Настольный варгейм Александра Морозова

5 мин.

варгейм, военная миниатюра

ВОЕННАЯ МИНИАТЮРА — НАСТОЛЬНЫЙ ВАРГЕЙМ

А самолет летит – колёса стёрлися, а вы не ждали нас – а мы припёрлися!

Да? Не ждали уже игры «Четыре короля», о которой так много говорили большевики и Александр Морозов? А она – хопа! – да и дошла до стадии, так сказать, бета-версии. Минувшее лето стало свидетелем небывалого до сей поры противостояния.

Небывалого, прежде всего, по красоте картинки. Что там ваши «Казаки» или «Total War»! Нет спору, компьютерные солдатики очаровательны. Но в руках их не подержишь, не пощекочешь свои тактильные эстетические ощущения. Совсем другое дело – солдатики игрушечные. И не абы какие, но настоящие военно-миниатюрные. То есть раскрашенные по всем правилам.

Именно на основе таких солдатиков и создается игра «Четыре короля». Не беда, что от изначальной средневековой тематики она проэволюционировала до наполеоники. Во-первых, наполеоника – это просто красиво. Во-вторых, еще и исторически более ассоциативно.

В-третьих, именно военной миниатюры эпохи войны 1812 года создано в количестве, достаточном для проведения баталии. В нашем сражении приняло участие свыше пятисот фигурок. Мы уже писали о таких солдатиках в одном и втором очерках. Так что их появление не должно быть неожиданностью.

варгейм, военная миниатюра
Русская армия перед сражением

Итак, в бета-версии «Четырех королей» от Александра Морозова сошлись две армии времен наполеоновских войн – русские и французы. Битва состоялась не на холмах Прейсиш-Эйлау, не в низинах Аустерлица, не в бородинских полях, а на шахматных досках в Чертаново.

В великой чертановской битве русскими руководил ВП (он же автор очерка), французами Кинг Августус (он же автор солдатиков и идеи Александр Морозов).

Не будем забивать текст подробными правилами игры. Отметим основные моменты. Чтобы понятно было. Тестовая баталия проводилась на двух шахматных досках. На каждой клеточке размещается либо батальон пехоты, либо кавалерийский полк, либо артиллерийская батарея.

Численность солдат в батальоне несколько варьируется – в реальности ведь так и было. Грубо можно приравнять одного солдатика пехотному взводу. И мы получили батальоны от 8 до 12 взводов. С офицером, знаменосцем и барабанщиком (у них роли особые, но не до конца продуманные). Аналогично по кавалерии и артиллерии. Правда, их численность стандартизирована.

Далее, конечно, каждое подразделение имеет свое количество очков хода. Очки можно потратить на движение, повороты, ведение огня, атаки холодным оружием. Исход стрельбы и атаки определяется нашим особым генератором случайных чисел с весовыми коэффициентами (столь сложное определение принадлежит ВП, изобретение же самого генератора – Кингу Августусу).

Армии выстроились в три линии каждая. Полководцы заняли места в удобных креслах. И тут заговорили пушки, пороховой дым, выедая глаза, окутал стол, летели наземь тела убитых, раздавались душераздирающие крики раненых… или двух игроков – поди там разбери за горячительными напитками-то. В общем, началась великая чертановская битва.

варгейм, военная миниатюра
Первый этап битвы

Пока французы аккуратно выводили на огневые позиции артиллерию, русские, движимые рукой легкомысленного рубаки-генерала, резво двинулись вперед. И не просто резво, но и грозно. Все три русские линии грозной поступью преодолевали ничейную землю (шахматные горизонтали), разделяющую противников.

Французы принялись обстреливать русскую пехоту из пушек. Но брошенные в сокрушающую атаку кавалеристы Александра I смогли порубать расчеты одной батареи. Прочая артиллерия немедленно отошла за спины французской пехоты. И тут линии сошлись на дистанцию ружейного огня.

Здесь русская кавалерия нарвалась на плотный огонь французских каре. «Смешались в кучу кони, люди. И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Итогом первого этапа сражения стал захват инициативы русскими. Но они расплатились за это потерей большей части конницы и ощутимо прореженными батальонами первой линии.

Решив использовать инициативу, русская армия сосредотачивает основные усилия на своем левом фланге. Плотная колонная пехоты сметает правофланговые батальоны французов, но напарывается на отошедшую во вторую линию кавалерию и артиллерию врага. Прорыв заткнут.

варгейм, военная миниатюра
Противостояние в центре

Параллельно разворачивается мощное противостояние в центре, где батальоны обмениваются ударами. Постепенно эти два пункта приковывают к себе все резервы русских. Тем самым их правый фланг предельно ослаблен.

Этим-то ослаблением и воспользовались бравые французы, бросившие туда кирасир и гвардейскую пехоту. И всё вроде бы для русской армии шло хорошо, как вдруг на левый фланг вслед за ударом врага пришёл и хищный северный пушной зверек.

В открытые ворота хлынул поток латной французской кавалерии, сеющей смерть в русском тылу. Сам фельдмаршал был вынужден прикрываться своим последним резервом – батальоном павловских гвардейцев. Артиллерия успела сделать по одному залпу, и расчеты были порублены в капусту и замочены в патоку.

Оставалось лишь всё бросить и бежать, бежать, бежать. За Дунай, за Неман, за Москву, за Урал, на другой конец стола. Армия Наполеона опять показала свою силу.

варгейм, военная миниатюра
Решающий прорыв французов правого русского фланга

Описанная выше баталия отняла у ее участников часов 8-10. Взамен она подарила массу положительных эмоций. Оказывается, большие дяденьки еще как способны получать удовольствие от игры в солдатики.

За столь длительное время мы не просто свыклись со своими армиями, но и начали замечать за отдельными батальонами присущие только им черты. Конечно, это игра воображения в том числе, но как тут не увлечься?

У батальона толстый командир – солдаты вяло дерутся в рукопашной и плохо стреляют (так уж выпадаем им по генератору). Красивые гвардейцы просто ломят вперед, прорезая вражеские линии едва ли не насквозь – на то они и гвардейцы (да и везение от генератора играет роль).

И так далее, и тому подобное. В общем, ни в одной скоротечной схватке в Total War вы не словите столько ролевых увлекающих воображение моментов.

варгейм, военная миниатюра
И один в поле воин

Что касается баланса и продуманности правил, то замечу следующее. Конечно, кое-что требуется подправить или додумать. Много полезных мыслей пришло в голову по ходу баталии. Но и в первоначальном виде игра удивительно хорошо проработана и сбалансирована. Иначе мы просто не смогли бы в течение 10-часового противостояния получать удовольствие.

И удовольствие ведь получали не только эстетическое. Нет, как в любой стратегии тут нужно думать, планировать, просчитывать вероятные ходы противника. Не исключено и вмешательство слепой судьбы в виде генератора случайных чисел. Всё это добавляет перцу и задает тон.

Ей-богу, уже после первого этапа боя я был эмоционально и умственно измочален. Но никак не мог оторваться. Душа требовала и требовала: ну давай еще ходик, только один, а потом на боковую. Потом еще один и еще один. Пока в окнах не засветились первые признаки рассвета.

И да, как и полагается в наполеоновских войнах, после ожесточенного сражения последовали переговоры высоких сторон с распитием и поеданием – это уж как водится у нас, у монархов. Удовлетворенные стороны заключили сварненское перемирие (по наименованию ресторана) с клятвенными заверениями «уж в следующий раз мы вам точно наложим по первое число».

варгейм, военная миниатюра
Заключение Сварненского перемирия. Владимир Полковников (слева), Александр Морозов (справа). Август 2018 г

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Реальность у каждого своя. Виртуальность у нас общая.»
ВП


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ