ЖУРНАЛ «РУССКАЯ ИСТОРИЯ» №13, 2021
Александр Федорович Керенский прожил 89 лет. Из них менее четырех месяцев был формальным главой России. И сделать-то, кажется, ничего не успел, а запомнился именно как главный во Временном правительстве. И еще как Александра Федоровна, которая бежала из Петрограда в женском платье.
Уж как, наверное, Керенский устал опровергать эту байку. Ее, разумеется, отвергает и автор титульной статьи в тринадцатом номере «Русской истории» Глеб Сташков. Однако редакторы поместили в статью именно картину Кукрыниксы «Последний выход Керенского» — байка про женское платье прочно укреплялась в советском народе даже спустя сорок лет после революции.
Ну а в целом очерк есть неплохое представление биографии правителя России. От детства в Симбирске (с обязательным упоминанием о дружбе семей Керенских и Ульяновых) до смерти в Нью-Йорке в 1970 году.
Помнится, в детстве меня поразило именно это последнее. Я-то привык, что история это нечто далекое, от времен «царя Гороха». Керенский, Ленин, революция, гражданская война – это эпоха даже не дедов моих, а прадедов. Прадедов я не застал, вот и считал их эпоху чем-то страшно далеким.
И вдруг узнаю, что Керенский умер в 1970-х. А я в этих же семидесятых родился. Да мы с ним почти пересеклись! И история заиграла новыми красками. Не такая уж она и далекая.
Да, пережил Александр Федорович, пожалуй, всех своих соперников. Но стоило ли оно того? Как политика его не стало уже в 1917 году. Звездный час был исторически кратким. Стремительный взлет и еще более стремительное падение. А дальше полвека забвения и борьбы с мифом о бегстве в женском платье.
Ну да бог с ним, с Керенским. Россия его забыла, и мы долго поминать не будем. Едем дальше. Намеренно проигнорирую материалы с провокационными заголовками, заявленными темами – бррр, не люблю, а в «Русской истории» они частенько встречаются. Давайте-ка о чем-нибудь стоящим, на взгляд обозревателя.
Например, рубрика «Династии» на этот раз в нее угодили графья Панины (автор статьи Ксения Митюрина). Конечно, род не сразу обзавелся графским титулом. Да у нас такой диковины до XVIII века и не водилось. А род их известен от времен Ивана Грозного. Хоть и не на первых ролях, но всё-таки Никита Панин нес фонарь перед царем на его третьей свадьбе.
Не особо выделялись Панины и в XVII веке. Так, бывали воеводами в мелких городках, со Стенькой Разиным воевали. Многие относят взлет рода Паниных к женитьбе Ивана Панина на племяннице Александра Меншикова. Сыновья от этого брака, Петр и Никита, и стали самыми известными из рода.
Петр Иванович Панин (1721-1789) проявился как полководец. В юности отличился в походах Миниха. Семилетнюю войну встретил в чине генерал-майора. Отличился в самых громких сражениях: при Гросс-Егерсдорфе, при Цорндорфе, при Кунерсдорфе. При Екатерине II получил полного генерала и графский титул. А дальше воевал с Пугачевым и турками.
Самым известным из Паниных стал его старший брат Никита Иванович (1718-1783). Воспитатель юного Павла-тогда-ещё-не-Первого и глава российской внешней политики первого периода правления Екатерины II. Правда, с царицей общего языка не находил, и как только она почувствовала себя сильной, то и отправила графа в отставку.
На этом род Паниных не закончился. От Петра Ивановича (который генерал) пошли следующие поколения. Среди них участник заговора против Павла I, министр юстиции при Николае I и даже первая русская женщина-министр.
Хотя, если честно, то не совсем министр. Софья Владимировна Панина (1871-1956) во Временном правительстве (а! перекличка с материалом про Керенского) была товарищем, как тогда говорили, или по-нашему заместителем министра призрения.
Чем вас еще порадовать? Статья о Нахимове – хорошо, но банально. Материал о белоэмигранте Федоре Елисееве (комдив в армии Врангеля) интересно, но прочитайте сами. Штурм Очакова в рубрике «Великие сражения»… Ну не знаю, по-моему, очень известная баталия.
Не обойдем внимание разве что мою любимую рубрику «История в кино». На этот раз разбирается «Гусарская баллада». Вот бы не сказал, что кино очень уж историческое. Так, музыкальная комедия в декорациях войны 1812 года. Правда, с хорошим патриотическим духом.
Кино любимое многими, удача и Рязанова, и актеров. При этом фильм создавался в обстановке аврала. И со сценарием были проблемы, и с утверждением актеров. Затянули до весны 1962 года, снег принялся катастрофически таять. А ведь знатная часть действия происходит зимой при отступлении Наполеона. Приходилось завозить снег машинами и быстро-быстро снимать, пока не растаял.
Но не история создания фильма является коронной фишкой рубрики, а сама история, разбор ляпов и оценка их значимости. Тут разбирают и мундиры, и пистолеты («гранаты у него не той системы»), ордена, бутылки «Мартини» не из того времени, винтовку Бердана.
Ну да и господь с ними, с ляпами. Всё равно вывод правильный: отличное кино не совсем про войну. От себя добавлю: и намного более хорошее, чем современные поделки «Уланская баллада» и «Василиса».
Кстати, у нас как-то подозрительно мало фильмов о войне 1812 года. Есть биографические «Кутузов» и «Багратион», есть «Война и мир», да вот «Гусарская баллада» с «Эскадроном гусар летучих». Может еще что забыл?
Примечание
По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит youtube