1943 год, «Летающие крепости» B-17 в небе над Германией, неподражаемый Стив Маккуин в фильме «Любовник войны». Военная драма с упором на слово «драма», но и со значительной «военной» составляющей. Как минимум, любопытное кино.
Сначала о слове «военная». Фоном к основным событиям здесь выбраны эпизоды боевой работы американской бомбардировочной авиации: стратегические бомбардировки Германии, подготовка «Летающих крепостей» к полету, экипаж, внутреннее устройство самолета, воздушные бои, подбитые самолеты.
Фильм, хотя уже 1960-х годов производства, снят в черно-белом варианте. Как говорят, для того, чтобы можно было органично вплетать кадры военной хроники. В итоге имеющиеся на съемках 3 исправных B-17, снятые с разных ракурсов и перемешанные с военной хроникой, создают впечатление армады.
Показанные вблизи, изнутри и во время воздушного боя «Летающие крепости» дают наглядное представление об обоснованности своего названия. Ощетинившиеся пулеметами во все стороны гиганты лениво отгоняют кружащих вокруг них малюсеньких немецких истребителей. Тем и подлететь-то неоткуда – простреливается буквально всё пространство.
Также неплохо показано соотношение долей времени рутины и яркого боя. Многочасовой перелет, короткий бой, затем вновь такой же многочасовой перелет. Большую часть времени экипаж, можно сказать, ничего не делает. Только ждет начала зенитного обстрела или появления истребителей.
Время вне полета – пирушки, кафе, ухаживания, женщины, увольнительные в Лондон. Никакой боевой подготовки. Честно говоря, зря авторы фильма так подставляют своих летчиков. А может и не зря.
В самом начале текста я написал «боевая работа». Герои фильма действительно относятся к войне как к работе. Они больше похожи на вахтовиков, отбывающих смену, ожидающих получения премиальных и полные желания поскорее отвалить домой. Они рисуют палочки на стене. Одна палочка – один вылет. Двадцать вылетов – и домой в США.
Именно таков второй пилот B-17 Эд Болланд. Он ненавидит войну, боится погибнуть, очень хочет домой, но готов потерпеть и поработать, чтобы внести свой вклад в дело борьбы с Германией. Исполнительный офицер получает предложение стать командиром своего самолета, но предпочитает остаться в экипаже Базза Риксона (Стив Маккуин).
Риксон – совсем другой типаж. Одна из немногих ролей Маккуина, где его герой не только отрицателен по сюжету, но и зрителем воспринимается без симпатии. В то же время талант Маккуина, проработанность его героя не отталкивают от Риксона, а приковывают к нему внимание. Именно он проходит по фильму наиболее сложный путь развития.
Поначалу он воспринимается просто как бунтарь, поперечник начальству, рубаха-парень и просто рисковый пилот. Постепенно образ усложняется, а мотивы его действий видятся менее притягательными. Он настоящий «любовник войны», он любит войну только за то, что она – война. Ему по барабану все эти терки между Германией, Союзниками и СССР. Риксон любит риск, вылеты, мандраж боя, успешно сброшенные бомбы.
Риксон – лидер, не терпящий ни конкуренции, ни возражений. Почувствовав угрозу в штурмане, он немедленно избавляется от него. Но от Болланда – нет. Болланд Риксону видится слабым, неспособным возразить, помешать.
Может быть, так оно и шло бы до самого конца вахты Болланда. Тот отбыл бы домой, а Риксон продлил бы контракт, набрал новый экипаж и продолжил самозабвенно воевать, если не женщина.
Ох уж эти женщины. В слабых они пробуждают силу, в трусливых храбрость, в пацифистах воинственность, а в излишне агрессивных… Болланд и Риксон втюриваются в одну девушку.
Дафна – особа утонченная, «библиотекарша», по выражению Риксона. Аристократка по духу. Уставшее от войны создание. Она прислоняется к Болланду, но испытывает странное влечение и к непонятному ей Риксону. Вот эти трехсторонние отношения и держат фильм, делая главным словом в определении жанра слово «драма».
Сценарий выстроен незамысловато и достаточно грамотно. Есть завязка, есть развитие героев, отношений, есть и кульминация, почти совпадающая с финалом. Очевидно, что нарастающее напряжение между Болландом и Риксоном должно разрешиться в последнем и конечно самом опасном вылете. Оно и разрешается.
Пожалуй, для военного кино тут слишком мало войны. Для нашего зрителя, слишком мало всякого самопожертвования и очень уж деловой подход летчиков к «работе». Для мелодрамы тут как раз наоборот слишком много войны. И всё же фильм оставляет приятное впечатление. Подозреваю, во многом благодаря актерской работе Стива Маккуина.
7 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра