Сотников — книга и фильм

4 мин.

Василь Быков Сотников
Кадр из фильма «Восхождение».

После того, как о «Сотникове» Василя Быкова высказалась масса умных людей, писать о повести и трудно, и почти бессмысленно. Но хочется. Любимое произведение одного из любимых авторов книг о войне. Удивительно точное и рассуждающее о повести кино. Но не все из нынешней молодежи смотрели, не все читали. А хочется, чтобы прочитали, посмотрели.

Простая история двух партизан, Рыбака и Сотникова, идущих от точки А к точке Б и попадающих в плен, наполнена глубокими смыслами. Она задает темы для размышлений, ставит вопросы, заставляет думать над ответами.

Повесть относительно короткая, а я не всё сразу в ней для себя открыл. При втором, третьем прочтении возникло что-то новое. В первый заход поразила эта мысль автора: коготок увяз, всей птичке пропасть – стоит только вступить на путь компромиссов, как сам не заметишь своего падения.

Казалось бы, Рыбак в каждой ситуации действует правильно, разумно обосновывает свои решения, этакий хваткий и увертливый, вызывает симпатию. В отличие от него, Сотников прет напролом, зол, несговорчив, даже жесток (вон старосту Сыча хотел грохнуть). В общем, не вызывает поначалу у меня Сотников симпатии.

А вот поди ж ты угадай, в какой момент Рыбак переходит черту, за которой нет возврата? А Сотников уверенно идет в подвиг.

Василь Быков Сотников
Кадр из фильма «Восхождение».

Потом зацепила тема обстоятельств. Это на самом деле грозный вопрос: «Ты уверен, что знаешь, как поведешь себя в критических обстоятельствах?» Ой не торопись отвечать. Уж как я уверен был в Рыбаке, как он сам был уверен в себе, но обстоятельства нависли, и уверенность тут же сдуло.

Как мне нравится это место:

«Растерянный и озадаченный, он не мог толком понять, как это произошло и кто в том повинен. Немцы? Война? Полиция? Очень не хотелось оказаться виноватым самому.»

Затем начали всплывать второстепенные персонажи: Сыч, Дёмчиха, Бася. Особенно Бася. И вот почему.

Следователь Портнов говорит Сотникову: «Бандитов мы не милуем. Расстреляем, это безусловно.» И да, можно задуматься: вот есть армия, с ней всё просто. Но есть партизаны. С какой-то точки зрения они вне закона, вне военного закона. И да, немцы (полицаи) их расстреляют безусловно. Это можно понять.

Особенно потому, что та война была вообще войной истребительной, ни о каких правилах речи не шло. Либо ты убьешь врага (солдат ли он, партизан ли, полицай), либо он убьет тебя. Цель не просто победить, но истребить. Немцы нас истребляют по своим извращенным соображениям, мы потому что нельзя не истреблять тех, кто пришел уничтожить нас.

Василь Быков Сотников
Кадр из фильма «Восхождение».

Это даже честно. Это может создать иллюзию какого равноправия двух сторон. Если бы не Бася. Если бы не такие как Бася (да и Дёмчиха тоже). Стремление фашистов, нацистов, полицаев убить, повесить тринадцатилетнюю девочку за то, что она еврейка, выводит весы из состояния равновесия, а стороны из равноправия. Не может быть признано никаких прав у мразей, убивающих детей.

И больше того, под таким углом понятнее становится порочный путь компромисса, выбранный Рыбаком. Нельзя вступать в соглашение с сатаной, с такими убийцами тринадцатилетних девочек. Малейшая слабина и «коготок увяз, всей птичке пропасть».

Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» одновременно и экранизация повести, и разговор о ней. В повести Быкова много таких отступлений, которые трудно перенести на экран, не разрушив плавного повествования. Но есть в ней и недосказанности, в которых автор не выносит приговора, решения, а предлагает читателю думать самому. Шепитько ловко обходит первые и размышляет о вторых.

В целом весь сюжет «Сотникова» перекочевал в «Восхождение». В этом смысле кино полностью передает суть книги. Больше того, оно ее иллюстрирует.

Нам, сегодняшним жителям XXI века уже не представить себе деревню середины XX (а то и начала – изменения ведь в деревне шли не так быстро). К семидесятым годам деревень для натуры еще хватало, избы были.

Василь Быков Сотников
Кадр из фильма «Восхождение».

Да и съемочная группа, в отличие от нынешних киноподельщиков, от той деревни недалеко ушла. Им не нужно было толковать, что такое деревня и как выглядят крестьяне. Им не нужны студийные съемки, они работали «в поле».

В этом смысле фильм, как и многие советские, натуралистичен и достоверен. Декорации и актеры не фальшивы. Артисты реально мерзнут, устают, потеют, отпыхиваются. Борис Плотников (Сотников) и Владимир Гостюхин (Рыбак) с детства были для меня, прежде всего, актерами из «Восхождения». Я на сцену повешения Сотникова смотрел как тот мальчишка в буденовке.

Одним из самых заметных отличий кино от текста повести я бы назвал усиление роли следователя Плотникова (Анатолий Солоницын сыграл бесподобного ублюдка). Именно в разговоре Плотникова с Сотниковым слышится разговор авторов фильма со зрителем о смысле повести.

А финал… Он великолепен. Это вершина Гостюхина как актера. После этой сцены он мог сниматься в любых киноподелках 1990-х годов и всё равно оставаться для меня тем самым Рыбаком из «Восхождения». Быков в конце замолчал, но Шепитько заставила Рыбака дойти до конца, до точки осознания глубины падения, предательства, отверженности. Она отделила его воротами комендатуры от остальной России, Белоруссии, от народа. Это уже приговор.

В общем, если захочется чего-то умного, высокохудожественного о человеке и войне, почитайте Василя Быкова, посмотрите «Восхождение». Сегодня так уже не смогут ни написать, ни сыграть.

Скачать «Сотников»

«Сотников» — книга
Файл fb2, 569 КБ

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ