Кенау — рецензия

5 мин.

фильм кенау

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «КЕНАУ»

Много ли у нас фильмов о войнах XVI века? До обидного мало. Эпоха интересная, но как-то всё обходится без внимания кинодеятелей. Выручают голландцы, у которых именно с XVI веком связана самая важная война в истории, война за независимость Нидерландов. В 2014 году вышел фильм на заданную тему «Кенау». О чем он? Сейчас поговорим.

В основе сюжета лежит современный феминизм и старая легенда. В 1572-1573 годах город Харлем был осажден испанцами. Оборона действительно затянулась и стратегически сыграла положительную роль в войне за независимость – истрепала силы испанцев и задержала их продвижение на семь драгоценных месяцев. Плюс породила легенду.

Суть легенды сводится к подвигу купеческой вдовы Кенау Хасселер. Она возглавила добровольческий отряд женщин, принимавших активное участие в обороне города.

Вообще в участии женщин в обороне нет ничего уникального или невозможного. Довольно часто при осадах женщины стояли на стенах, помогая, чем могут, защитникам.

С Кенау всё гораздо сложнее. Романисты поздних времен раздули скромные строки хроник, дополнили их яркими вымышленными подробностями, настрочили пьес. Постепенно подвиг-символ стал обретать черты реальности.

фильм кенау

У нас, кстати, похожая история вышла с Иваном Сусаниным. Та же история: несколько строк в документах, пылкая фантазия поэта Рылеева – и вот уже ни у кого не вызывает сомнения подвиг во всех его додуманных деталях.

Ну так вот, сегодня голландские кинодеятели ухватились за легенду о вдове Кенау и выдали фильм, который так хорошо соответствует духу феминизма. Это сегодня хорошо продается в Европе.

Может показаться, что я не одобряю ни фильма, ни истории с Кенау (и Сусаниным уж заодно). Но это не так. Во-первых, легенды нужны, в них живет дух народа, на них воспитываются поколения. Во-вторых, как можно порицать идею снять кино о войне XVI века? В-третьих, чуть-чуть феминизма не повредит, а только поддаст перцу.

И вообще, выступлю-ка я адвокатом фильма «Кенау». А то комментаторы в отзывах уже поругали кино. Должен же кто-то и похвалить. Тем более есть за что.

События стартуют в октябре 1572 года. За пару месяцев до начала осады. Надо же представить основных действующих лиц и расставить акценты. Почтенная вдова продолжает дело своего мужа, занимается строительством на заказ мелких кораблей. У нее две дочери – Гертруда и Каталина. Девки вошли в самый опасный возраст и буквально отбиваются от рук.

фильм кенау

Первой по наклонной плоскости покатилась Гертруда. Да еще как покатилась. Мало того что связалась с сыном командира гарнизона, так он ее совратил в протестантизм. Дело кончается погромом католического храма и арестом всей этой шайки молодых фанатиков.

Дело пахнет костром. Командир гарнизона и Кенау мчатся в Утрехт, выручать своих отпрысков, но… В общем поспели они уже к огоньку. И тут вторая дочка, Каталина, как влупит горящей первой из пистоля в грудь. В общем, помогла сестренке умереть без мучений, но мать на нее взъелась невероятно.

Так завязывается пара конфликтов: Кенау – начальник гарнизона и Кенау – дочь Каталина. Конфликты явно дамского характера, под дамскую аудиторию. Что и говорить, я бы предпочел чего-нибудь посолоноватее, но и так годится. За развитием этих отношений и придется наблюдать всё время осады.

Сюжет с сожжением дочери нужен еще и для полного обращения Кенау. Из почтенной матроны в гарпию, ненавидящую католиков. Аккурат следом за сожжением под стенами Харлема появляется испанская армия дона Фадрике. И начинается.

Боевые сцены раскиданы более или менее равномерно. Семимесячная осада авторами не сводится всего к паре эпизодов. Нет. Тут есть и первый штурм, и второй штурм, вылазки, диверсии, финальный штурм. Снято хотя и без лишнего богатства, но добротно. Благо, у них там в Голландии со средневековым антуражем не бедно, кое-что сохранилось.

фильм кенау

Фильм обвиняют в однобокости. Дескать, события поданы с точки зрения голландцев и не учитывают взгляда испанцев. Что тут ответить адвокату «Кенау»? Об испанцах пусть испанцы снимают. Голландцы сняли свое патриотическое кино с фразами типа «Вам никогда не покорить Голландию!» И за что их порицать? Всяк кулик за своё болото голосует.

Дон Фадрике показан откровенным мерзавцем. Но если задуматься, то многие его киношные мерзости в реальности таковыми не выглядели. Жестокая эпоха, суровые нравы, сурово поступает и дон Фадрике. Да, голландцам таких жестокостей не приписывается. Но это как раз понятно, если учесть дух фильма.

Теперь к самому страшному для многих комментаторов, к феминизму. Вы знаете, не так уж тут всё и плохо. Как бы кому не казалось, но женщинам в фильме отнюдь не приписывается решающая роль в обороне. Всё-таки на стенах в основном бьются солдаты.

Да, авторы сосредоточили внимание на тех эпизодах, где действуют женщины. Но ведь задача фильма не показать историю осады, а рассказать легенду о Кенау. И тут с феминизмом всё в порядке. Гораздо лучше, чем в недавнем «Две королевы».

фильм кенау

Кенау вполне почтенная вдова, ей нет необходимости эмансипироваться, она и так независима. Ну а то, что она организует какое-то сопротивление, так это тоже вписывается в характер персонажа. Женщина привыкла руководить бизнесом, она располагает средствами, она имеет зуб на испанцев. Сюжетно всё хорошо обосновано.

Да, есть какая-то натяжка в паре боевых эпизодов. Как-то слишком уж лихо в них женщины орудуют мечами. Однако прощаю этот грешок создателям фильма. Бывает. Увлеклись. Можно простить ради зрелищности.

Зато толпа голых женщин на стене призывно потрясывающих прелестями перед испанцами, классно смотрится. Как там во вторых «Люди в черном»? «Примитивная планета. Имея бюст, здесь можно всем заправлять». А уж вываливая бюст перед оголодавшими в течение нескольких месяцев солдатами, уууу…

В комментариях еще говорят, можно было бы сделать фильм лучше, круче, зубастее. Безусловно, это так. Нет предела совершенству. Но сделали как сделали. И в общем, не плохо. Костюмировано хорошо, солдаты, пушки, аркебузы, мечи, схватки, крепость такая настоящая. Нормальное военно-историческое кино. Да, без особого огонька, но находясь в нише, где отсутствует конкуренция, фильм «Кенау» определенно заслуживает внимания.

7 из 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ