Батальоны просят огня — книга и фильмы

7 мин.

Батальоны просят огня
Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Капитан Ермаков (Александр Збруев) и полковник Гуляев (Олег Ефремов).

«Батальоны» Юрия Бондарева не просто классика. Они – основа лейтенантской прозы. Да, позже были произведения шире и глубже, более удачные или проработанные. Сам Бондарев, Быков, Васильев, Курочкин, Гранин и другие участники войны породили целый класс военной литературы. Но «Батальоны» — первые. «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов»», — сказал Василь Быков.

Сам Юрий Васильевич стал последним из ушедших лейтенантов классической военной прозы. Он скончался в 96 лет в марте 2020 года. Может быть теперь самое время включить его «Батальоны» в школьную программу?

Открыл сегодня список книг, рекомендованных школьникам на лето. Астафьев – есть, Солженицын – есть. Быкова, Васильева и Бондарева нет. Нехорошо. Я в свое время в именно в школе получил представление и о Борисе Васильеве («В списках не значился», «А зори здесь тихие»), и о Василе Быкове («Дожить до рассвета»).

Юрия Бондарева нашел и прочитал уже сам. «Горячий снег», «Последние залпы» — о них мы уже говорили. Пора затронуть основу основ – «Батальоны просят огня».

Батальоны просят огня
Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Полковник Гуляев (Олег Ефремов) и полковник Иверзев (Вадим Спиридонов).

«БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ» — КНИГА

Первая по-настоящему глубокая книга начинающего писателя. Книга, в которой он не только рассказывает о войне, показывает ее глазами участника – в 1957 году этим было никого не удивить, участниками войны или тружениками тыла, современниками войны были почти все. Нет, эта сторона книги обрела ценность позже, для новых поколений.

В «Батальонах» Бондарев постарался посмотреть на войну с позиций нравственности, гуманизма. Не в смысле пролить слезы по невинно убиенным, как это стало модно позже. Нет, Юрий Васильевич постарался взглянуть на солдата с позиций оценки его человеческих качеств.

Думаю, большинство знакомо с сюжетом повести. Если не из текста, то по кино. Но для молодежи не грех коротенько обрисовать.

Сентябрь 1943 года. Два батальона дивизии полковника Иверзева перебрасываются на правый берег Днепра для захвата и расширения плацдармов перед наступлением главных сил дивизии. Им обещана щедрая поддержка всеми артиллерийскими силами Иверзева.

В разгар боя на плацдармах Иверзев получает приказ перебросить всю дивизию на другой участок фронта. Связи с батальонами нет. Но если бы и была, им отдали один приказ: стоять насмерть. Что, собственно, они делали и без приказа. Правда, с надеждой на подмогу из дивизии. Хотя бы огнем. Раз за разом они пускают ракеты, прося огня.

Батальоны просят огня
Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Жорка Витьковский (Александр Скляр)

Главный герой повести капитан Ермаков накануне переправы вернулся (сбежал) из госпиталя. Его батарея уже передана старшему лейтенанту Кондратьеву. Как «безлошадного» комполка Гуляев прикомандировал Ермакова к одному из батальонов. Командовать артвзводом – больно уж у артвзвода сопливый свой командир.

Соответственно, глазами Ермакова показана гибель батальона Бульбанюка. Тяжелый бой в течение шестнадцати часов в полном окружении без связи с полком или дивизией. Отсутствие обещанной поддержки. Полная безнадега в солдатских глазах. Но борьба до последней возможности.

В последнее мгновение Ермаков с оставшимися бойцами идет на прорыв и выводит к своим всего четверых солдат батальона (от другого батальона уцелело тридцать человек). Здесь он требует объяснений от командира полка, от командира дивизии, срывается.

Целесообразность жертвенной гибели двух батальонов, в общем-то, не ставится под сомнение. Так бывает, что ради общей победы кто-то должен погибнуть. И Ермакову нужны были лишь человеческие объяснения, слова, чувства.

Батальоны просят огня
Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Капитан Ермаков (Александр Збруев).

Полковник Гуляев такие слова находит. Но не он тут главный, не он несет ответственность за гибель людей. Всё упирается в личность, в характер комдива Иверзева.

Тут тоже надо пояснить. Иверзев совсем недавно принял дивизию. Он рвется доказать начальству, подчиненным, себе, что является настоящим командиром. Для него решить боевую задачу значит больше, чем просто выиграть бой. Бой выиграть нужно любой ценой.

Погибли батальоны? «Майор Денисов уже без вас заканчивает формировку новых батальонов». Вот и всё, что он отвечает Ермакову. Ах, да, еще требует «подробную докладную».

И тут Бондарев устами Ермакова выдает главное: «Вы надеетесь, что моя докладная воскресит батальон?.. А мы там… под Ново-Михайловкой думали не о пополнении и докладных… О дивизии, о вашей поддержке думали, товарищ полковник. А вы сухарь, и я не могу считать вас человеком и офицером»! Заметим: человек тут стоит на первом месте.

Эту тему человечности, чуткого отношения к людям куда сильнее Бондарев разовьет в «Горячем снеге», противопоставив Кузнецова и Дроздовского и выведя на заднем фоне внешне сурового, но внутренне переживающего генерала Бессонова. Но «Горячий снег» — это произведение уже сложившегося мастера, а «Батальоны просят огня» — первый широкий шаг к мастерству.

Батальоны просят огня
Кадр из фильма «Освобождение. Прорыв». Цветаев/Ермаков (Николай Олялин) и Зоя/Шура (Лариса Голубкина).

«БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ» — ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ

В 1969 году (между прочим, год написания «Горячего снега») вышла вторая часть эпопеи «Освобождение» Юрия Озерова, «Прорыв». В числе сценаристов есть и Юрий Бондарев. Основой художественного сюжета фильма стала его повесть «Батальоны просят огня». Это первая экранизация. Хотя еще неполноценная и не такая удачная как вторая.

Кино отличается, во-первых, традиционным озеровским размахом в изображении боевых действий. Во-вторых, открытием для советского зрителя спецопераций немцев. А именно освобождение Муссолини группой Отто Скорцени.

Здесь вообще часто перемежаются поданные в виде хроники исторические моменты (в основном с немецкой или союзнической стороны) и, скажем, так вымышленная художественность. В данном очерке я остановлюсь именно на ней.

Батальоны просят огня
Кадр из фильма «Освобождение. Прорыв». Цветаев/Ермаков (Николай Олялин) и комдив Громов/Иверзев (Владимир Самойлов).

Повесть сильно порезана и адаптирована к замыслу Озерова. Здесь отброшена вся лирика, размышления и выводы Бондарева, оставлена лишь канва сюжета – переправа и жертвенный бой, переброска дивизии.

Изменено многое. У Бондарева бой велся за некий город Днепров. Здесь вмазали прямо – Киев. Отвлекающую переправу ведут не разрозненные батальоны, а целый полк. Он же, соответственно, и гибнет.

К героям Бондарева приспособлены сквозные персонажи эпопеи Озерова. Капитан Ермаков здесь – это капитан Цветаев (Николай Олялин). Медсестра Шурочка – Зоя (Лариса Голубкина). Им еще идти до Берлина, до пятого фильма эпопеи.

Эквивалент Иверзева играет Владимир Самойлов, Гуляева – Всеволод Санаев. И так далее. Самого колоритного персонажа повести Жорку Витьковского – Сергей Никоненко (он, кстати, у того же Озерова в «Сталинграде» сыграет генерала Родимцева).

И так далее. Эти замены не так важны, поскольку актерам не дается отыграть с душой заложенное в повести. Я бы отметил, разве что эпизод с захваченным власовцем (даже жаль Юрия Назарова – так часто ему подлецы достаются). Он вышел, пожалуй, лучше, чем в…

Батальоны просят огня
Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Старший лейтенант Орлов (Николай Караченцов).

«БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ» — ФИЛЬМ ВТОРОЙ

И тут мы подходим к главному. Именно благодаря фильму «Батальоны просят огня» 1985 года повесть Юрия Бондарева загремела по-настоящему. И в этом фильме он выступил сценаристом.

Я бы сказал, что это означает тщательное следование первоисточнику. Но! Зрелый писатель не упустил второго шанса и фактически этим сценарием переписал свою повесть, довел ее до блеска, раскрыл во всей полноте, сделал лучше.

Во многом успеху поспособствовал размах картины. Четыре серии для повести – это очень шикарно. Это позволяет проработать и вывести каждого персонажа. Даже вскользь проходящих бойцов батареи Кондратьева.

Но, пожалуй, самый сильный момент – актерский состав. Я впервые посмотрел фильм еще мальцом. И актеры, сыгравшие в «Батальонах» навсегда закрепились для меня в этих образах. Александр Збруев навсегда, в первую очередь капитан Ермаков, Олег Ефремов – комполка Гуляев, Вадим Спиридонов – комдив Иверзев (с большим трудом позже это место отвоевал Федор Савельев из «Вечного зова»).

Страшно люблю Караченцова в роли старлея Орлова. А уж исполненная им для фильма песня – одна из любимых на военную тему. Из Игоря Скляра вышел идеальный Жорка Витьковский. Александр Галибин – только интеллигентный Кондратьев с его вечными «прошу» вместо «приказываю». Даже эпизодические роли отыграны блестяще.

Батальоны просят огня
Кадр из фильма «Батальоны просят огня». Капитан Ермаков (Александр Збруев) и Шура (Елена Попова).

Мастерство писателя дополнено мастерством режиссера и актеров. Итог закономерный – один из лучших фильмов о Великой Отечественной. Даже на IMDb у него «восьмерка» (правда, по 237 оценкам – может, наши накидали). Ну, а у нас он просто один из любимых народом.

Сегодня его не так любят крутить по телевизору, четырехсерийный формат неудобен для коммерческого ТВ. Поэтому к Дню Победы чаще идут односерийные фильмы (слов нет, тоже отличные). Но в интернетах-то он распространен безгранично (и мы добавим).

Успех «батальонов» связан не с технически точными деталями. Даже не самый большой знаток бронетехники заметит в фильме не те танки (Т10М – у Красной Армии, или Т-54, неуклюже замаскированные под «немцев»). Но разве в них дело? Вот в современном кино есть даже вполне аутентичная техника. И что? Души в нем нет. А в «Батальонах» она есть.

В общем, можно было бы сказать, что фильм «батальоны просят огня» — это тот случай, когда кино лучше книги. Но нет. С учетом участия в съемках Бондарева я скажу, что это улучшенная версия книги.

Скачать «Батальоны просят огня»

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ