ВИЛЬЯ В СЕДЛЕ
Фильм «Villa Rides» (никак не могу выговорить «Вилья в седле») отдает темой более известных вестернов типа «С динамитом в кулаке» или «Пуля для генерала». Первоначально даже планировалось, что снимать его будет Сержио Леоне. Но в итоге всё переиграли, и, несмотря на наличие в кадре ярких вестерн-актеров, фильм сохранил военно-историческую направленность.
Сначала о том, что это за «вилья» такая. Хотя и не «такая», а «такой». Панчо Вилья – военный деятель Мексиканской революции и гражданской войны 1910-1917 гг. Этакий талант-самородок, военный авантюрист, лихой и успешный полевой командир, какие часто возникают в условиях смуты.
Чем-то похож и на Буденного, и на Котовского, и на Шкуро, и на Махно. Да я о нем уже кратко рассказывал, представляя книгу «Панчо Вилья» Иосифа Григулевича. За историческими подробностями туда. За образами же – к фильму «Villa Rides» 1968 года.
Кино именно что об образах, о типажах, о духе времени. Историческими деталями тут не злоупотребляют. Сюжетно фильм рассказывает о некоем вымышленном, условном этапе борьбы Вильи, в котором собраны разные эпизоды из действительной жизни мексиканского народного вожака.
Начать следует с актерского состава. В главной роли, что для меня совершенно неожиданно, Юл Бриннер. Тот самый главный ковбой из «Великолепной семерки». Преображение его в «Villa Rides» таково, что сразу и не признать в Панчо Вилье того гладкоголового уверенного в себе стрелка.
Правая рука Вильи – некий Фьерро в изображении Чарльза Бронсона. Пожалуй, наиболее удачная фигура. Образ этот, надо сказать, собирательный. Тут главное показать типаж мексиканского полевого командира, жестокого, но по-своему честного и симпатичного. Вот это Бронсон тянет как никто другой.
Еще один главный герой, третий угол треугольника – американский авантюрист, торговец оружием Ли Арнольд. Страшно известный актер третей четверти XX века Роберт Митчем, но я, признаюсь, знаю его не так хорошо как Бронсона или Бриннера.
И вот, каждый уголок треугольника разыгрывает свою роль, демонстрируя тот или иной типаж времен Мексиканской революции.
Надо заметить, что изначально львиная часть бронсоновской жестокости по сценарию отводилась главному герою, Панчо Вилье. Но в тут вмешался Юл Бриннер, пожелавший сыграть не столько реального полевого командира гражданской войны, сколько этакого Робин Гуда с элементами демократической и гуманистической философии. Соответственно, массовые расстрелы выпали на долю его правой руки.
Что тут сказать? Юл Бриннер в роли Вильи бесподобен. Играет, что называется, на все сто. И Вилья у него получается полноценный, живой, интересный. Правда, не совсем (а можно сказать и «совсем не») исторический. На его фоне кровавым упырем выглядит не только Фьерро, но и американец Ли Арнольд.
Впрочем, это я зря про упыря в отношении Фьерро. Обаяние Бронсона способно перекрыть любой уровень жестокости персонажа. Стоит ему улыбнуться, а ты уж и забыл, как он только что лично пристрелил несколько десятков человек.
В общем, если в кино хотели показать предельную жестокость гражданской войны, то с выбором актера на роль Фьерро промазали. Но если хотели порадовать зрителя, то угадали.
Американец же получился слишком мало играющим. Одно и то же выражение лица, медленные движения, отсутствие живинки. Роберт Митчем актер, говорят, хороший, но тут что-то не играет.
Фильм наполнен как типовыми сценками из жизни партизан и карателей Мексиканской революции, так и боевыми эпизодами. Причем это настоящие бои на сотни солдат, а не отдельные сцены мелких перестрелок. Вилья-то действительно «в седле». Он постоянно в деле, в бою.
Особенно масштабен штурм Конехонеса. Тут вам и окопы, и конная атака, и артиллерия. Даже самолет есть, с которого динамитом кидаются (ладно, простим уж авторам фильма, выглядит действительно забавно).
Когда дело доходит до боя, до уличной стрельбы, о да, тут сразу вспоминаешь, что Бриннер – знатный ковбой, лидер «великолепной семерки». Равно как и Бронсон. В какой-то момент фильм действительно больше напоминает вестерн. Лишь на несколько минут, но всё же.
Итак, «Villa Rides» — хороший представитель военного кино, с уклоном в историю. Хотя история здесь подана в обобщающем, условном виде. Фильм определенно не самый лучший в своем классе, но и далеко не худший. Даже выше середнячка. Во многом этим он обязан актерской игре и экзотическому для нас антуражу.
8 из 10
Скачать фильм «Вилья в седле»
Файл avi, 2,17 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра