АУСТЕРЛИЦ — ФИЛЬМ
Пожалуй, до сих пор самыми впечатляющими являются сцены Аустерлицкого сражения из первой серии «Войны и мир» Бондарчука. Но чуть раньше советского режиссера попытались поднять эту тему европейцы, выпустив в 1960 году фильм «Аустерлиц». И что же у них получилось?
Для начала заметим, что получилось отпустить всего 4 млн долларов на почти 3-хчасовой фильм (против 29 млн на 4 серии у Бондарчука). Это – раз. Во-вторых, у них явно не получилось задействовать для массовки силы Советской Армии или создать специальный кавалерийский полк.
В общем, самой большой проблемой фильма стало отсутствие масштаба, достойного этого крупного сражения. Что поделаешь, мала Европа.
Может быть, поэтому центр тяжести в сценарии смещен на фигуру Наполеона Бонапарта. Фильм рассказывает не столько о предпосылках и ходе Аустерлицкого сражения, сколько об авторском видении личности полководца и государственного деятеля.
Действие начинается с заключения Амьенского мира и учреждения пожизненного консульства – 1802 год. Заканчивается всё вечером 2 декабря 1805 года в замке Аустерлиц. Таким образом, мы имеем дело с предысторией (первая половина фильма) и с самим сражением (вторая половина).
Если с боевой частью у создателей фильма не задалось, то, по крайней мере, придворную жизнь они вытащить смогли достойно. Шикарные костюмы и богатые интерьеры, множество генералов, дипломатов, любовниц Наполеона и прочей камарильи дефилирует туда-сюда, предаваясь разговорам. Умным и не очень.
Умные разговоры призваны ввести зрителя в курс политических событий. В основном всё передается именно в диалогах – заключение мира, решение о коронации, разрыв мирного договора, дипломатические отношения, расстрел герцога Энгиенского, трафальгарский разгром и многое другое.
Не очень умные разговоры пытаются показать характер общества и самого Наполеона. Здесь много семейных капризов, скандалов с любовницами, с Жозефиной. В общем, бордель и кабак, то есть бардак.
Надо заметить, что наблюдать за таким Наполеоном небезынтересно. Да, для создателей фильма он велик, но в то же время они не чураются иронии, усмешки, попыток выставить императора в смешном виде. Тут и подтрунивание над его ростом, и отношения с бабами, и быстрая смена настроения – то он весел, то впадает в психоз. Что ж, у каждого художника свой Наполеон, и этот ничуть не хуже многих других.
Тональность задаёт буквально первая минута действия. Дворец. Распахивается дверь ванной комнаты. И в клубах пара появляется фигура генерала Бонапарта. Голого. Только с полотенцем на голове. Завязанным в узел, напоминающий его знаменитую шляпу. От великого до смешного один шаг – девиз фильма.
Впрочем, всё это лирика. Раз фильм назван «Аустерлиц», центральным пунктом должно стать сражение. Любители военно-исторического кино вправе ожидать красивого батального действа.
И не дождутся. Хронометрически сражения тут много. Но по факту полюбоваться не на что. Крупных планов с сотнями марширующих солдат здесь раз-два и обчелся. Большая часть действия была отснята в павильоне с бросающимся в глаза нарисованным фоном. Это разочаровывает.
В этих декорациях не только разговаривают генералы, но и дерутся солдаты. Причем камера всегда выхватывает не больше нескольких десятков. Понять из боевых сцен ход сражения решительно невозможно. По мере сил его комментирует сам Наполеон, отдавая приказы и принимая донесения.
Помогает ему в комментариях и противная сторона. Здесь уделено много внимания русским и австрийцам. Спешу вас уведомить, что русские показаны хорошо. Местами даже красиво. Красивее французов. Это не какие-то непонятно во что облаченные дикари, а вполне себе армия Александра I.
Особых реверансов от создателей фильма удостоился Кутузов. Может быть, играющий его актер не очень-то походит на Михаила Илларионовича, но в принципе ничего так. А по-русски в озвучке фильма говорит чисто, без акцента. Равно как и другие русские генералы.
В фильм попали даже ставшие благодаря Толстому классическими эпизоды накануне Аустерлица – встреча Наполеона и Долгорукова, зачитывание Вейротером своего «гениального» плана, непонимание плана генералами, заносчивость Александра I, шапкозакидательские настроения его штаба.
Я бы сказал, что сцены с генералами, с Наполеоном, с разговорами, то есть придворно-штабная костюмированная часть фильма вышла куда лучше батальной. В ней есть и характеры, и ирония, и некий историзм.
Ну а сражение… Явно не сильная сторона европейцев. У Бондарчука на голову выше.
6 из 10
Скачать фильм «Аустерлиц»
Файл mkv, 1,45 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра