ФИЛЬМ ПРО САМУРАЕВ
Японский фильм Масаки Кобаяси «Харакири» (он же «Сэппуку») очень стильный, очень японский, суровый и обаятельный, вполне понятный не только японскому зрителю. С добротной неспешно раскручивающейся интригой. Из таких фильмов о Японии и японцах можно узнать гораздо больше, чем, например, из «Последнего самурая». И узнать, при этом ничуть не скучая.
Самураи! Крепкие суровые ребята с мечами и чрезвычайно странными представлениями о жизни и смерти. Чуть что — сразу живот себе вспарывают. Это, пожалуй, самое главное для самурая. А, ну да, еще верность хозяину и своду правил чести. Не так ли мы их себе представляем?
Есть, конечно, подозрение, что там все не совсем так. Важно, как сами японцы на них смотрят. Не в адаптированных под западного зрителя фильмах-боевиках, а в снятых для себя любимых. Например, в таких как «Харакири» 1962-го года. В тех черно-белых сделанных для себя фильмах больше правды, чем в глянце 2000-х годов.
Фильм начинается сразу по-самурайски. Подходит к владетельному дому ронин и, раскланиваясь с домоуправителем, просит разрешения воспользоваться его задним двором для… чего бы вы думали? Нет, не нужду справить, а сделать себе сэппуку, покончить жизнь благородно и с честью. Домоуправитель ему: это, конечно, большая честь для нас, но вы точно будете брюхо вспарывать? А то, знаете, ходят тут всякие, вымогатели и врунишки, от которых, чтобы не опозорить святыню дома, откупаться приходится. И рассказывает ему поучительную историю подобного жулика.
Всё это тянется неспешно, по-японски. Казалось бы, нашего зрителя должно в сон сшибить, но сценарий выстроен хорошо, время не ощущается, а интрига все возрастает и возрастает — ужасно хочется понять, чем дело кончится. Это вообще не очень свойственно старым японским фильмам, но здесь сценарий затягивающий. Да и персонажи интересные. Самое главное — их немного, и они выписываются очень тщательно.
Ну вот, значит. Ронин говорит: нет-нет, уважаемый, я точно себя порешу, не сомневайтесь, это большая честь для меня и ля-ля-ля. Не могут японцы без долгих церемоний и многочисленных поклонов. Смотрится это сначала забавно, а потом как-то проникаешься, и даже начинаешь уважать их традиции.
А интрига завязывается и поддерживается на одном вопросе: кто поможет ронину отправится в лучший мир? Там по правилам нужен помощник, который ему голову мечом снесет. А кровь, кишки, судороги – некрасиво всё это, недостойно настоящего самурая. Так вот, ронин заказывает первого кандидата в помощники. Дескать, слыхал я о таком замечательном самурае, очень уважаемом человеке, нельзя ли его позвать? Нет его сегодня, заболел. Второго. То же самое. Третьего. Без вариантов.
Хм, домоуправителю становится не смешно, он начинает подозревать, что не всё тут чисто, что не так уж спроста все трое заболели перед приходом ронина. И таки да, неспроста. На этом-то и держится вся история. Но раскрывать секрет здесь нельзя. Вдруг кто-то захочет посмотреть. Одно лишь могу сказать: концовка меня не разочаровала. Будет переворот ситуации на сто восемьдесят градусов, будут и честь, и низость, будет месть и повальная резня на мечах.
Кстати, замечание для тех, кто может сказать: «я бы хотел жить в Японии в 15-16 веках» (фраза из одного отзыва на фильм «Харакири»). Вы, конечно, не имеете ввиду «жить вонючим крестьянином», вы хотели бы попасть в самураи? Ну так посмотрите еще разок внимательно «Харакири». Так ли уж хороша была жизнь в том числе и у самураев? Их вон, даже умирающих с голода и на работу-то не брали. Порой путь самурая лишь один – клинок себе в брюхо. И это – если еще есть тот самый клинок. А то вон один ронин из поучительной истории домоуправителя брюхо себе вскрывал тупой деревяшкой.
Впрочем, с другой фразой из того же отзыва не согласиться нельзя: фильм действительно прекрасный.
Ну а теперь несколько отвлеченная от содержания фильма «Харакири» мысль. Почему в 1960-х появилось такое кино? Оно в принципе, если рассуждать высоко, о противопоставлении чести самурая общечеловеческим ценностям. Думаю, после второй мировой войны в японском обществе появилось движение за отказ от своих жестоких традиций, за пересмотр базовой парадигмы, за замену кодекса самурая, скажем, семьей, удовольствием от жизни.
Ведь мобилизация японского народа прошла под лозунгом «Мы все самураи». И куда это завело японский народ? Вот, собственно, в «Харакири» автор как бы размышляет на эту тему, на тему истинности такой ценности как честь самурая и его абсолютности для людей. Так ли уж она важна? Не важнее ли вещи более понятные и ощутимые – семья, близкие, сама жизнь, наконец?
И чуть-чуть по съемкам. Хотя по ним специалист, наверное, сказал бы много. Потому что снято здорово. Иногда просто поражаешься умению операторов прошлого работать с черно-белой картинкой, со светом, тенями и полутенями. Актеры играют не только голосом или позой, но и лицом. Отсюда так много крупных планов. И они действительно лицом, мимикой передают очень много. При том, что обычно самураи немногословны и вроде бы должны держать на физиономии непроницаемое выражение.
Ну и схватки на мечах. А их тут хоть и немного, но есть. Никакой мушкетерской показушности и постоянного дерганья. Все стильно и сурово, ударов мало, но каждый красив и продуман. Может быть кое в чем нарочито переиграно, подзатянуто в паузах, но стиля это добавляет определенно.
Фильм однозначно понравился. Черт! Стыдно признаться, но можно: он мне даже приснился в ночь после просмотра. Ну не лучшее ли это свидетельство того, что он запал в душу?
10 из 10
Скачать фильм
Файл mkv, 2,05 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин