СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА
«А капелла» (по итальянски так и есть «a cappella») — не просто пение «как в капелле» («как в домовой церкви»), сиречь без музыкальных инструментов и музыкального сопровождения, только голос, хор.
Изначально, это пение как в одной конкретной капелле — Сикстинской.
Просто говорить «а капелла Систина» сложнее, вот «Сикстинская» и редуцировалось со временем.
Сикстинская капелла она не просто так капелла, с «типа красивым названием». Это личная домовая церковь римских папов. Папская капелла, одним словом. Построили её в конце XV века по приказу папы Сикста, отсюда и название, Cappella Sistina. (Этот папа, кстати, хоть и Сикст, имел номер не «6», а «4»).
Раз построили, не стоять же ей без дела? Ну, не богу же, ей-богу, в ней папам молится? Нашлось прикладное применение — стали в ней кардиналы из свой среды себе пап выбирать. (Благодаря тому, что после поляка-долгожителя, папа-немец ударными темпами впал в маразм и от престола святого Петра отказался, на памяти моего поколения пап выбирали уже дважды, и, благодаря СМИ, про оттенки серого дыма мы теперь знаем хорошо).
Самым первым, кстати, в этой капелле выбрали в папы Родриго де Борха, ставшего известным как Александр VI Борджиа, бабник и отравитель. (Борха — Borja — потому, как он понаехавший в Вечный Город испанский гастарбайтер. А как пообтесался среди итальянцев, стал Борджиа). Избрали его аккурат в год открытия другим гастарбайтером (наоборот, итальянцем в Испании) морского пути в Индию Америки.
Впрочем, до флизелиновых обоев было ещё далеко. Посему, папами было решено поступить в соответствии с незабвенным «Новосёлы! Внедряйте культурку — вешайте коврики на сухую штукатурку!». Коврики повесили и постелили куда смогли, а ту штукатурку, куда ковриков не хватило, расписали под хохлому.
Точнее, расписывали-то в капелле имени Сикста №4 не сухую штукатурку, а мокрую, но и так бывает.
Сухая штукатурка, в смысле, роспись по сухой штукатурке, — это техника «а секко», «по сухому». А по сухому, сами знаете, завсегда хужее получается, нежели по смазанному. (Леонардо, который не черепаха, но Да Винчи, нарисовал в Милане по сухому свою «Тайную вечерю», так она вся полиняла и осыпалась, и теперь понять, кто там Пётр, а кто покурить вышел, можно с трудом).
В папской капелле же решили не искать лёгких путей, а делать фрески. «А фреско» — «по свежему». По ещё влажной штукатурке то есть. Бригада отделочников из солнечной Средней Азии шпарит штукатурку, а художник, роняя кисточки, бежит за ними вприпрыжку и разрисовывает, пока не высохло. Затратно, неудобно, зато на века. (На самом деле, конечно, штукатурили кусочками, со скоростью чуть не квадратный метр в сутки, и ждали художника).
Естественно, абы какого кузнеца Вакулу, чтоб он им Страшный суд на стенке намалевал, папы звать не стали. Первоначальный заказчик, Сикст №4, позвал некоего Ботичелли, потом подтянулись Перуджино, Микеланджело и иные прочие. Словом, пошла живописная (или живописнеческая?) движуха.
Микеланджело, он вообще решил не мелочится, а разрисовать потолок. А потолок там, надо сказать, не 2,48, как в хрущёвке. Я, конечно, рулеткой не замерял, но Бубка, что с шестом, что без шеста, не допрыгнул бы. И площадь потолка — ого-го.
И, словно этого ему было мало, через четверть века, Микеланджело пошёл на новый челлендж, и решил ещё и алтарную стену расписать. Страшным Судом, ага. Ну, явно не давали покоя лавры кузнеца Вакулы.
А что там на счёт «а капеллы», спросите вы? Дык, папам хотелось не только взор потешить, но и слух. Ещё до окончания постройки, Сикст №4 завёл себе хор мальчиков-зайчиков и девочек-белочек. Ну ладно, ладно, не буду поклёп наводить на непорочное католическое духовенство, это потом там мальчики точно были, а у Сикста, может, только басовитые бородатые мужики, не знаю, врать не буду.
Как бы то ни было, появился церковный хор. Ну и разросся, со временем. А в церквах у них, у южных кафоликов, не то, что у северных немцев, — поют просто так, без всяких там богопротивных органов (хм, двусмысленно вышло, но сладкоголосых итальянских кастратов ещё никто не отменял).
Как какая литургия дома у папы — в Сикстинской капелле поёт его, папский, хор. Красиво, благостно. Ясное дело, абы кого, с улицы, туда не брали. У всех по сольфеджии пять с плюсом, от басов стены вибрируют, от альтов бокалы бьются. (Сопранами мужчинам петь не положено, а женщин, естественно, в Ватикан не брали. То, есть, брали, конечно, но не петь, ну, вы меня понимаете, папы что вам, не люди, что ли?).
Естественно, папы слушали свой хор не в гордом одиночестве. С кардиналами своими подручными, всякими там местными итальянскими донами и консильери, иностранцами залётными, и прочая, и прочая. Ну, папы, натурально, гордятся, остальные им завидуют. И своим потом пересказывают. А стиль песнопений (с названием) постепенно расползается по городам и весям. И до сих пор так, не-нет, да споют. Но — не в Сикстинской капелле.
Сейчас в Сикстинской капелле не то, что петь — говорить громко не разрешают. И фотографировать, кстати, тоже.
А я бы спел! И, может быть, даже, сыграл. Но — нельзя. Никаких вам «акапелл» — полутьма и полутишина. Сказал бы, «как в склепе», но в склепах не бывает таких толп народу. Ну, как правило, не бывает.
Большую часть дня тамошние охранники только и делают, что шикают на прохожих посетителей. Вот буквально так, на международном языке: «тш-ш-ш». Ну и добавляют, на не менее международном: «Но фото! Но видео! Силенцио! Сайленс! Тш-ш-ш-ш!».
Международным туристам, естественно, поуху. Пусть не всем, но значительной части. Особенно китайцам (или кто это такие — низенькие, жёлтеникие лицом и чёрненькие волосами, узкоглазенькие, ходят толпами за гидами и громогласно орут?). Некоторые, вполне европейского вида туристас, даже со вспышкой фигачили, здоровенными зеркалками, от души. (А там, в капелле, нонеча полутьма, вообще то, не то, что при папах. Экономят итальянцы, не хватает им на липистричество, Коллизей осветят — в капелле лампы гаснут, и наоборот. Им бы какой Южный поток воткнуть, хоть газом освещались бы, да где там).
Мы, дикие русские, недавно вылезшие из ядерного реактора, откинувшиеся из ГУЛАГа, дождавшиеся талона на очередь за талонами, слезшие с сибирских ёлок, выкарабкавшиеся из бескрайних степей, тоже поддались этой европейской разнузданности и вседозволенности, и, хоть и говорили там шёпотом, таки, позволили себе, вопреки призывам охраны, сделать снимок. Втихаря, шухерясь и нычкуясь.
Один-единственный снимок.
Не на фотоаппарат, а на смартфон. Без вспышки, естественно. Пряча его, смартфон, в книге, книгу в рюкзаке, рюкзак в сундуке, сундук на дубу, а дуб на острове Врангеля в Чукотском море. Но — да, поддались тлетворному влиянию загнивающего Запада, не устояли, раскрепили скрепы, преступили «тш-ш-ш», нажали кнопку «сфотать». Позор.
Но всё равно позор для русского человека, сделать не то, что велят.
Ещё никогда Петров и Боширов Штирлиц не был так близок к провалу…
А спеть — так и не спели.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com