Д. Балашов. Государи Московские

6 мин.

балашов государи московские

ГОСУДАРИ МОСКОВСКИЕ

Лучшей серией русских исторических романов является цикл Дмитрия Балашова «Государи Московские». Было бы странно и неправильно не рассказать о нем. Серия охватывает период от смерти Александра Невского до княжения Василия II Темного. Примерно 170 лет самого тесного сожительства Руси и Орды.

Сколько всего книг в «Государях Московских»? Как это ни странно, вопрос непростой. Смотря как считать. По авторскому счету 8 романов. По моему личному 10 с половиной. Дело в том, что один из романов состоит из трех объемных томов, которые ныне идут как отдельные части. Да есть еще незаконченное 11-ое произведение. Кроме того, побочным продуктом идет «Похвала Сергию».

Ну да все эти формальные сложности мы еще обговорим и структурируем. Разговор всё равно длинный получится. В этом очерке мы лишь коснемся личности автора да кратко пробежимся по составу «Государей Московских». В будущем каждому произведению мы посвятим свой особый очерк. Ну, не будем задерживаться. Вперёд!

Дмитрий Михайлович Балашов (1927-2000) родился в Ленинграде, был эвакуирован в войну – блокадник. После войны вернулся в Ленинград, выучился, получил степень кандидата филологических наук. И дальше с головой ушел в русскую старину, в фольклор, в историю.

Человек, по-видимому, это был своеобразный, с большой тягой к почвенничеству. Из почти стольного Ленинграда уехал в деревню, срубил там себе дом и жил трудом рук своих. Не забрасывая, впрочем, профессии (попробовал бы он не работать в советское-то время). Как отнеслась к такой постановке вопроса семья, не знаю, но близкое знакомство Балашова с деревенским бытом, большое уважение к крестьянскому труду сильно сказывается в его произведениях.

В своих исторических пристрастиях Дмитрий Михайлович был близок к теориям Льва Гумилева. Не раз бывал у известного историка на квартире, беседовал. Что-то из этих теорий неизбежно перекочевало в «Государей Московских». Пассионарность, молодость и старость народов – на этом многое построено у Балашова.

Отношение к церкви, если судить по книгам, у Дмитрия Михайловича было, скажем так, уважительное. В бога, судя по всему, он верил. Религиозная тема в его книжках идет по нарастающей. От романа к роману ее становится всё больше и больше. То ли человек сам по себе взрослел, то ли советская власть отступала, а церковь наступала, то ли сюжет того требовал (действительно, рассказывать о русском средневековье без темы церкви – это значит недоговаривать), но факт остается фактом.

Первыми историческими произведениями Дмитрия Михайловича стали повесть «Господин Великий Новгород» (1967) и роман «Марфа-посадница» (1972). Кроме сюжета, эти книги примечательны авторским языком. Прекрасный фольклорист Балашов пытается нащупать приемлемую серединку между скучным для исторического произведения современным языком и языком древнерусских летописей.

Совсем уж на летописном не напишешь – читать не станут, а на современном не хочется – атмосфера не та. В итоге Дмитрий Михайлович нащупал то, что станет его визитной карточкой уже в «Государях Московских» — язык не такой тяжеловесный, как в первых произведениях, но и не современно упрощенный. Автор создал свой уникальный, яркий, узнаваемый стиль. А это удается очень немногим.

Читателям, только-только обращающимся к творчеству Балашова, особенно если перед этим они не читали ничего тяжелее постов в соцсетях, приходится трудновато. Но уже через несколько десятков страниц приходит привыкание, а там и зависимость вырабатывается. Более простые тексты вызывают сожаление и скуку.

Ну, вот мы и подобрались непосредственно к «Государям Московским». Первый роман вышел в 1975 году, и до самой гибели Дмитрия Михайловича в 2000-ом он не прекращал работы. Вообще почти уникальное явление для литературы.

Тут, надо заметить, автору еще повезло со временем. Скажем, уже сегодня его цикл вряд ли вызвал восторг издателей. Но тогда читательский голод по исторической тематике давал себя знать. Романы Балашова печатались тиражами в сотни тысяч экземпляров. А также принимались в ведущие литературные толстые журналы. Конкретно в «Роман-газету», имевшую буквально миллионные тиражи.

А сегодня? Сегодня романы Балашова уже вытеснены из читательского пространства. Новые поколения интересующихся историей уже и не слышали про такого гиганта жанра. Очень жаль. Но мы как сможем, попытаемся воспрепятствовать его окончательному забвению.

балашов государи московские
Дмитрий Михайлович Балашов

Ниже приводится краткое содержание серии исторических романов «Государи Московские».

  1. «Младший сын». Действие охватывает события от 1263 года (смерть Александра Невского) до 1304 года (смерть последнего из его сыновей Андрея). Основным содержанием является борьба сыновей Невского за власть – довольно слабо освещаемый в учебниках период. Младший же сын – это именно самый малый из детей Невского Даниил Александрович, первый в ряду Государей Московских.
  2. «Великий стол» посвящен титанической борьбе Твери и Москвы за великокняжеский владимирский престол. Время действия 1304-1327 гг. Основные действующие лица – тверской князь Михаил Ярославич и московские братья Юрий и Иван Данииловичи. Хоть эта тема затрагивалась в книжках многими романистами, но Балашов подходит к ней основательнее всех.
  3. «Бремя власти» рассказывает о княжении Ивана Данииловича Калиты (1328-1340). Он и его отношения с Ордой, с ханом Узбеком находятся в центре сюжета. Фон же, окантовку здесь, как и других романах серии, дают многочисленные исторические персонажи – другие князья, бояре, воеводы, митрополиты, ханы, мурзы.
  4. «Симеон Гордый» (1340-1353). Это просто, это о сыне Калиты Симеоне Ивановиче Гордом. Ныне малоизвестный в широких кругах московский князь. И совершенно несправедливо. Он для возвышения Москвы сделал не меньше предшественника и куда больше преемника. Не умри князь Симеон во время чумного мора, многое на Руси могло бы пойти иначе.
  5. «Ветер времени» охватывает события 1353-1364 гг. Опасный период в истории Московского княжества. Сильный князь умер от чумы, духовный лидер Алексий Бяконтов попадает в киевский плен, симпатизирующий Москве хан Джанибек умирает (или погибает) в Орде, государем московским сидит слабовольный Иван II Красный. Тут-то и подхватываются суздальско-нижегородские князья, пытаясь воспользоваться шансом и перехватить великий стол у Москвы.
  6. «Отречение» уже выглядит более зрелым и основательным произведением. Здесь автор начинает с отскока чуть назад к 1360 году. Видимо, он не всё досказал в предыдущем романе. В целом же «Отречение» посвящено уже прочно стоящей на ногах Москве, молодому Дмитрию пока не Донскому, началу литовских войн и последней вспышке борьбы с Тверью. Книга завершается осадой Твери 1375 года.
  7. «Святая Русь». Книга 1 «Степной пролог». Этот том вбирает самый малый отрезок времени 1375-1382 годы. Но зато какие это годы! Подъем Москвы, борьба за митрополичий престол, финальное противостояние с Мамаем, Куликовская битва, последующее нашествие Тохтамыша и сожжение Москвы. Здесь автор расширяет географию рассказа до государства Тимура с самим Тимуром в качестве персонажа.
  8. «Святая Русь». Книга 2 «Сергий Радонежский». В этой книге время сжимается еще больше: 1382-1387 гг. Эти годы не отмечены в нашей истории эпохальными битвами или свершениями. Но, во-первых, здесь автор доводит до кульминации свою любимую сюжетную линию Сергия Радонежского. Во-вторых, расширяет географию романа на запад, в Литву и Польшу. Там происходит Кревская уния – первый шаг к объединению этих образований в единое государство. Переоценить значение события на судьбы Руси невозможно. Поэтому ему отведена добрая половина книги.
  9. «Святая Русь». Книга 3 «Вечер столетия». 1387-1399 гг. Последние годы жизни Дмитрия Донского и начало княжения Василия I. Основные события этого периода происходили не на Руси, но оказали на ее историю самое непосредственное влияние. Два великих сражения – битвы на Кондурче 1391 г. и на Ворскле 1399 г. Первая между Тохтамышем и Тимуром, вторая между Ордой Идигу (он же Едигей или Эдигей) и западным ополчением Витовта. В обеих битвах наиболее близкие и опасные враги Руси потерпели поражение, что дало Москве дополнительный бонус.
  10. «Воля и власть». Основной период правления Василия I до самой его смерти, 1400-1425 гг. Здесь автор ударяется на русский север, размышляет о зарождении казачества, о новгородской вольнице, о вольных городах. Ну а мы следим за тем, как Василий противостоит Витовту и своей жене, дочки Витовта. Идигу устраивает налет на Москву, пожигает посады. Орда кажется еще сильной, но не всё так однозначно.
  11. «Юрий». Незаконченный роман. Да и издан наверное в виде набросков. 1425-1431 гг. Детские годы князя Василия II пока еще не Тёмного. Юрий – второй сын Дмитрия Донского, младший брат Василия I, дядя Василия II. Он пытается оспорить престол у племянника и у его матери-литвинки. Оба сначала воюют, потом соглашаются на суд ордынского хана Улу-Мухамеда (в будущем основателя Казанского ханства), едут в Орду и… Тут, к величайшему сожалению читателя, всё обрывается.

Это великолепная серия, настоящая жемчужина жанра. Я редко читаю книжки дважды, но эту серию прошерстил не меньше трёх раз (плюс раз в режиме аудио книги). Иной раз читаешь и думаешь: ну что же вы, кинодеятели, вот же материал высшего качества, бери и снимай шедевральный сериал. А потом спохватываешься: эти, пожалуй, наснимают, плакать потом будешь навзрыд. Лучше уж пусть остается в виде отличных книг.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ