Отель Руанда (2004)

4 мин.

фильм отель руанда

НАСТОЯЩИЙ ГЕНОЦИД

Сегодня легко бросаются термином «геноцид». Едва ли не по любому поводу. И рьяно оспаривают справедливость его употребления. А по сути какая разница, насколько велико количество жертв? Важно понимать, что это жертвы, не расчеловечиваться, не закрывать глаза.

К сожалению, сконцентрированная на себе Европа (и Россия как ее часть) закрывает глаза на многое из происходящего за ее пределами. Тем важнее становятся такие фильмы как «Отель “Руанда”».

Хотите узнать, что такое настоящий геноцид? Посмотрите на Руанду, на кульминацию гражданской войны, пришедшуюся на 1994 год. По приблизительным оценкам тогда буквально за несколько недель было убито около миллиона человек – вырезана десятая часть населения. Еще больше людей бежали за пределы страны.

По фактологии интересующихся отсылаю к книге Ивана Кривушина «Сто дней во власти безумия». А в этом очерке рассмотрю только фильм «Отель “Руанда”». Он заслуживает внимания. Снятый всего через десять лет после резни, фильм еще застал многих участников событий. В том числе и главного героя Пола Русесабагину.

фильм отель руанда

Преуспевающий руандиец Пол Русесабагина имеет всё, о чем может мечтать рядовой африканец. У него высокооплачиваемая и уважаемая работа – он управляющий в одном из столичных отелей. Семья – жена и трое детей. Дом полная чаша, машина, друзья, достаток, уважение.

Пол не заморачивается политическими или национальными вопросами. Гражданская война идет мимо него. Тутси или хуту – ему всё равно. Сам-то он, кстати, хуту. Жена – тутси.

В чем различие? Идея фильма как раз в том, чтобы показать отсутствие фактической разницы. Приехавшие из Америки репортеры (одного играет Хоакин Феникс) в упор не различают две народности. Вот и Полу наплевать.

Но если ты не занимаешься политикой, это не значит, что она не займется тобой. Резня началась 6 апреля 1994 года с убийства президента Руанды. И тут хуту (армия, полиция, Интерхамве – вооруженное ополчение) как по команде (кстати, почему «как») бросаются резать тутси. Посреди кровавого ужаса Пол с семьей и соседями пробирается в отель и запирается в нем.

фильм отель руанда

Показать на экране множество подробностей и не заблокировать показ фильма невозможно. Поэтому резня тут дана несколькими сценами, мазками, разбросанными вдалеке трупами, беснующейся озверевшей толпой. Действие сосредоточено на отеле.

Пол простой человек, не герой, не лидер, не боец. Его первоначальная цель – защитить семью. И только семью. Но обстоятельства сильнее человека. Они подхватывают его и либо уничтожают, либо создают героя. Постепенно Пол вынужден расширять фронт борьбы. С семьи на соседей, с соседей на персонал и постояльцев отеля, далее на ищущих спасения беженцев.

Привыкший видеть в белых людях, европейцах и американцах, высшую силу и власть, он ждет помощи от ООН, от европейских солдат, дипломатов, от своего начальства в Бельгии (кстати, его играет Жан Рено). Но мир бросил Руанду.

Критически важный диалог происходит еще в первой половине фильма. Глава военной миссии ООН полковник Оливер с горя напивается и высказывается откровенно: «Вы мусор, для нас вы – мусор. Для Запада, для всех супердержав, которым вы так верили… Вы даже хуже, чем ниггер, вы – африканец».

фильм отель руанда

Нет, полковник сам по себе молодец, он делает всё, что может. А может совсем немного – у него всего 300 солдат на всю страну. Это не его мысли озвучены. Это трезвая оценка событий. Европу не волнует Африка, не волнуют ее проблемы. Европу не волнует, что это она спровоцировала конфликт, приведший к резне, а потом просто сбежала из страны.

И с этого момента Пол полагается только на себя. С этого момента он спасает не только себя, семью и соседей. Он спасает людей. Не тутси, не хуту, а людей. Спасает, забыв себя, бросив себя, махнув на себя рукой. Он сам берет на себя ответственность за людей.

Его никто не просил, никто не назначал, его не призывали стать героем. Он просто не может по-другому. Он человек, а не дерьмо, каким его, по словам полковника, считают европейцы. Которые, кстати, сами себя бездействием и равнодушием превратили в это самое дерьмо.

Я бы сказал, что критика позиции запада буквально выпирает из фильма. Эта тема становится главной. Порой она заслоняет геноцид, массовые убийства, драму и трагедии, которых тут много.

9 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ