Stellaris

stellaris игра

ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ НАРКОТИК

Обзор новой игры хотелось бы начать с такой страшной истории.

На город давно уже опустилась ночная тьма. Огни в окнах домов погасли. По улицам пробирались лишь бродячие собаки да бодрствующие бомжи. Из приличных жителей не спали только дежурные МЧС и режущиеся в «Stellaris» игроманы. Да и то насчет МЧС я не уверен.

«Как?! Уже три часа?! А в шесть вставать на работу! Будь прокляты эти «парадоксы», синтезировавшие новый игровой наркотик «Stellaris». Всё! К чёрту, к дьяволу, к Обаме! Чтобы я еще хоть раз сел – да никогда!»

Именно с таким твердым намерением я захлопнул крышку ноутбука и повалился раздавить хотя бы часика три перед рабочим днем. С утра башка трещала так, что намерение окрепло и закаменело. Но только-только наступил вечер… Да-да, как нетрудно догадаться, дрожащие руки игромана снова открыли ноутбук и всё повторилось сначала.

Новая стратегия от Paradox изначально пробуждала смутные, неопределенные ожидания. Как правило, игрушки шведской компании, выходящие за рамки знаменитой линейки глобальных стратегий («Крестоносцы»-«Европа»-«Виктория»-«День Победы»), оказывались провальными. Или, в лучшем случае, одноразовыми. Сейчас уже мало кто вспомнит «Сто лет войны» или «Сэнгоку».

Но то всё были явно промежуточные проекты, заполняющие вакуум между главной последовательностью. «Stellaris» сразу позиционировался (будем считать слово мужского рода) как не урезанная и вполне самостоятельная глобальная стратегия. Но тема! Да, тематика могла шокировать ветеранов-от-Paradox. Парадоксам стало тесно на Земле, и они вывели свой новый продукт в космос.

Важное замечание: игра официально поддерживает русский язык. Давненько мы уже не получали такого подарка.

stellaris обзор игры

ЯЩЕРОВИДНЫЕ ГРИБЫ-ДЕМОКРАТЫ

Сюжетно подоплека такова. На дворе, вернее, в космическом пространстве идет 2200-й год по земному летоисчислению. Что там случилось с самой голубой планетой, неизвестно. Только люди давно уже вышли в космос. И одна их колония обосновалась на некоей планетке, вращающейся даже не вокруг «солнца», а вокруг газового гиганта.

И всё было бы даже не хорошо, а просто здорово, кабы не одно «но». Дело происходит в далекой галактике. И ее звездные системы уже заселены разнообразными сущностями. Это и птицеподобные головастики, и ящеровидные грибы, и щупальцеротые не-пойми-кто. В общем, галактика заселена разнообразными, скажем так, народностями. И все они схлестнутся в борьбе за господство.

По умолчанию играть можно не только за людей, но и за упомянутых страшилищ. Хотя подозреваю, подавляющее большинство игроков, по крайней мере, поначалу выберет людскую расу. Но и с ней не все так просто. Каждая раса-нация имеет некие стартовые атрибуты. Вроде ценностей (например, приверженность свободе или деспотии), госустройства (республика, монархия, деспотия), базовых технологий и так далее. В славных парадоксовских традициях всякий выбор имеет свои плюсы и минусы. Примерно как в их остальных стратегиях типа «Европы».

Отметим, что в игру заложен конструктор. Игроки сами могут спроектировать свою расу. Но это в большей степени ориентировано уже на освоивших игру пользователей. Мы же пишем обзор для всех. Потому рекомендуем выбирать среди предложенных по умолчанию. Опыт показывает, что большинство с аппетитом выбирают агрессивную, совсем недемократическую расу людей.

Итак, выбираем расу и переходим к игре, а заодно и к следующему разделу обзора.

stellaris начало игры

ПЕРВЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ШАГИ

Впервые начинающий кампанию игрок сталкивается с массой новых для себя вещей и обстоятельств. Это позднее становится ясно, что игра устроена несложно и даже благожелательно по отношению к новичкам. Здесь нет явным образом обучающей кампании. Зато вшит советник, который при определенной настройке подскажет первые шаги. Впрочем, их можем подсказать и мы.

Перечислим объекты, которые есть у игрока на старте.

  • Заселенная планета
  • Космопорт на ее орбите
  • Научный корабль
  • Строительный корабль
  • Боевая эскадра

Первый шаг – приказ научному кораблю начать исследование звездной нашей системы. В ней, кроме звезды, есть иные планеты или астероиды. На многих из них могут оказаться залежи ресурсов. Для добычи этих ресурсов на орбитах данных космических объектов строительный корабль должен соорудить добывающие станции.

Видов ресурсов в игре, с одной стороны, не так уж и много (особенно в сравнении с «Викторией»), но так чтобы уж и совсем мало. Ресурсы:

  • Энергокредиты
  • Минералы
  • Влияние
  • Физические исследования
  • Социологические исследования
  • Инженерные исследования

Кроме перечисленных, бывают еще редкие ресурсы. Но на начальной стадии игры о них можно не думать.

Энергокредиты – фактически валюта игры, аналог денег в виде мегаватт или гигаватт энергии. Тратятся на оплату содержания армий, флотов, станций и прочие расходы. Минералы – вся совокупность полезных ископаемых без разделения их на виды. Необходимы для строительства всего и вся. Влияние – аморфная, неуловимая единица в игре. Вырабатывается сама собой. Требуется для принятия решений, указов, законов, найма лидеров (ученых, адмиралов, генералов, губернаторов).

Следующие три строчки – это даже не столько ресурсы, сколько привычные по другим играм от Paradox очки исследований. Они как генерируются сами собой, так и добываются на планетах, астероидах и звездах. Можно их получить и за выполнение квестов.

stellaris начало новой игры

УПРАВЛЕНИЕ ПЛАНЕТОЙ

Ну вот, будем считать, что научный корабль отправился изучать звездную систему, строительный возводит добывающие станции. А нам пора внимательнее посмотреть на имеющуюся пока единственную планету.

В чем-то планеты «Стеллариса» напоминают «Викторию». Есть экран губернатора и законов. Его пока можно пропустить. Куда важнее экран Поверхности планеты. Он разбит на ячейки, в которых трудятся (или не трудятся) различные группы населения. На старте игры на нашей столичной планете всё население однородно и принадлежит к выбранной расе. Со временем при захвате новых миров это может измениться, и грибовидные сущности будут соседствовать с ящерозубрами, а люди с щупальцеклювыми монстрами.

Каждая группа населения имеет свое настроение, свои политические предпочтения, уровень счастья – всё как в «Виктории». Титульные группы и счастливое население трудятся более эффективно, остальные склонны бузить и филонить. Наверное, это вещи очевидные и понятные.

Для управления населением у нас есть определенные рычаги. И они слегка удивляют. Дело в том, что вроде бы разработчики уж так сильно озабочены толерантностью: не забыли ни одной земной расы или культуры, не обозначили гендерных предпочтений, едва ли не поместили в игру секс-меньшинства. А с другой стороны установили опцию: «геноцид». И вся благожелательная толерантность летит ко всем чертям. Ибо ящерозубые грибы просто могут отгеноцидить щупальцеухих петухов и вся недолга.

Знаете, есть в этом что-то от двойных стандартов и пуританства. Кстати, на первых же неделях существования игры в Стиме произошел скандал. Разработчики из Paradox удалили мод, который заточен исключительно на создание нации из белой евпропеоидной расы с европейскими же именами. Дескать расизм, господа. Совсем уж отолерантились в этих европах.

Но вернемся на планету. Население ее постепенно растет. Скорость роста зависит от количества еды. Поэтому население нужно будет тасовать между ячейками производства. В одних добывают минералы, в других энергию, в третьих научные ресурсы, в четвертых еду. Для повышения уровня добычи игрок должен развивать постройки. Как видите, всё просто.

Надо сказать, что экономический баланс на старте отработан на пятерку – все время балансируешь на уровне нуля. А вот дальше ресурсы начинают прибывать в огромных количествах, тратить их особо не на что, и начинает пухнуть казна. Знакомая по «Крестоносцам» беда парадоксов.

прохождение игры stellaris

ЗА ПРЕДЕЛЫ СИСТЕМЫ

Изучив свою родную систему, игрок обязан тут же начать исследование смежных миров. В противном случае они будут захвачены пока еще неведомыми нам соседями. Если в пределах системы корабли просто летают, то перемещение меж звездами происходит скачком. Природа скачка может разниться в зависимости от стартовых технологий, но суть одна – почти телепортация.

И вот здесь пора вспомнить о боевой эскадре. Дело в том, что в неизведанных мирах могут находиться враждебные флоты – соседи или пираты. Нарвись на них, научный корабль будет немедленно уничтожен. Так что неплохо бы авангардом перед ним отправлять боевую эскадру достаточной силы.

Найм кораблей осуществляется в космопорте. Очень приятно, что игрок сам может как из конструктора собирать модели своих судов. В зависимости от развитых технологий оснащать их оружием, защитой, двигателями и так далее. То же касается и небоевых моделей.

Итак, изучаем ближайшие миры. Как правило, в окрестности нашей родины найдется две-три пригодных к заселению планеты. Находим их и в исходном космопорте закладываем колонизационный корабль (если уже открыта технология). Направляем его к новому миру и занимаем его.

И тут – внимание! – возможны сюрпризы. Например, такой. Пройдут годы, вы обжились на новом месте, наладили добычу ресурсов, усадили губернатора. И вдруг – бах! – сообщение: ваши шахтеры пробурили скважину и обнаружили подземную жизнь. Тут возможны варианты. Либо аборигены останутся там у себя, либо будут мирно входить в состав империи, либо попытаются вышибить вас с планеты. Если на планете отсутствуют ваши войска, то, как пить дать, червеобразные туземцы сожрут ваших поселенцев и не подавятся. Так что нанимайте армию.

Два слова о сухопутных силах. Если корабли в «Stellaris» реализованы и прорисованы просто отлично, то с войсками просто беда. Они представлены в виде символических иконок. И могут быть разделены на три типа:

  • Армия обороны
  • Армия вторжения
  • Гарнизон

Гарнизоны формируются автоматически. Армии же нужно нанимать за ресурсы. Армия обороны предназначена для защиты планеты. Армия вторжения грузится на свои собственные транспорты и должна высаживаться на вражеских планетах. Впрочем, и сгодится она и в обороне.

stellaris тактика игры

КОНТАКТ

Отсидеться в галактическом одиночестве не получится. Рано или поздно вы столкнетесь с иными расами, покоряющими ту же галактику. И здесь имеется традиционный для парадоксов набор дипломатических возможностей. Тут и торговля, и война, и вассалитет, и союзные отношения – всё просто и знакомо.

Какой тип поведения выбрать? Тут надо заметить, что великие империи не создаются мирным путем. Так что думайте.

«Stellaris» на уровне внешней политики всё же отличается от исторической линейки глобальных стратегий от Paradox. Там мы ни единой секунды не живем в политическом вакууме. Всегда есть большое число соседей, ведущих свою игру. Здесь же расширение знаний о галактике и у игрока, и у искусственного интеллекта идет постепенно. Сначала мы открываем одного соседа, потом другого, третьего. Между контактами могут проходить десятилетия. Их частота определяется еще и вашим положением: одно дело в центре галактики, другое на краю.

Таким образом, можно дать совет, эффективный и полезный в большинстве случаев. Налегайте изначально на боевую мощь. И сразу же покоряйте пару-тройку первых открытых соседей. Уничтожайте, вассальте, отбирайте планеты. Короче, измывайтесь над ними, пока они не окрепли. Позже будет сложнее. И не дай бог, они успеют узнать друг о друге и заключить союз против вас.

Здесь надо сказать пару слов о федеративном устройстве вашей империи. Принцип расширения государства в «Stellaris» больше похож на «Crusader Kings». То есть под непосредственным эффективным управлением игрока может находиться ограниченное число планет. Остальные придется выделять в подконтрольные вам сектора. Прав в секторах у вас будет меньше, но и хлопот поубавится.

Так что при завоевании чужих миров думайте: надо ли вам отнимать у них планеты, сможете ли вы ими управлять или ну его, пусть будут вассалами?

stellaris обзор игры

ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ

Самый яркий и красивый элемент игры, конечно же, война в космосе. Флотилии кораблей сталкиваются, маневрируют, пуляют друг в друга разнообразным оружием. Лазеры, плазма, термоядерные ракеты, торпеды, антиматерия – кто что смог открыть в технологиях.

Сами космические корабли тоже крайне разнообразны. По классам-то они, может быть, и делятся на всяческие корветы, эсминцы, фрегаты и так далее. Но даже в рамках одного набора технологий игрок в конструкторе может создать себе целый зоопарк машин смерти. Что уж говорить про инопланетные формы. Фантазия у авторов игры зашкаливает. Даже страшно представить, что смогут натворить модмейкеры.

Но это всё лирические детали. На деле же любая флотилия в конечном счете характеризуется суммарной огневой мощью, измеряемой в условных единицах. Чем больше число, тем вероятнее победа. Поэтому старайтесь на врага наваливаться кучей. В космосе нет сплошных фронтов. Собирайте свои силы в кулак и пытайтесь разбить враг по частям.

В «Stellaris» простор стратегическим, оперативным и тактическим вариантам. Ну вот допустим: есть звездная система. Вы вторгаетесь в нее флотилией с огневой мощью около 1000. В системе два разобщенных вражеских флота по 500 единиц. Как будем действовать? Идеально было бы разбить их по частям. Тогда потери будут минимальны. При столкновении все на всех не только потери гадательны, но и исход неясен.

Нужно как-то отвлечь одну вражескую флотилию, задержать ее, а за это время если не уничтожить, то по максимуму ослабить вторую эскадру. Для задержания первой можно даже пожертвовать своими самыми быстрыми судами. Так уж устроена механика игры – флотилия не может пройти мимо врага. Обязательно остановится и сцепится с ним.

Противник практически никогда не бежит с поля боя. Сражение ведется до полного истребления одного из сражающихся. Всё не как в других парадоксах. Это диктует иную стратегию. Почему и говорю: ведите бой всеми собранными в кулак силами. Пусть остальные враги отвлекаются на уничтожение ваших станций. Станции сами по себе ничего не значат. Значит лишь живая сила врага. Уничтожь ее – выиграй войну.

Без флотов и планеты становятся беззащитными. Захватываются они практически гарантировано. Расстреливается с орбиты вся защитная система мира, а затем высаживается десант. Конечно, желательно, чтобы он превосходил по силам окопавшийся на планете гарнизон. Жаль, но анимация боя за планету практически отсутствует. Так что наслаждаться остается только звездными войнами.

прохождение игры stellaris

ВЕРДИКТ: ОДНОЗНАЧНО ХИТ

Рассказать в одном кратком обзоре обо всех сторонах парадоксовской стратегии практически нереально. Прохождение игры «Stellaris» заняло бы ой-ой-ой сколько места. На это ушел бы полновесный ААР.

Мы не коснулись очень многого. Деталей внешней политики, взаимодействия миров на уровне федерации, развития технологий, использования глобальной карты, наконец, сетевой игры. Мы умышлено сосредоточились на описании начала новой игры «Stellaris». Вернее, новой кампании. Надеясь, что въехав в начальный этап дальше уж игрок разберется сам.

В завершение обзора надо бы сформулировать вердикт. Впрочем, он уже есть в заголовке раздела. Игра однозначно удалась. И это не исключительно индивидуальное мнение автора обзора. Нет. Многочисленные отзывы на «Stellaris» крайне положительны. И что важно, одобрение исходит как от новичков, так и от ветеранов парадоксовских фронтов. А они те еще ворчуны, на них угодить нелегко.

Мы уверены, что игре предопределена долгая жизнь. И уж точно она не будет обделена вниманием МОДного сообщества.

А вот вы… да-да, конкретно вы, уже играли в «Stellaris»?

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ