Свой среди чужих, чужой среди своих. Таким выглядит Грегор Геккер, главный герой фильма «Мне было девятнадцать» (ГДР, СССР). Несколько дней из жизни немецкого парня, лейтенанта Красной Армии, ищущего родину в завоеванной Германии.
Это автобиографичное произведение. Похожим парнем был сам режиссер Конрад Вольф. Из семьи немецких беженцев от гитлеровского режима. С 1943 года в Красной Армии. Служил в политотделе 47-й армии. Боевые эпизоды пути именно этой армии в апреле-мае 1945 года и лежат в основе фильма.
Лейтенант Грегор Геккер со своими сослуживцами капитаном Гейманом (Василий Ливанов), старлеем Цыганюком (Алексей Эйбоженко) и шофером Чингизом (видимо, киргиз) разъезжают вблизи передовой и по громкоговорителю призывают немцев сдаваться. Однако «перебежчиков мало». А можно сказать: совсем нет. Немцы дерутся до конца.
События разворачиваются в стиле дневника, с 22 апреля по 3 мая. Были там-то, делали то-то, произошло сё-то. Грегор успевает побыть временным комендантом городка Бернау, взять в плен служащих топливозаправочного пункта (они даже по телефону попросили разрешения у начальства сдаться в плен), побывать в освобожденном Заксенхаузене, пойти парламентером к осажденную крепость Шпандау.
Картинки мелькают, эпизоды сменяют друг друга. Кое-где вклеиваются кадры хроники. Да и художественная часть снята в документальном стиле. Вроде бы ничего захватывающего, волнующего, увлекающего, а всё равно я посмотрел фильм дважды. Хотелось понять мысль режиссера (он же сценарист, он же прототип главного героя). О чем это кино?
Пожалуй, о поиске родины. На старте Грегор произносит: «Я вижу улицы с вывесками на немецком. Говорят, это моя родина».
«Говорят»! Парень, с восьми лет проживавший в СССР, никак не может постичь, что вот эта земля его родная. Не та, где сейчас живет мама, где вывески на привычном русском, не та, на которую напали враги, а эта – земля нациста, немца, которого он с детства воспринимает врагом. И Геккер ищет в ней что-то родное, кого-то симпатичного, приемлемого как соотечественник.
Вместе с ним какую-то свою Германию ищет и капитан Гейман, учитель немецкого языка из Киева. Это – интеллигент, идеалист. Гейне, Кант, Гёте. Его мучает вопрос: как же так, как же может быть на одном и том же языке два такие разные слова – Гёте и Аушвиц (прямо слышно, как в фильме на немецком произносится «Аушвиц», а в переводе идет «Освенцим»). Он ищет для Геккера «Германию, в которой ты будешь жить».
А Геккер не идеалист, он молодой максималист, он еще не научился понимать и прощать. Он озлобляется навязываемой ему родиной. Огрызается на Геймана: «Опять ты ищешь Германию, о которой только в книжках написано». Необходимость жить с этими раздражает Геккера. Он чувствует себя своим в русском коллективе, а его буквально выталкивают в Германию.
И вот он как бы обретает равновесие: в разгар празднования 1 мая (водка, пельмени, песни) генерал (похоже, командарм 47-й армии, которого играет Глузский) вводит в зал освобожденных из тюрем антифашистов. Вот эти люди могут стать родными Геккеру, могут примирить его с Германией. Не вся она пошла за Гитлером.
Тут же накатывает полное умиротворение, вспоминается мама. Да и со 2 мая армия выводится из боя, война для нее прекращается. Солнышко светит, развозятся по населенным пунктам антифашисты, основа будущей администрации. Всё хорошо.
Но война в жизни Геккера еще огрызается. Причем дважды. И это просто срывает парня. Ну как же так? Ведь мир же! Хватит убивать. Гитлер застрелился, немецкие солдаты наконец начали сдаваться толпами. И вдруг такое! И фильм заканчивается озлобленным криком души Геккера: я вас буду уничтожать! Значит: я очищу от вас свою родину, раз уж мне ее навязали.
Не примирился герой, озлобился. Он был готов в начале принять Германию, он смотрел на нее с любопытством, но по мере знакомства уходил от нее всё дальше. Характерно, что на прямо задаваемый вопрос «Вы немец?» он старательно избегает прямого ответа.
8 из 10
Скачать фильм
Файл avi, 1,46 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра