Часть 4. Артиллерийские гибриды

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 5

«У НЕЯ ВНУТРЕ МОТОРЧИК»

От гибридного дивизионно-зенитного универсального тупика, от орудий больших калибров, гибридизированных с тракторной ходовой, перейдём-ка к ещё не охваченным противотанковым и дивизионным. Естественно, не простым, а тоже гибридным.

И во время, и после войны работа над артиллерийскими системами шла по двум логичным руслам – создание нового и модернизация старого. Уже имеющиеся пушки, а было их очень много, модернизировались, подчас радикально. В том числе, и в сторону повышения мобильности непосредственно на поле боя, что особенно актуально для противотанковой артиллерии.

Ну и, конечно же, для уже имеющихся «стволов» разрабатывали новые боеприпасы (иногда — с актуальным запозданием в десяток-другой лет), на имеющиеся пушки ставили новые прицелы (в том числе и ночные), и так далее. Как и до войны, СССР оставался бедной, догоняющей стороной.

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 11 апреля 2009 года). Унылая и безрадостная обстановка словно подчёркивает все различия между двумя аналогичными пушками, сведёнными в одной экспозиции. Слева и справа — одна и та же 57-мм противотанковая ЗиС-2. Но слева — простая пушка образца 1943 года, справа — пушка с послевоенной модернизацией. С новым щитовым прикрытием, с новыми колёсами, с прикреплённым снарядным ящиком, с «перекаточным» колесом на левой станине — устройством, облегчающим смену позиции «в поле», силами расчёта.

Однажды, пытливые конструкторские умы задались вопросом – а что будет, если скрестить пушку с мотоциклом?

В начале пятидесятых годов наши светлые военные головы увлеклись идеей самодвижущихся пушек. Не самоходных, а именно самодвижущихся. То, есть вроде бы обычная пушка, буксируемая тягачом, но имеющая возможность по полю боя, на небольшие расстояния, передвигаться самостоятельно. И вовсе не перекатываться силами расчёта, а двигаться самой, своим моторчиком.

Вспомним сначала заслуженную 57-мм противотанковую пушку ЗиС-2. Разрабатывали её с мая 1940 года под индексом Ф-31, но в начале сорок первого, в связи с присвоением горьковскому заводу №92 имени И.В.Сталина, индекс сменили на ЗиС-2. После принятия на вооружение под названием «57-мм противотанковая пушка обр.1941 г.» массово производили ЗиС-2 всего ничего с 1 июня по 1 декабря.

Однако, после появления у немцев танков с мощным бронированием, пушку запустили в производство снова. Модернизация была минимальна, но вновь приняли ЗиС-2 на вооружение 15 июня 1943 года под новым наименованием «57-мм противотанковая пушка обр. 1943 г.». Выпускали ЗиС-2 до 1949 года (а потом ещё два года – только стволы). Ну и, кроме выпуска, проводилась модернизация. В 1957 появилась модификация ЗиС-2Н – с ночным прицелом.

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года). Единственный снимок с атрибутированием которого у меня возникли проблемы (несмотря на то, что снимок делал я сам. И музейную табличку тоже сфоткал). С одной стороны, музейная табличка ясно говорит — ЗиС-2СН. Самодвижущийся вариант ЗиС-2 с ночным прицелом. И простым глазом видно, что и качающаяся часть, и лафет, вполне удовлетворяет этому определению. Но нигде описания ничего подобного не встречалось. Какой-то единичный опытный образец, не удостоившийся упоминания в специальной литературе? Странно.

После войны, в 1946-1947 годах, под руководством конструктора Е.В. Чарнко, для замены ЗиС-2, была спроектирована новая 57-мм противотанковая пушка, получившая обозначение Ч-26. Выпустили пушек немного, две опытных, двадцать пять для войсковых испытаний, и сто серийных.

История артиллерии

Исключение — снимок взят из коммуникационной сети Интернет. Теоретически, Ч-26 должна была быть на открытой площадке ЦМВС (где этот общедоступный снимок и сделан), но когда я там был в декабре 2016, этой пушки не было. Противотанковая пушка Ч-26 калибра 57 мм. Отлично видно специфический щелевой дульный тормоз (34 прорези на метровой длине) и колесо на левой станине, облегчающее перекатку орудия силами расчёта при сложенных станинах.

Несмотря на малочисленность выпущенных орудий, в пятидесятые годы для пушки был разработан самодвижущийся вариант – СД-57, с двигателем от мотоцикла М-72. Направляющее колесо взяли от «Москвича» (с усиленными шинами), ведущие колёса – от «козлика» ГАЗ-69. Ещё заменили щит и вместо длиннющего (1150 мм!) щелевого дульного тормоза поставили новый, двухкамерный. Изготовили, сериями по 6 штук, всего двенадцать пушек СД-57, и ещё сколько-то переделали из Ч-26.

История артиллерии

Исключение — снимок взят из коммуникационной сети Интернет. 57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 с расчётом перемещается с одной огневой позиции на другую. Отлично видно, как именно это делали самодвижущиеся пушки. Направляющее колесо, которым управляют рулевой колонкой, впереди, ведущие колёса, на которые приходится основная нагрузка при стрельбе — сзади. Кстати, судя по каскам, расчёт пушки из НационалеФольксАрмее, армии ГДР.

Под самый конец войны, под руководством Ф.Ф. Петрова (В КБ завода №9, «Уралмаш») была сконструирована новая «универсальная», противотанково-дивизионная пушка калибра 85-мм. (Для замены «универсальной» поневоле ЗиС-3). Опытный образец построили на горьковском заводе №92, вотчине конструктора Грабина, и орудие получило «смешанный» индекс ЗИС-Д-44.

(Ф.Ф. Петров, в чьём активе конструирование и работы по таким знаменитым системам, как 152-мм гаубица Д-1, 122-мм гаубица М-30, 122-мм корпусная пушка А-19, 152-мм гаубица-пушка МЛ-20, был, по сути, главным конкурентом В.Г. Грабина).

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года). Дивизионная пушка Д-44. На заднем фоне — 76-мм «поковушки», 76,2-мм пушки полкового звена, обр. 1927 г. и обр.1927/1942 г. Последняя — опытный образец, из-за устарелости в массовую серию не пошедший.

На полигон для испытаний пушка прибыла 8 мая 1945 года. На вооружение, под наименованием «85-мм дивизионная пушка Д-44» орудие приняли в 1946 году. С 1945 по 1953 год заводом №9 было произведено почти одиннадцать тысяч орудий (точнее, с сорок пятого по пятьдесят первый, в пятьдесят втором ни одного орудия не сдали, а в пятьдесят третьем сдали последние 110 единиц, видимо, из задела). Изготовляли орудия и в варианте Д-44Н – с ночным прицелом.

История артиллерии

Парк Победы, Нижний Новгород, (снимок сделан 11 июля 2016 года). Дивизионная пушка Д-44. В московском Парке Победы опытный образец, а здесь — серийный.

В конце 1948 года в КБ завода №9 разработали проект самодвижущейся пушки СД-44, на базе 85-мм дивизионной пушки Д-44. После заводских и войсковых испытаний и доработок, СД-44 приняли на вооружение в ноябре 1954 года. До 1957 года изготовили 262 новые пушки и ещё 438 переделали из Д-44.

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года). Самодвижущееся 85-мм орудие СД-44 во всей красе. Трёхколёсный артиллерийский «байк» должен был ехать стволом назад. Колесо от легковушки управляется от рулевой колонки, водитель сидит на специальном сидении, остальные номера расчёта — на станинах и ящиках. На заднем плане — противотанковая Д-48, чьё основное отличие от Д-44 — длина ствола и ограниченная номенклатура боеприпасов. На левой станине лафета Д-48 видно модное третье, перекаточное, колесо.

«Самодвижимость» орудия обеспечивалась двигателем от тяжёлого мотоцикла М-72 (в девичестве бывшего немецким BMW R 71) мощностью 14 л.с. с передачей на ведущие колёса от грузовика ГАЗ-АА (бывшего в девичестве американским Ford Model AA).

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года). Самодвижущееся 85-мм орудие СД-44. Отлично видны направляющее колесо, рулевая колонка и водительское сиденье (его спинка скрыта тканью). Следующая в ряду — противотанковая Д-48 с перекаточным колесом на станине, ещё дальше две Д-44 и ЗиС-2СН.

На базе Д-44 в конструкторском бюро завода №9 была разработана чисто противотанковая 85-мм пушка Д-48. Испытания начались в начале 1949 годи и длились, перемежаясь доработками и изменениями, до 1953 года, когда пушку, наконец, приняли на вооружение. С 1954 по 1957 годы изготовили 819 орудий (в том числе и в варианте Д-48Н с ночным прицелом).

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года). Противотанковая 85-мм пушка Д-48. (Сразу за ней послевоенная модификация 57-мм противотанковой ЗиС-2 — ЗиС-2НЯ, с ночным прицелом и прожектором «Ярус». Заодно, у ЗиС-2 имеется «мобильное» третье колесо на левой станине).

В 1954 году началась работа над самодвижущимся вариантом и для этой пушки, получившем обозначение СД-48. Для пушки весом в две с половиной тонны решили сделать специальный двигатель в 40 л.с. В 1956 году собрали опытный образец СД-48, на том дело и заглохло. В 1957 предприняли вторую попытку «моторизации» орудия, уже более глубокую. Двигатель планировали ставить в 63 л.с., лафет был четырёхколёсный, с шаровым погоном танкового типа (для возможности ведения кругового обстрела). По сути, получилось не самодвижущееся орудие, а колёсная САУ. Дальше макетного образца дело не пошло.

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 25 сентября 2016 года). Противотанковая 85-мм пушка Д-48Н. На заднем фоне — СД-44. Можно порассматривать рулевую колонку и мощные ведущие колёса.

Вообще, узкоспециализированная противотанковая Д-48, в отличие от «дивизионной» Д-44, получилась гораздо менее удачной, и уже через несколько лет была заменена на 100-мм гладкоствольную Т-12, которая отличалась от Д-48 только трубой ствола. Потому и особого рвения на «моторизацию» Д-48, во время моды на «самодвижущиеся» артиллерийские системы, не было выказано.

(МТ-12 «Рапира», стоящая на вооружении с 1970 года и до сих пор, это та же Т-12, только модернизированная под быстроходный тягач МТ-ЛБ, на лафете с торсионной подвеской, блокируемой при стрельбе).

А вот «дивизионная» Д-44… Не удивлюсь, если окажется, что она официально на вооружении до сих пор.

История артиллерии

Парк Победы, Москва, (снимок сделан 11 апреля 2009 года). 85-мм дивизионная пушка Д-44. Колоссальная разница в длине ствола с Грабинской 76,2-мм «дивизионкой» ЗиС-3 налицо.

Это сейчас танково-противотанковая гонка «меча и брони» вертится вокруг «святых Джавелинов» (с) и прочих ПТУР (эволюционировавших в умное, чуть не самонаводящееся чёрте-что с тандемной БЧ). А когда-то, в благословенные «до-восьмидесятые», классическая ствольная артиллерия, пусть и способная запускать противотанковые ракеты через свои, пусть уже модные, гладкие, стволы, вполне котировалась. Её разрабатывали, её боялись.

В один прекрасный момент наши специалисты сочли, что для борьбы с английским «Чифтеном» и совместным англо-германским MBT-70 (который так и не состоялся, и, после войсковых испытаний, распался на последовавшие немецкий «Леопард 2» и американский М1 «Абрамс») имеющейся Т-12 недостаточно, и надо разрабатывать что-то новое. В январе 1968 года ОКБ-9 получило указание на разработку гладкоствольной 125-мм пушки с баллистикой танковой Д-81. (Посмотреть на Д-81Т вы могли ещё в самом первом материале).

Как ни странно, задача была трудная. В прежние времена главной трудностью было «впихнуть» хорошую пушку, с хорошими баллистическими характеристиками, в ограниченный объем танка, не растеряв, по дороге, эти самые характеристики. Теперь предстояло пушку с мощной отдачей (рассчитанной под 36 тонн танка, так, что на полигоне её, танковую пушку, испытывали с довоенного гусеничного лафета от 203-мм гаубицы Б-4) запихать на лёгкий и мобильный полевой лафет.

Понятное дело, противотанковая пушка на довоенном гусеничном лафете общим весом в семнадцать тонн – это немного не то, о чём думали, выдавая задание о «баллистике танковой Д-81». Потому, механику пушки пришлось изрядно пересмотреть.

Откат пушки был увеличен почти втрое, с 340 мм (ограничивался габаритами танковой башни) до 970 мм, да ещё и добавлен дульный тормоз. Всё это допустило «засунуть» качающуюся часть нового орудия на имеющийся лафет (от удачнейшей гаубицы Д-30) — раскладывающийся трёхопорный, с вывешивающимися колёсами, допускающий круговую стрельбу.

История артиллерии

Исключение — снимок взят из коммуникационной сети Интернет. 125-мм гладкоствольная противотанковая самодвижущаяся пушка «Спрут-Б».

В итоге получились две пушки – чисто буксируемая Д-13 («Спрут-А») и самодвижущаяся СД-13 («Спрут-Б»).

По большому счёту, специализированных противотанковых пушек, кроме упомянутой, сейчас ни у кого, практически, не осталось. А современные боеприпасы для «Спрута-Б» (они, кстати, раздельного заряжания, что исторически нехарактерно для противотанковых пушек, но характерно для современных танковых) унифицированы с боеприпасами для пушки танка Т-80.

Вот такой специфический артиллерийский реликт.

Продолжение следует…

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ