«Военно-исторический журнал», №6 2019

военно-исторический журнал
П.А. Кривоногов. Защитники Брестской крепости

«ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», №6, 2019

Как обычно, в июньском номере «Военно-исторического журнала» не так много публикаций, скажем так, общего, неспециализированного назначения. Но всё же кое-что присутствует. На этом «кое-чем» я и сосредоточу внимание в обзоре.

Первая статья о Дальнем Востоке нескольких предвоенных лет 1938-1941 гг. Точнее об учете японской угрозы. В конце концов, поворот Японии в сторону Тихого океана до последнего момента не был решен и в японском правительстве. Так что учет восточной угрозы был необходимостью для советского руководства.

В статье приводятся высказывания, постановления, планы японского правительства или отдельных его членов. Все они так или иначе направлены на агрессию в сторону русского Дальнего Востока.

Больше того, на ДВ фактически уже шла малая необъявленная война. Не говоря уже о боях на озере Хасан, японцы забрасывали на территорию СССР диверсионные группы, их военные корабли прикрывали браконьерство в территориальных водах Советского Союза, японская разведка активно использовала белую эмиграцию. И так далее.

Наше сегодняшнее историческое зрения во многом заслонила Великая Отечественная война. Соответственно, взор прикован к событиям в Европе. Но для советского руководства не меньшее значение имела и возня на Дальнем Востоке. Приходилось увеличивать военное присутствие, тратиться на сооружение укреплений, наращивать военно-морскую группировку. Эти меры также описаны в статье.

военно-исторический журнал

В тему идет и вторая статья. Сибирь и Дальний Восток – регионы обширные со слабым развитием инфраструктуры. В 1930-е годы потребовалось резко увеличить и военно-воздушные силы в регионе. А как обслуживать эскадрильи, не имея развитых баз?

Вспомнили об опыте первой мировой и гражданской войн. Тогда для обслуживания самолетов были созданы поезда-мастерские. Несколько таких поездов соорудили и для Забайкалья с Дальним Востоком.

Статья «Агентурное дело Акулы» о борьбе советской контрразведки с немецкой разведкой в Причерноморье для меня интересна, прежде всего, набором имен. Немцы были бы дураками, если бы для агентурной работы не задействовали русскую белоэмиграцию. Дураками они не были, и эмиграцию задействовали. И вот эти «белые рыцари» как могли воевали против своей бывшей родины. Не все, конечно, но многие.

Кстати, об отношении белоэмиграции к фашизму кое-что говорит статья об участии эмигрантов в гражданской войне в Испании. Как по мне, так самая интересная статья номера.

военно-исторический журнал

Здесь как перечисляются отдельные имена и случаи, так и дается оценка общей численности русских эмигрантов на той и другой стороне. Также анализируются причины, толкавшие белоэмигрантов на сторону условных «белых» или условных «красных».

Ну-ка, проверьте свои ощущения. По-вашему, на какой стороне было больше русских эмигрантов, у Франко или у республики? Правильно, у «красной» республики. Молодцы. Всего, по оценке автора, белоэмигрантов в Испании было около 600 человек. У франкистов 150-170 человек, остальные у республиканского правительства.

Первые, очевидно, считали борьбу в Испании борьбой с коммунизмом, в некотором роде продолжением или расширением той борьбы, что они проиграли в России. Вторые руководствовались, главным образом, двумя мотивами. Первый – негативное отношение к фашизму вообще, мол, даже коммунизм лучше. Второй мотив – заслужить право на возвращение в Россию, в СССР. И некоторые после войны действительно вернулись.

Кстати, относительно малое число участников войны имело непропорциональное большое влияние на ход боевых действий. Точнее на подготовку войск республиканцев и франкистов. Русские белоэмигранты использовались не столько как пушечное мясо, сколько в качестве инструкторов и командиров низового звена. Всё-таки их боевой опыт еще кое-что значил.

военно-исторический журнал

«Как вы судно назовёте, так оно и…» — примерно так можно определить смысл еще одной любопытной статьи. Автор анализирует наименования русских кораблей и толкует смысл господствовавших в этом деле традиций. Первая часть статьи о временах от Петра I до Петра III в июньском номере. Дальше, до Николая I – в июльском.

«Ягудиил», «Девоншир», «Полтава», «Рига» и так далее. Хм, имена-то давались не просто так, а со значением. Например, при Петре выработалась следующая система.

Большие корабли, предназначенные для дальних плаваний, для захода в иностранные порты, именовались в честь православных святых, русских политических деятелей или побед русского оружия. Так сказать, реклама России и ее достижений. Пропаганда, практически современная и гибридная.

Кораблики поменьше, плававшие в русских водах, именовались скромнее – русскими топонимами, названиями рыб, животных, получали шуточные прозвища. Тут особо не заморачивались и большой политики не делали.

Статья о памятных местах во Франции в честь русского экспедиционного корпуса первой мировой войны зацепила исключительно личным опытом. Автор перечисляет ряд памятников, а один, тот который видел я, не называет. Ну так я сам приведу здесь табличку из Дома Инвалидов:

военно-исторический журнал
Памятная доска в Доме Инвалидов, Париж

Текст на ней примерно такой: «Французские военные и призванные из России совместно своим павшим товарищам». Вообще, интересно, что во Франции одному нашему корпусу памятных мест едва ли не больше, чем до недавнего времени у нас всей русской армии, участвовавшей в первой мировой войне.

А вот так оглядываешься на обзор и думаешь: «А не так уж безынтересен июньский номер ВИЖ». И это я еще не рассказал о статьях, посвященных, например, становлению советской морской авиации или делу обеспечения пенсионеров императорского флота в XVIII веке. Ну да всего не охватить. Заинтересовавшиеся прочтут сами.

Примечание

По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте — там ссылка есть.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит youtube.


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ