«ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ», №6, 2020
И вновь «Военно-исторический журнал» говорит об освоении русской Арктики. Этой статьей открывается июньский номер. В ней дан обзор изучения, освоения северного побережья и морей Ледовитого океана от Великой Северной экспедиции (1733-1745) до наших дней.
Конечно, о делах стародавних читать интереснее. Служба тогда была опаснее, моря неизведаннее, техника… Э, какая могла быть техника у Беринга, Лаптевых, Челюскина и других отрядов? И ведь люди шли, ехали.
Тут надо еще себе представить, что ехали в Сибирь они даже при условии благоприятного исхода на годы, без малого на десятилетие. А дома ведь оставались семьи, дети. Вырви-ка сегодня добровольно десять лет из своей жизни. Да не вахтовым методом, а цельным куском. Да еще при условии, что шансы вернуться пятьдесят на пятьдесят (Беринг, например, из второй экспедиции не вернулся). Железные люди.
Следующий всплеск интереса к Северу относится к 1820-30-ым годам. Уже тогда искали северный морской путь в Тихий океан. Стоит учитывать, что в Америке тогда еще были русские поселения. Без надежной связи с ними удерживать их было проблематично и затратно. Но пути тогда так и не нашли. Точнее не пробили, поскольку его направление очевидно.
Новый этап – это уже конец XIX века, адмирал Макаров и разработка ледоколов. Сибирь заселялась, застраивалась городами, но они были бедны хлебом. Если бы наладить регулярные рейсы из Архангельска в устья великих рек, то «Российское могущество будет прирастать Сибирью». Да и освоение Дальнего Востока пошло полным ходом и опять возник вопрос северного морского пути.
Пробивать его начали еще при Николае II, но и техника была пока не та, и метеостанций не хватало, и война началась, и командной воли, как у большевиков, не имелось. Так что… Хотя стоп, увлекаюсь. Полная версия событий в статье, ни к чему тут всё пересказывать.
Пропускаю несколько слишком занудных научных статей и перехожу к материалу о немецких разведывательно-диверсионных школах. Поводом к написанию послужило уточнение количества этих школ. Мол раньше считали неправильно, автору удалось найти новые данные, возможно, и они неполны. Но нам-то, простым и ненаучным смертным любопытен сам факт наличия таких школ и некоторые подробности их функционирования.
Если резюмировать, то в Минске в 1942-1944 гг работало минимум 6 школ. Агентов готовили как для заброски в советский тыл, так и для борьбы с партизанами. За весь период подготовлено как минимум 5,5 тысяч агентов. Но результативность всего этого дела была не очень высокая.
Понятно, что вражеские – шпионы, наши – разведчики. Через один материал от шпионов идет статья о разведчиках. В литературе о царской армии часто упоминаются охотники. Понятно, это не те, которые уток стреляют. «Охотник» значит «доброволец» (действующий по своей охоте).
Были охотники разовые, призванные для выполнения одной задачи (например, идти на вылазку). А были и постоянно действующие команды охотников. С некоторого времени они даже полагались полкам по штатному расписанию. Вот об этих вторых охотниках и идет в статье речь.
По сути это полковая разведка в терминах советского времени. Автор прослеживает эволюцию этого заведения от стихийно зарождающихся временных команд до положенных уставом подразделений. Инициатива шла снизу, необходимость разведки диктовала обстановка.
Первые более или менее постоянные команды охотников при полках русской армии начали организовываться в Кавказскую войну. Сам характер боевых действий подразумевал необходимость постоянной разведывательной службы. Солдат в эти команды вербовали из строевых рот на добровольческой основе.
Опыт русско-турецкой войны 1877-1878 гг уже диктовал более постоянную организацию с некоторым специфическим обучением, с отбором по физическим и умственным данным (дураки в разведке ведь тоже не нужны). А в 1880-х годах уже печатаются первые наставления, пособия для обучения охотничьих команд. Эти наставления подробно разобраны в статье.
Дальше идет любопытный материал от историка из Ашхабада. Материал о столкновении на Кушке в 1885 году. У нас о нем вспоминают часто, но не так подробно, как это делает местный историк. Мы пишем «местная милиция», «туркменская конница» и всё. Он же как раз подробно рассматривает вопрос, что это за конница, из кого состояла, кто командовал, какова ее роль в сражении. Скажем так, еще один взгляд на казалось бы хорошо известный военный эпизод.
Чем бы вас еще обольстить напоследок? Может быть, биографическим очерком об Оке Городовикове? Уверен, многие слышали о нем. Калмык, комдив в 1-й Конной армии Буденного, командующий кавалерий Красной Армии во время Великой Отечественной войны, генерал-полковник. Как бы не последний человек в нашей армии.
Примечание
По понятным причинам выложить здесь файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом. Или загляните в нашу группу Вконтакте — там ссылка есть.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит youtube.