Разные числа плененных красноармейцев называют в литературе. От четырех до шести миллионов. В среднем пять. Около половины (а то и до 60%) из них погибли в немецких лагерях. И все они заслужили свою долю памяти.
Скоро в издательстве «Пятый Рим» выходит книга израильского историка советского происхождения Арона Шнеера «Плен». Это первое в России (расширенное и дополненное) издание его же книги, вышедшей в Израиле в 2001 году.
Новой книжки у меня пока нет, к старой удалось приобщиться благодаря любезности руководителя архива центра «Холокост» Леонида Терушкина. Именно по слегка усеченной версии 2005 года я и попытаюсь рассказать, что это за книга и почему ее нужно читать.
Книга состоит из трех частей. Первая о военнопленных из западных стран (от Польши до США), вторая о советских, третья из советских солдат выделяет евреев. Это идущее вразрез с официальной советской позицией выделение, по здравом размышлении, имеет право быть. И не только из-за национальности автора.
Действительно, евреи в годы второй мировой войны – особый случай, «изгои среди изгоев». Выделили их сами гитлеровцы. Если у западноевропейского военнопленного, даже у поляка, были очень неплохие шансы выжить, у советского солдата любой другой национальности 50 на 50, то у евреев почти не оставалось надежды.
Получаются такие концентрические круги ада. Чем ближе к центру, тем страшнее участь. Западноевропейские пленные, советские и евреи. Но обо всех по порядку.
Итак, западноевропейские пленные. В их разделе еще приведена классификация лагерей. Они ведь только в массовом сознании является чем-то одним, «концлагеря», мол, и всё. Нет, далеко не всё. И даже не просто концлагеря.
До настоящих лагерей еще надо было дойти через дивизионные, корпусные, армейские сборные пункты. Далее шли пересыльные дулаги. И только после них пленный попадал в шталаг (рядовой и сержантский состав) или в офлаг (офицеры). Что они собой представляли, как были устроены, чем различались условия содержания – обо всё подробно в книге.
Плен западных солдат, конечно, не был курортом, но условия по нашим. Советским, меркам были ничего так себе. Довольно часто в воспоминаниях советских военнопленных попадаются свидетельства об относительной сытости французов. Англичан, американцев. Получая посылки через Красный Крест, они могли жить получше охраны.
Вот эти посылки и служат первым камнем преткновения, первой закавыкой при описании уже советских пленных. В этом издании традиционно уже всплывает тема Женевской конвенции и неподписания ее Советским Союзом. История старая, не от Солженицына ли еще идущая.
Официальный ответ нынешней российской исторической науки (например, 12-томник «Великая Отечественная война») такой. Германия подписала Женевскую конвенцию, она должна ее соблюдать. Это – раз. СССР уже в первые дни войны принял правила содержания пленных, не отличающиеся от положений Женевской конвенции. Это – два. Германия отказалась подписать взаимные обязательства. Это – три.
Так вот, конвенция конвенцией, но есть еще Красный Крест и продуктовые посылки. Поскольку СССР не сотрудничал с этой организацией, советские пленные не получали и посылок. Так? Так, да не совсем. Проблема не Сталине, Красном Кресте или конвенции, проблема в особом отношении нацистов к советским пленным, к народам СССР вообще. Эта мысль, хотя и не ярко выделенная, проходит и в книге «Плен».
Большая часть про судьбы евреев-военнослужащих Красной Армии. Тут всё начинается с приказа о комиссарах, «бей жида-политрука» и переходит на участие евреев в войне вообще.
Вот здесь, как мне кажется, личный интерес автора перекашивает явно. Но интересно. Понимаю, что к Латышской дивизии у него отношение особое, потому ей уделяется много места. И это любопытно. Действительно, в нашей истории не самый распространенный сюжет – история национальных прибалтийских дивизий. Ну а для автора важно еще и то, что в них был аномально большой процент евреев.
Скрупулезно же подсчитывать награжденных евреев, орденами, медалями, Героями СССР – это, наверное, надо, чтобы кого-то убедить в том, что они воевали наравне со всеми народами СССР, но лично для меня лишнее (гитлеровская пропаганда – евреи, мол, отсиживаются в тылу). Нет ни малейших сомнений. Но статистика опять же интересная.
А дальше начинаются драмы, конкретные судьбы, примеры, воспоминания, свидетельства, подкрепляющие основной тезис.
Не знаю, как в новом издании (полагаю, так же), а в книге 2005 года автор по многим темам сначала немного касается общей статистики, подсчитывает количество пленных, погибших и выживших или формулирует общую мысль (например, о коллаборационизме), а затем переходит к значительному количеству частных примеров.
С одной стороны, на примерах конкретных трагедий тема впитывается сильнее, глубже заседает в мозгу. С другой стороны, сколько ни приводи примеров в подкрепление своей мысли, любой желающий возразить всегда может сказать «это лишь отдельные примеры», а при желании и умении даже приведет примеры обратные.
Впрочем, и сам Арон Шнеер приводит примеры туда и сюда, впрочем, подчеркивая, что вот тех было больше, а этих меньше. В частности, да, конечно, были и среди евреев выжившие, были и сотрудничавшие с врагом (вот вам примеры), но других, то есть погибших было больше, многократно, на порядки.
Были примеры предательства, а были примеры альтруизма, самопожертвования, риска ради ближнего. Тут, правда, неясно, чего было больше в условиях плена. Чем и хороша книга, написанная за пределами России, но человеком, имеющим благодарные корни в СССР… Шнеер не раз подчеркивает свое уважение к Красной Армии, где, как я понимаю, служил и погиб брат его отца. Она же, Красная Армия, спасла выживших на оккупированных территориях евреев.
Так вот, чем хороша такая книга – автор не связан по рукам, например, рецензентами или складывающейся сегодня российской традицией, он говорит то, что думает, то, что знает из многочисленных источников, собираемых Яд Вашем (мемориал и музей Холокоста в Израиле). Игнорировать имеющиеся сведения, особенно если они тебе не нравятся, значит врать себе и людям.
Приятно, конечно, представлять наших пленных героями, несгибаемыми, но жизнь всегда сложнее и многограннее. Да и по любому, в нравственном падении голодного, измученного человека виноват не сам человек, а тот, кто довел его до скотского состояния. В данном случае нацисты.
Важно, что книга дает возможность прочувствовать трагедии конкретных людей на конкретных примерах, проникнуться сочувствием к этим людям, попавшим (чаще всего не по своей вине) в немецкий плен, прикоснуться и к этой стороне войны, ни в коем случае не забывать ее – ведь до трех миллионов наших солдат сгинуло там навсегда. Единственное, чем мы сегодня можем хоть как-то им отплатить, это памятью.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»