение мистики и реальности.
Сам сюжет прописан крайне небрежно. Персонажи на самом деле не мотивированы на те поступки, которые вынуждены совершать по воле сценаристов. А должны бы вроде руководствоваться не этой волей, а самой логикой событий. Авторы лишь делают вид, что как-то развязывают узелки, как бы просто формально выполняют некоторые правила. Ну, должен этот персонаж ненавидеть того, сейчас на коленке быстренько накропаем, за что именно он его ненавидит, и пофиг на глубину и логику.
Боюсь наспойлерить, но… Да ничего я не боюсь. Где нет сюжета, там нет и спойлеров. Нет, вы только вдумайтесь. Весь фильм герои ищут супер-пупер артефакт, находят его. И вот, когда эта хреновина в руках отменного злодея готовится покорить все моря и океаны, ее размазывает, разбивает в крошку какой-то тщедушный перец. И всё? И ради этого надо было накручивать историю, дуть нам в уши о всемогуществе этого артефакта? Мда, ребята, вы откровенно халтурили при работе над сценарием.
Зато да, уснастили действо эффектными кадрами. Скользящие по краю водного обрыва корабли, свисающие якорные цепи, носящиеся по океану акулы-зомби. Черт, вы еще посмотрите на грандиозный взрыв при столкновении двух парусных деревянных кораблей. Они что, напалм или гексоген перевозили? Всё это великолепие просто пытается заслонить собой факт откровенного хилости высосанного из пальца сюжета.
Но и это можно было бы стерпеть. Леший с ней, с логикой и разумностью. Терпели мы их отсутствие несколько фильмов подряд и ничего, выжили. Но нужно ответить на вопрос: ради чего мы терпели? И чего достойного нашей толерантности нет в Пираты Карибского моря 5. Мертвецы не рассказывают сказки»? Персонажи! Вот кто делал жизнь предыдущих частей. Вот ради кого стоило сцепив зубы не замечать абсурда происходящего на экране. Вот кого убили авторы пятой части. За что сами достойны протаскивания под килем.
Настолько невзрачен и сер главный герой, что большинство мною опрошенных после просмотра фильма не смогли даже вспомнить его имени. А ведь это главный герой, не абы кто. Персонажи первых ПКМ, кстати говоря, были настолько классные, что до сих пор люди помнят имена второстепенных героев – боцман Гиббс, командор Норрингтон, черт, даже попугай мистера Коттона и мартышка Барбоссы оставили больший след, чем этот несчастный парнишка из ПКМ-5.
О, а сам Барбосса! В ряде моментов он откровенно заслонял собой даже Воробья. Недаром его пришлось воскрешать – без него серия потеряла бы здоровую часть обаяния. Ну, тут конечно сказывается больший актерский класс Джеффри Раша, на голову превосходящего Джонни Деппа. Во что они, эти варвары от Диснея, превратили его в ПКМ-5? В сибаритствующее сентиментальное недоразумение. Да их за это самих утопить мало.
Главная героиня служит отличным примером халтурного подхода авторов к работе над персонажами. По идее, по законам хорошей драматургии, за каждым человеком стоит его биография, история, формирующая характер и саму личность. Пусть она явно не прописывается в самом фильме, но хотя бы неявно обязана быть, иначе не получится яркого и запоминающегося персонажа. Всё это становится тем более важным, коль скоро касается главных героев.
Вот надо же было авторам ПКМ-5 схалтурить и здесь. В угоду процветающему на западе оголтелому феминизму придумали феминистку XVIII века. Придумали, порушив все законы логики и здравомыслия. Нищая воспитанница сиротского приюта. Кстати, каким-то образом сохранившая там огромный рубин, хотя попала в приют во младенчестве. После этого умудрилась выучиться в университете, стала астрономом. Это нищая-то безродная сирота! Тут еще вопрос: откуда на Карибах соответствующий университет? Ладно, леший с ней, пусть будет ее приют в Англии. Но от этого героиня не становится ни нормальнее, ни приятнее. В итоге имеем анахроничный персонаж с абсурдной биографией и невнятным характером, непонятной мотивацией к действию. И так далее. Глупость на глупости сидит и глупостью погоняет.
В общем, с персонажами та же беда, что и с сюжетом. То есть совершенно безболезненно можно выбросить любого, и фильм ничего не потеряет. Да-да, любого. Даже (покушусь на святое) Джека Воробья. Всё равно к пятой части он изрядно испорчен, пришёл в негодность и подлежит списанию. Равно как и вся серия «Пиратов Карибского моря». Пятая часть показала, что пора сдавать этот хлам в утиль.
Эмоционально? Надеюсь, мне, старому фанату серии, простительно. Но сам я такого надругательства не прощу.
5 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин