Известный Осёл мог бы сказать: «Танки! Все любят танки!»
На что получил бы ответ Шрека: «Осёл, меня не интересует, что любят все. Я люблю самолеты». Да, все любят танки и мало кто вспоминает про самолеты.
А кстати, как так получилось, что танки завоевали популярность в народе, а самолеты нет? Все знают Т-34, «шерман» или «тигр». В интернете можно найти массу холиваров на тему, что круче: немецкая «четверка» или Т-34-85. Но если и найдется что-то на тему противопоставления «мессеров» и «яков», то будет это гораздо менее востребовано и почти никем не читаемо.
Между тем нельзя не признать, что авиация сделала вторую мировую уж точно не в меньшей степени, чем бронетехника. А на Тихом океане она воевала вообще в одиночку. Но книги о танках найти куда легче, чем о самолетах. Тем ценнее книжка Я.Л. Чумакова «Военная авиация Второй мировой войны».
Это издание полуэнциклопедического характера рассказывает обо всех более-менее значимых моделях, принявших участие в боях второй мировой. В ней в равной степени охвачена тема как «знаменитостей» вроде «мессершмиттов», «аэрокобр», «летающих крепостей», так и менее заметных созданий, скажем, итальянского производства. Хотя чего греха таить — известным «брендам» досталось заметно больше страниц, чем незаметным трудягам. Чуть большее место отведено и советской технике, что в общем понятно и должно приветствоваться.
Энциклопедически-справочный характер придает книге Я.Л. Чумакова строго разделение материала. Да тут и мудрить-то нечего было. Как в жизни в глобальном смысле авиация делилась на истребительную, бомбардировочную и вспомогательную, так выстроены и три части. На главы они также подразделяются сообразно типам самолетов.
Сами главы выстроены в хронологическом порядке. От самых ранних моделей, хоть как-то причастных ко второй мировой, до самых поздних, коснувшихся войны лишь хвостиком. Это большой плюс, который слегка уводит книгу от сухого энциклопедизма. Он придает ей некую повествовательность.
Да и вообще интереснее читать, так сказать, с начала. От момента зарождения идей и самолетов. От бипланов первой мировой. Важно понимать, что авиаконструкторы далеко не сразу и не резко перескочили к хорошо известному типу самолетов-монопланов. Совсем незадолго до 1939 года они еще работали над развитием идеи двойного крыла, имеющего всё-таки кое-какие преимущества.
Далее же автор идет по моделям. Да, он ограничен в объеме и не может давать развернутую историю создания каждого самолета. Эти детали приберегаются только для самых известных или значимых моделей. Вроде «мессершмитта-109» или наших «ишачков». Тут схема одна и та же для всех — истребителей, бомбардировщиков, вспомогательных самолетов. Краткое описание истории, технические характеристики, эпизоды боевого применения, общая статистика.
Краткость технической части «Военной авиации Второй мировой войны» может засчитываться в плюс для новичков, для читателей, которые только еще знакомятся с темой. Вспоминаются зубодробительные танковые книжки Свирина, где всяким передачам, трансмиссиям и цилиндрам уделена львиная часть текста. Это интересно для узкого круга любопытствующих знатоков. Но для массового читателя всё же выгоднее формат, выбранный Я.Л. Чумаковым. В конце концов, нам куда проще для начала овладеть такими цифровыми понятиями как скорость, набор высоты, количество и калибр вооружения, чем детали устройства цилиндров мотора или вариантов оптимизации подачи горючего.
Очень важным плюсом книги Я.Л. Чумакова «Военная авиация Второй мировой войны» является богатый иллюстративный материал. Если бы он углублялся в описание технических подробностей, понадобились бы чертежи и схемы. В выбранном же формате достаточным является набор фотографий. Они одновременно украшают книгу и в отдельных частях служат пояснительными элементами. Можно многословно пытаться описать, как располагались на самолете реактивные двигатели или крепились торпеды, а можно просто показать фотографию. Лучше один раз увидеть. Не так ли?
Есть ли к чему придраться в книжке? Конечно. При желании всегда найдется. Здесь тоже есть мелочи, которые внимательный редактор должен был отловить. Например, дурной тон давать аббревиатуры не самых распространенных понятий без их расшифровки. Вот вы с ходу знаете, что такое ШКАС или ШВАК? Лично я — нет. Может быть оно и неважно (ясно же, что пулемет), но как принцип отметим.
Есть некоторые более-менее значимые для понимания текста термины, которые не разъясняются автором. Что это за крыло такое — «обратная чайка». Автор так часто касается этих «чаек», что берет раздражение от непонимания сути. Конечно, нынче в век интернета узнать это не составляет труда, но было бы правильно как-то пояснять подобные детали в тексте книги.
Понятно дело, коль скоро мы занялись мелкими придирками, значит явных недочетов в книге не выявлено. И это хорошо. В конце концов, вполне можно обойтись без понимания расшифровки ШКАС. Главное, что после прочтения книги появляется четкое первоначальное ориентирование в богатом мире авиации второй мировой войны. Мире, надо заметить, куда более богатом, чем танковый.
Примечание
По понятным причинам выложить файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»