ФИЛЬМ «АЛАМО»
Что общего у фильмов «Аламо» и «Побег из Собибора»? И в том, и в другом случае деньги на съемки выделялись под имя исполнителя главной роли и одновременно режиссера. Только наш Константин Хабенский с задачей справился похуже, чем именитый Джон Уэйн.
Джон Уэйн – легенда американского кино. Актер, плотно оседлавший вершину киноолимпа 1930-1960-х гг. Тогда его имя так же крепко ассоциировалось с вестернами, как позже имя Клинта Иствуда.
И вот в конце 1950-х затеваются съемки «The Alamo». Продюсер и режиссер – Джон Уэйн. Также он хотел взять себе небольшую роль генерала Хьюстона. Однако спонсоры категорически заявили, что дадут деньги лишь под имя Уэйна в числе исполнителей главных ролей. Так Уэйн вместе с креслом режиссера получил и роль полковника Дэви Крокетта.
Всего же главных ролей три – три славных полковника войны за независимость Техаса. Дэви Крокетт, Уильям Тревис и Джим Боуи – харизматические личности с уже определенным самой историей конфликтом. По сути, тут и выдумывать было нечего. Бери и снимай по канону. Но сценаристы любят ввернуть толику своих представлений о прекрасном.
Здесь я подразумеваю, что зрители знакомы с общим ходом событий осады форта Аламо. На всякий случай вот ссылка на соответствующую главу моих очерков «Двадцать восьмая звезда».
Сразу следует предупредить, что история в фильме уступает место драматургии и зрелищности. В сценарии слишком сильна рука вестерна. Крутые герои, пистолеты, драки на ножах, скачки на конях, ночные нападения, наконец, прекрасные дамы – всё сделано, чтобы фильм смотрелся как приключенческий, на одном дыхании.
Под занавес же создатели развернули штурм такого масштаба, о каком мексиканский диктатор Санта-Анна мог лишь мечтать. По слухам, в съемках приняло участие около 7 тысяч статистов. Это при том, что в штурмовых колоннах Санта-Анны исторически было всего 1800 человек.
Так что «зрелищность и еще раз зрелищность» — лозунг фильма. Ради зрелищности и финальный штурм авторы кино устроили не в предутреннем тумане, а при ярком дневном солнце. Ну, право же, кому было бы интересно смотреть на мельтешащие в темноте тени? А тут при дневном солнце можно представить мексиканскую армию во всей ее мундирной красоте.
Фильм достаточно длинный – два часа, сорок минут – для того, чтобы успеть показать и драматическую часть (персонажей, их сложные отношения), и приключенческую (драки, вылазки, подвиги, поединки), и батальную (осаду и штурм Аламо).
Действие начинается ориентировочно недели за две-три до начала осады. Здесь зрителям неторопливо и доходчиво представляют главных героев, трех полковников. Тревис и Боуи между собой грызутся за власть, а Крокетт пытается нащупать среднюю линию.
На всё это уйдет половина фильма в декорациях Дикого Запада. Специально для съемок отгрохали небольшой городок и миссию Аламо. Позже в этих декорациях снимали другие фильмы. Сегодня, как я понимаю, это туристический объект.
Под стать декорациям и нравы. Пьянство в салунах, шашни с проститутками, драки на ножах. В общем, первая половина – типичный вестерн. Разве что без вестерневой основной интриги.
А потом появляется Санта-Анна. Его самого показывают нечасто. Но в любом появлении в кадре это воплощение зла, тупой, напыщенный индюк, мерзавец и так далее. В общем, неудивительно, что фильм был запрещен в Мексике. Не из-за одного лишь Санта-Анны, естественно, а из-за проамериканской пропаганды в целом.
Кстати, изначально съемки планировалось проводить на территории Мексики – там, видимо, дешевле. Но местные техасские патриоты заявили, что в таком случае этот фильм в Техасе лучше не показывать. Пришлось переезжать на более дорогие съемки в Техас.
Ну так вот, появляется, значит, Санта-Анна. Начинается тринадцатидневная осада. Фильм, презрев историю, не оставляет у зрителя сомнений: тринадцать дней осады – это оттого, что ополченцы, руководимые тремя полковниками, сражались отчаянно, совершали вылазки, громили осадные батареи и так далее. Этими вымышленными событиями наполнена вторая часть фильма.
Здесь даже штурмов показано два, а не один. Что ж, пусть и неисторично, зато красиво и батально. Боевка динамичная. Ребята палят из кремниевых ружей со скоростью пулеметчиков. Допустим, им передают заряженные ружья сзади, но это ни разу не показано. Только огонь, хлесткий и впечатляющий.
Весь смысл отчаянного сопротивления форта авторы сводят к выигрышу времени для сбора армии Сэма Хьюстона. Каждый выигранный день выигран для своих парней в тылу. Таким образом, авторы фильма придают великий смысл жертвенности гарнизона. Наполняют историю драмой и пафосом, закладывают кирпичик в создание легенды Аламо.
7 из 10
Скачать фильм «Аламо»
Файл avi, 1,45 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра