Ловкость рук, ваше величество (ГДР, Чехословакия, 1972)

историческое кино

ФИЛЬМ ПРО ФРИДРИХА ВЕЛИКОГО?

Фильм посвящен временам Семилетней войны. Конкретнее, осаде Праги армией Фридриха Великого. Согласитесь, после такого анонса настоящий любитель военно-исторического кино не пройдет мимо. Сядет, включит фильм «Ловкость рук, ваше величество», тупо посмотрит несколько минут, а затем спросит: «Это вообще о чем?»

Да уж, старый-престарый (1972 года) ГДРовско-чехословацкий фильм меньше всего соответствует определению «исторический». Это банальная, если не сказать «примитивная», комедия соцлагеря. Да еще безбожно дублированная. И не стоила бы она нашего внимания, не будь в ней двух вещей.

Вещь первая: а много ли есть у нас фильмов о Семилетней войне? Страшных «Гардемаринов-3» и вспоминать не хочется. А еще… А еще что-то и не вспоминается. Так что на безрыбье и лохнесское чудовище в уху сойдет, и комедия за исторический засчитается.

Второе: при всей нелепости сюжета циничные советские комедии о королях изобилуют совсем неглупыми шутками. Или лучше сказать: мыслями. Например: «Зачем это королю понадобился мошенник из тюрьмы? Разве их мало при дворе?» Или: «Я не думаю – это было бы государственной изменой».

Таким образом, если у вас появится часик лишнего неубитого еще времени, его вполне можно прихлопнуть просмотром 45-летней давности фильма «Ловкость рук, ваше величество».

историческое кино

Фабула, так сказать, проста и незатейлива. Король Фридрих безуспешно осаждает Прагу. От безысходности он обращается к известному жулику и вору Кезебиру с приказом (не может же король обращаться с просьбой) пробраться в Прагу и открыть ворота. За это приговоренному к пожизненному заключению обещается прощение. Само собой, король еще больший мошенник и не собирается выполнять обещанного. Но и Кезебир начинается заниматься чем-то своим. Нам остается наблюдать, кто кого перемудрит.

Если проводить аналогии, то «Ловкость рук, ваше величество» можно, хотя и с массой условий, сравнить с французским «Фанфан Тюльпаном». Тот, правда, еще лет на двадцать старше. Я имею ввиду старый фильм 1952 года, а не его римейк 2003 г. Та же ирония, тот же издевательский тон в адрес королевских особ и армейских военачальников эпохи линейной тактики. То же противопоставление им народной мудрости, которую воплощает главный герой.

Правда, французский фильм мне сейчас вспоминается как более легкий и естественный. Германский «Ловкость рук, ваше величество» вбирает в себя все грехи фильмов соцлагеря. Я не про идеологию. С ней, кстати, в рассматриваемом кино всё нормально. Я про художественную часть, про представление действия на экране и про убийственный дубляж.

Как-то всё в этих ГДРовских фильмах картонно. Бери хоть про индейца Гойко Митича, хоть вот это кино про Фридриха. Как будто актеры играют в любительском спектакле, в котором действия не должны выглядеть достоверно. Я не про действие вообще, а про действия персонажей в сценах. Ну то есть прямо про движения. Не могу точно сформулировать, но какие-то они не жизненные. Постоянно повисающие немые паузы, во время которых происходит какое-то шевеление актеров. Не понятно зачем, не понятно куда. И зритель должен принимать условность и соглашаться с ней.

историческое кино

Но это беда общая, от нее в старых фильмах не уйти. Приходится смотреть. Было бы только ради чего. И оно тут при определенном настрое есть. Про довольно умный юмор мы уже упоминали. А сейчас можно продолжить тему сравнения с «Фанфан Тюльпаном». Там-то всё как раз понятно. Посмеяться над Людовиком XV – святое дело. Но как в «Ловкость рук, ваше величество» выставить в комичном виде Фридриха II – это уже круто.

Разумеется, для социалистического кино ничего святого в монархическом прошлом не было. Но возьмем, скажем, нашего Петра I. Да, есть про него советские комедии. Но Петр в них не выступает в роли того, над кем смеются. Смеются всегда над кем-то другим. Здесь же если не всё валят прямо на короля, то очень и очень многое.

С австрийской стороны тоже есть шут – Карл Лотарингский. Вот жонглируя ими, авторы и похохатывают над всем их образом жизни. Оба персонажа – и Фридрих, и Карл – не вот чтобы уж прямо взяты из истории. Взяты их стереотипные образы. Например Фридриху, дай бог памяти, тогда и пятидесяти не было, а выглядит он тем самым «старым Фрицем», вошедшим в народный фольклор, тощим, согбенным стариком лет эдак за семьдесят.

А представитель народа вор Кебезир, разумеется, выступает в роли высмеивателя. Ему и самые умные и дерзкие фразы, ему положительный образ, ему, в конце концов, успех у женщины.

Но что-то мы всё о деле да о сути, а ведь можно пару слов сказать и о военной истории. Между прочим, для дешевой комедии фильм «Ловкость рук, ваше величество» довольно богато украшен не только костюмами, но и массовкой. В нескольких сценах армия Фридриха выглядит достаточно внушительно для комедии. И даже пушки гремят вовсю. Правда, авторы фильма забыли про откат. В смысле не про финансовый, а про отдачу при выстреле.

Не в каждом серьезном историческом фильме встретишь сегодня такое богатство натуры. И так посмотришь на прилагаемые к рецензии скриншоты – ну натурально военно-историческое кино. Обманчиво, но заманчиво.

Смотреть фильм

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ