Тема книги Руты Ванагайте «Свои» российского читателя ни удивить, ни шокировать не должна. У нас довольно пишут и говорят об убийствах евреев в Прибалтике в годы Великой Отечественной войны. Говорят и о том, что именно в Прибалтике как нигде этим делом активно занимались не столько немцы, сколько местные. Но мы — это мы, с нами-то демократическому Евросоюзу давно всё понятно. Другое дело — они сами. Что они-то думают или говорят об этом? И что с ними происходит, когда начинают думать?
Рута Ванагайте родилась и выросла в Литовской ССР. Соответственно, дальше жила и работала в независимой Литве. Никого особо не трогала, но столкнулась с темой холокоста и конкретно с проявлением его в Литве в 1941-1944 годах. Если более конкретно, то ее зацепил вопрос о степени участия коренных литвинов в истреблении литовских евреев.
Официальная пропаганда современной Литвы придерживается простой трактовки. Конечно, никто не отрицает факта гибели более 200 тысяч евреев. Но виноваты во всем немцы, которым помогали только отдельные отщепенцы и мерзавцы. В случаях же, когда невозможно отрицать хотя бы лишь сочувствия местного населения истреблению евреев, говорят, мол, те сами виноваты — они служили в органах НКВД, которые подвергли литовский народ нечеловеческим репрессиям в период 1940-1941 годов. То есть либо мы вообще не виноваты, либо евреи виноваты не меньше.
Не могу знать, как думала Рута Ванагайте раньше, но вот тут взяла да и задумалась, а так ли уж верна официальная позиция литовских властей? Не бог весть какая революционная мысль для нас, живущих в России. Но там у них, в демократической Европе с любовью к плюрализму мнений, оказывается, проблемы. Равно как и с готовностью принимать факты. Но об этом чуть дальше.
Госпожа Ванагайте покопалась в архивах (еще советских), поговорила с еще живыми очевидцами, и картинка у нее сложилась, мягко говоря, немного отличная от официальной. Только по самым скромным и заниженным подсчетам вроде бы мизерная кучка пособников немцев вдруг раздулась до нескольких тысяч человек. А по более смелым оценкам и до 20 тысяч. При этом они, оказывается, не нуждались ни в каком понукании и совершали все преступления сами, без участия немцев.
Убийцами оказались не какие-то уголовные элементы, а представители всех слоев общества: интеллигенция, крестьяне, ремесленники, чиновники и так далее. А уж сочувствующих этим истребителям или попользовавшихся имуществом убитых соседей-евреев, пожалуй, наберутся сотни тысяч.
А ведь все они сотни лет были именно соседями, жителями и гражданами одной страны. Они были «своими». Но пришла война, и всколыхнулось, и поделились они на «наших» и «не наших».
Собственно, об этом и есть книга Руты Ванагайте «Свои». Она делится на две части. Первая — эпизодичное, мозаичное описание отдельных массовых убийств. С упором на жизнеописания основных их деятелей, исполнителей карательных мер. Материалами для глав послужили советские архивы и опубликованные воспоминания.
Вторая часть книги — паломничество по местам расстрелов, совершенное в компании с израильским «охотником» за нацистами Эфраимом Зуроффом. Охота его заключается в поиске и приданию суду нацистских преступников. В Литве он едва ли не персона нон-грата. И Рута Ванагайте всерьез называет его «врагом». Впрочем, она же замечает, что впоследствии враг сделался другом.
В этой второй части есть несколько интересных сторон. Во-первых, это диалоги между Ванагайте и Зуроффом. Они служат основной части. Диалоги порой острые, собеседники не всегда согласны друг с другом в оценках. Автор книги пытается объяснять причины действий соотечественников. Зурофф замечает, что ее объяснения очень похожи на оправдание, а это, мол, неприемлемо.
Другая сторона — это реакция местных жителей на расспросы путешественников. Не все соглашаются разговаривать на тему убийств евреев. И почти никто не дает согласия на публикацию своего имени. То есть я вам, конечно, отвечу, но вы меня уж не называйте в своей книжке.
И тут идет интересная аберрация. Ванагайте размышляет, почему это люди не хотят называть себя. Следуют беспомощные и многословные рассуждения на тему чувства вины, неготовности принять свершенное, незрелости литовцев как европейской нации и тому подобная лабуда.
Не фигурирует в этих рассуждениях только самое простое и правдоподобное объяснение: люди просто боятся. Да, вот так вот, в современной евросоюзовской Литве люди, говорящие правду, боятся называть свои имена. Так часто бывает в государствах, строящихся на националистической идее. Относятся они к Евросоюзу или нет.
Третья сторона вопроса — состояние мест памяти жертв массовых убийств. Их по всей Литве 227 штук. И только несколько из них, а именно те, которые посещают к определенным датам высокие чиновники, находятся в более-менее ухоженном состоянии. Подавляющее большинство мест расстрела просто заброшены. Там стоят лишь неприметные заржавевшие или покосившиеся памятники, установленные еще при СССР.
Стоит ли говорить, что места захоронений палачей зачастую находятся в более приличном состоянии? И вообще в Литве (как и в некоторых других местностях бывшего СССР) активно почитают как просто пособников нацистов, так и людей, замешанных в преступлениях против человечности.
Скажем, в год выхода книги Руты Ванагайте «Свои» (2018) в Литве торжественно перезахоронили Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Этот гражданин был казнен советской властью за участие в бандах «Лесных братьев» в послевоенный период. По некоторым данным, он же был «белоповязочником», то есть полицаем при немцах. По утверждению практически соавтора книги Эфраима Зуроффа, Раманаускас замешан и в массовых убийствах евреев.
В отношении реакции России на эти похороны президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, дескать, такая реакция показывает, что мы хороним нашего героя. Именами еще нескольких подобных «героев» в Литве названы улицы и школы.
На фоне подобных течений Рута Ванагайте выглядит редкостным идеалистом. На что она рассчитывала? Ответы можно при желании найти в книге. Там много рассуждается в духе «чтобы нации повзрослеть, надо взглянуть себе в лицо» или «признание факта есть первый шаг на пути к выздоровлению». Ну, то есть книжка послужит ступенькой к пробуждению. Пробуждение приведет к признанию. Признание к покаянию. Покаяние к настоящему вхождению в европейскую семью.
Кончилось же всё куда прозаичнее. Книга изъята из магазинов Литвы. Не только эта, но и другие произведения автора. Рута Ванагайте фактически получила «черную метку» и запрет на занятие профессией. Друзья от нее отвернулись. СМИ заклеймили агентом Путина. В общем, на правду о себе последовала закономерная реакция националистически настроенного общества. Причем в отношении человека, настроенного откровенно антисоветски и немного антирусски. Такая уж сила правды.
Таким образом, то, что случилось в итоге с книгой и автором гораздо интереснее самого содержания. Оно, по крайней мере, в России, не открывает америк. Всё этом мы уже знали, читали или даже видели (в кино) — уничтоженные евреи, дети, убитые ударом головы о столб и оправдывающие себя каратели. Плюс нация, не признающая фактов, но героизирующая преступников.
Впрочем, при избранной национальной идее им больше нечего или некого героизировать. Они ненавидят Россию и создают на базе этой ненависти нацию, общество. А единственные настоящие борцуны против России и символизируемого ныне ею СССР как раз и являлись немецкими пособниками или даже самостоятельными нацистами. Так уж получилось, что других «героев» у нынешних литовских властей нет.
Ну что ж, дай им бог здоровья. А мы закончим наш очерк, перефразировав Далю Грибаускайте. Раз книга Руты Ванагайте «Свои» вызвала такую резкую реакцию у этих властей и в этом обществе, значит, она правильная и нужная.
Примечание
По понятным причинам выложить файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»