КОДЕКС ЧЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА
Роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» в СССР был, так сказать, библией молодежи, официальным кодексом комсомольца. Его читал всякий, вступавший в комсомол. По крайней мере, в сталинские годы. Да и позже главный герой Павка Корчагин оставался образцом для подражания.
Буквально за первую же свою роль – зато какую! Павки Корчагина! – молодой Владимир Конкин (позже известный как Шарапов из «Место встречи изменить нельзя») в 1974 году получает звание заслуженного артиста. Всего-то в 23 года.
Позже, в перестроечное и постперестроечное время стало признаком хорошего тона обгаживать всё чтившееся в советское время. Пошла под откос и «Как закалялась сталь». «Фи, сталинская агитка. Фи, совковая пропаганда. Фи, враньё чистой воды», — так стало модно рассуждать.
Но, простите великодушно, а почему именно «враньё»? Почему люди эпохи всеобщего стяжательства и продажи души не верят в героев, подобных Павке? Да потому, что они, так сказать, другого теста. Или точнее, это нынешние стяжатели из теста, а комсомольцы эпохи Корчагина – люди из стали. «Гвозди бы делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей».
Кстати, хотя из «Как закалялась сталь» самой известной фразой является «Жизнь прожить нужно так, чтобы…», но мне больше по душе кусочек о рыночных продажных душонках – как про сегодняшний день сказано:
«Властвовали здесь два стремления: одно – содрать побольше, другое – дать поменьше. Тут орудовало во всю ширь своих сил и способностей разнокалиберное жулье. Как блохи, сновали сотни юрких людишек с глазами, в которых можно было прочесть все, кроме совести.»
Вот он и ответ на вопрос «Почему нынешнее жульё не любит усредненного Павки Корчагина?» Да просто у него есть совесть, а у них ее нет. И нам еще нынче пытаются навязать мнение, дескать, отсутствие совести – это нормально, это правильно, это по-рыночному.
На «враньё» есть еще один ответ. Сама жизнь и борьба автора романа Николая Алексеевича Островского (1904-1936). Роман «Как закалялась сталь» является частично автобиографичным. Павка Корчагин местами сам Николай Островский, человек из того поколения, кто мальчишками убежал на фронты гражданской войны, после нее в тяжелейших условиях отстраивал страну, позже воевал с немцами.
Правда, до немцев сам Островский не дожил – болезнь скосила. Именно в состоянии жесточайшей болезни, ослепший и парализованный он, как и Павка в романе, пишет свою книгу. Мол, если я не могу работать на страну физически, буду работать на нее таким вот образом. И только смерть меня остановит.
Павка родился и вырос в Шепетовке, что на Западной Украине. Роман начинается, когда парнишке лет 13, что ли. За проказу в доме попа его выгоняют из школы, мать устраивает Павку мальчиком на побегушках в станционном ресторане. И тут парень отхватывает от «сладкой» жизни по полной. И бьют его, и обманывают, и помыкают им. В общем, в этих главах описывается жизнь бедняков в «России, которую мы потеряли».
Затем идет революция, германская оккупация, петлюровцы, еврейские погромы, приход Красной Армии, бои гражданской войны и войны с белополяками.
Островский однозначно непрофессиональный писатель. Он плохо выстраивает композицию романа, не сосредотачивается на героях, размазывает внимание между ними, не доводит до конца или не развивает определенные сюжетные линии. Но именно этим своим непрофессионализмом, искренностью простого человека и подкупает. Он не пишет, он рассказывает.
От недостаточной проработанности отдельных сюжетов по-настоящему западающих в душу моментов в книге немного. Самым значимым однозначно является прокладка железной дороги.
Сюжет: Киев замерзает без топлива (это не про 2018-й, это про двадцатые годы). Дрова есть, но к ним нет железной дороги. Проложить ее нужно в кратчайшие сроки. Иначе город умрет. Мобилизуются городские комсомольцы и на морозе, без достаточного количества инструментов, теплой одежды и еды строят эту дорогу жизни. Да тут еще на них бандиты нападают, убивают и так далее.
Сильнейшее место во всём романе. Сидишь в тепле и уюте квартиры с центральным отоплением, сытый и ухоженный и только беспомощно разводишь руками: неужто и вправду такие люди были?
И были! Именно ведь это поколение позже в годы Великой Отечественной работало в тылу и за полтора года обошло по производству оружия всю объединенную Европу. И таких людей Гитлер думал одним ударом сшибить. Книжки надо было советские читать и понимать, что никакая они не агитка.
Хотя, конечно, без вмешательства политики в книгу не обошлось. Она ведь писалась аккурат в начале тридцатых, когда шла острая внутрипартийная борьба. Когда со дня на день сменялись политические герои, и их приходилось наскоро вымарывать со страниц романа. Когда еще не было четкой определенности, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Можно смело считать, что в этих главах сегодня роман не совсем тот, что писался изначально. Но они, эти последние главы в общесоюзной своей политической части и нелюбопытны.
Тут любопытен сам Павел Корчагин, его несгибаемая воля, бескомпромиссная честность, совесть, наконец. Это прямой человек. Он может быть резок, но никогда по злобе, а лишь по убеждению. И если ошибается, первый же признает это.
Павка Корчагин – прекрасный пример для подражания советской молодежи. Да и современной не мешало бы у него кое-чему поучиться. Недаром герои поздних советских романов часто упоминают Корчагина или «Как закалялась сталь». Мальчишки, выросшие на этом примере, воевали на Великой Отечественной. А девчонки работали в тылу. И ведь это тоже вклад Павки или Островского в войну с немцами, как бы ни пафосно это прозвучало.
И-эх, а нынче чему учат? Как продать что-нибудь? Включая свою совесть. И далеко мы с таким культурным багажом утопаем?
Скачать книгу
Формат fb2, 1,73 МБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»