«НЕ ВПОРУ ГОЛОВЕ ТВОЕЙ КОРОНА»
Второй сезон сериала «Пустая корона» открывает экранизация пьесы Шекспира «Генрих VI. Часть 1». Хорошая новость: в этой серии герцог Йорк уже не негр как в «Генрихе V». Новость плохая: негритянка теперь королева английская.
Второй сезон спаян более цельно, чем первый. В его основу положены три пьесы, захватывающие эпоху Войны Роз. Собственно, на центральных персонажах этого противостояния и сосредотачивается действие.
Надо отметить, что «Генрих VI» является одной из первых пьес Шекспира. Не берусь судить, как это отразилось на ее художественных достоинствах, но с исторической точки зрения тут всё неблагополучно.
В «Части 1» Шекспир спрессовал тридцать лет истории, формально свел их максимум к паре лет действия. По этой причине следить за исторической частью фабулы на редкость некомфортно. Тут вам и Жанна д’Арк, ее сожжение (1431 год), и перемирие Англии с Францией с замужеством Маргариты Анжуйской (1445 год), и окончательный разрыв между Йорками и Ланкастерами (1455 год).
Аналогично вольно и жестко обошелся великий драматург с историческими персонами. Одних выбросил, других переместил во времени, в третьих соединил черты разного времени.
И всё же, не приходится и говорить, что пьеса сама по себе отличная. Экранизация ее хотя и достаточно вольная, но в целом отражает содержание, повторяет все исторические нелепости Шекспира. Правда, добавляет и своих.
Королева Маргарита Анжуйская мало того, что стала негритянкой (относительно коричневой, такой, что в тени сойдет за загорелую белую), так 15-летнюю девчонку здесь играет без малого 50-летняя тетенька. Если исторически Генрих VI был на 8 лет старше Марго Анжуйской, то актер младше актрисы на 17 лет. Рядом они смотрятся…
Кстати, рядом они смотрятся вполне в соответствии с ролевыми характерами. Хилый, болезненный, слабовольный, легко поддающийся чужому влиянию король. И властная, хитрая, жестокая, коварная королева. Посадишь актеров рядом – и сразу ясно, кто есть кто в этой семейке.
Плохо другое. По сценарию, Марго редкостная красавица, все ею восхищаются. Тут, конечно, дело вкуса, но всё-таки… По-моему эта зрелая негритянская тетка далека от идеалов красоты.
Основной исторический фон первой части «Генриха VI» сосредотачивается на поражении Англии в Столетней войне, на утрате ею всех владений во Франции (кроме округа города Кале). Здесь о причинах поражений не говорится явно, но обстановка выглядит исторически достоверно: враждующие между собой английские аристократы придерживают солдат для междоусобицы и не шлют их во Францию.
Впрочем, пара французских эпизодов в фильм попадает. Война Жанны д’Арк. Захват ее и сожжение. К слову сказать, это сегодня для французов она святая. Для англичанина Шекспира ведьма ведьмой. Авторы фильма как могли сгладили такую трактовку, и Жанна выглядит мученицей за Францию.
Между прочим, не сказал бы, что это одна из самых худших Жанн в истории кино. Можно даже сказать: одна из лучших. И сцены с ней не по-шекспировски натуральны. Особенно сожжение.
Вторая важная часть исторического фона – претензии на корону герцога Ричарда Йорка (племянник того самого негра из «Генриха V). Вот где Ланкастерам аукнулась узурпация трона Генрихом IV.
Мало того, что он отнял трон у Ричарда II, так еще пролез на него вперед родовой очереди. Если вернуться к сыновьям Эдуарда III, то герцог Йорк старше герцога Ланкастера. Сработала заложенная в конце XIV века бомба замедленного действия.
Борьбу за власть в «Генрихе VI» ведут: а) регент при малахольном короле, его дядя Хамфри Глостер; б) сладкая парочка Ричард Йорк и поддерживающий его претензии граф Уорик; в) королева Марго и ее любовник герцог Соммерсет. Остальные мелькают придворной массовкой.
Сначала пункты «б» и «в» сжирают пункт «а». Дальше действие закипает, закипает да и как грохнет – у кастрюльки с историческим варевом срывает крышку. Герцог Йорк бросает открытый вызов королю.
И вот, когда стороны взялись за оружие, опускается занавес. Железо пойдет в ход во второй части пьесы «Генрих VI».
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра