Глава 2. Бронепоезд из Ромашкова
Паровозы «Л», сколь бы внушительно не смотрелись, войну не застали и в ней не участвовали. Они стали основой локомотивного парка как раз после войны, да ещё и носили какое-то время гордое название «Победа».
Паровозы «Э», хоть и успешно таскали эшелоны в войну, для создания бронепоездов не использовались – они были слишком большими и избыточно мощными для подобных целей, с изначально большой нагрузкой осей на рельсы, без резервов на увеличение нагрузки от утяжеления бронёй.
Нет, ну когда очень хочется, то и из паровоза серии «Э» можно бронепоезд сделать, например, как этот.
На самом деле в Парке Победы в Саратове стоит локомотив «Эу», для бронепоездов никогда не применявшийся. Причём, локомотив-то непростой, весьма старый и любопытный сам по себе – его бы «разбронировать», привести в нормальный вид – и было бы отлично. Но – что есть, то есть, на музейной табличке кроме, собственно, обозначения подсерии «Эу» вообще ничего полезного не написано (при том, что на табличке 2014-го года кое-что ещё было).
Как бы то ни было, этот обшитый жестью локомотив – это паровоз Эу-706-77, изготовлен на Харьковском паровозостроительном заводе им.Коминтерна в 1931 году. В этот дикий макет был превращён в Саратовском Парке Победы в 1999 году.
Вся эта инсталляция, с двумя вполне аутентичными платформами, на которые от балды установлена совершенно неаутентичная артиллерия (в частности – послевоенная морская (!) зенитная установка), и с санитарным вагоном, аутентичным, но абсолютно не бронепоездным, символизирует «бронепоезд ПВО», который в 1942-1943 году защищал железнодорожный мост через Волгу и близлежащие саратовские объекты. Во всяком случае, так написано в сопроводиловке.
Если покопаться в истории, то выяснится, что бронепоездов во время войны в Саратове не дислоцировалось (во всяком случае, я ничего про это не нашёл). Возможно это был обыкновенный состав с платформами, на которые были установлены зенитки.
Но утверждать, что «поездов ПВО» тут не было вовсе я не буду – всё же мост, железнодорожный, на тот момент единственный в Саратове мост через Волгу (до сих пор эксплуатируется, кстати) бомбили, близлежащий нефтеперерабатывающий завод тоже бомбили, ну и авиазавод, к тому моменту единственный в стране выпускавший Як-7, тоже бомбили, и однажды вполне себе разбомбили нафиг.
Если любопытно, можно посмотреть, как выглядят последствия подобной бомбёжки.
Кстати, можно вспомнить, что многие бронепоезда «бронировались» чем придётся: либо отходами-некондицией броневых листов, не пошедших на танки, либо вовсе обычным не броневым толстостенным стальным листом. Толщина подобной бронировки, в среднем по палате, была 20-40 мм. На фотографии как раз вполне себе изрешеченные осколками листы из стали тех времён, толщиной около 20 мм. Можно себе представить, что бывало с бронепоездом даже не при прямом попадании, а просто при близком разрыве снаряда или авиабомбы.
В силу своей специфики, бронепоезда крайне редко изготавливались «с нуля». Брался из народного хозяйства уже имеющийся паровоз, бронировался, к нему цеплялись бронеплощадки и контрольные платформы – вуаля, бронепоезд готов. Специальной постройки были, как правило, бронедрезины, что-то достаточно мелкое. Изготавливали специальные бронированные площадки для бронепоездов, да. («Бронеплощадка» – это, собственно, основная часть бронепоезда, «носитель вооружения», термин «броневагон» остался во временах Гражданской войны). Но сами локомотивы были обычными, «гражданскими», просто забронированными «поверх» своих конструкций.
К этому правилу есть не то, чтобы исключение, но дополнение – мотоброневагоны МБВ. Их разработали в конструкторском бюро СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде, первый образец построили осенью 1936 года, второй – весной 1937.
МБВ представлял из себя бронированную автомотрису с танковым двигателем М-17 (от танка Т-28). Толщина брони корпуса 10-20 мм, вооружение – три танковые башни с 76,2 мм пушками КТ-28 (опять-таки, от танка Т-28), плюс – четыре пулемёта «Максим» в шаровых установках в бортах, плюс – счетверённая пулемётная зенитная установка тех же «Максимов» внутри корпуса, способная выдвигаться и вести огонь через откидную крышу. Ну и в довесок – пулемёт ДТ в корме. Экипаж мотоброневагона – 34 человека.
После создания, оба мотоброневагона усиленно гоняли и испытывали, переделывали, устраняли замечания и снова испытывали. После начала войны с Финляндией решили отправить туда МБВ №02, проверить его в боевой обстановке. Пушки КТ-28 на нём заменили на более мощные Л-11 того же калибра (такие пушки поначалу ставились на первые Т-34 и КВ-1). С середины января 1940 года и до окончания войны МБВ №02 повоевал на Карельском перешейке, в составе 7-й армии Северо-Западного фронта.
После начала Великой Отечественной МБВ №02, находившийся в Ленинграде, так и остался на севере и воевал на ленинградском направлении. Летом 1943 года его снова перевооружили, заменив пушки Л-11 на Ф-34 такого же калибра (пушки Ф-34 устанавливалась на танки Т-34).
После войны, в 1947 году, мотоброневагон отправили на военный склад в Брянске. Там двигатель М-17 заменили на дизель В-2-34 а счетверённую пулемётную установку демонтировали. В 1960 году он поучаствовал в съёмках фильма «Крепость на колёсах», изображая часть бронепоезда. В 1965 году мотоброневагон МБВ №02 передали на хранение в Кубинку, где он и находится до сих пор.
Мотоброневагон МБВ №01 на начало войны был в ремонте и полуразобранном состоянии. Его срочно восстановили, осенью добавили брони, экранировав корпус 15-25 мм дополнительными листами. В отличие от своего собрата, всю войну крутившегося на севере, возле Ленинграда, МБВ №01, немного повоевав на Калининском фронте, после очередного ремонта попал на юг – летом 1942 года он был отправлен в Сталинградский военный округ и 20 августа прибыл в Астрахань. Потом были Ростов, Таганрог, Крым…
В конце 1944 года мотоброневагон перевооружили, заменив пушки КТ-28 на Ф-34, а в феврале 1945 направили в состав 1-го Белорусского фронта, с которым он и закончил войну. В августе 1953 года мотоброневагон МБВ №01 отправили на военный склад в Брянске. Там его следы теряются – вероятно, в шестидесятые годы он был отправлен в металлолом.
К сожалению, в момент моего посещения Кубинки, МБВ №02 был окрашен в простой и скучный «зелёный цвет». Однако, бывало, его перекрашивали в исторический полосатый камуфляж, либо в белый цвет с надписью «За Ленинград», тоже исторический. А кроме того, на крыше и бортах чёткими чёрными полосами рисовалась имитация железнодорожного пути – для маскировки от вражеской авиации.
Послевоенная судьба железнодорожных единиц понятна – перспектив у подобного оружия не осталось почти никаких, а использовать в мирном хозяйстве бронепаровоз вместо обычного паровоза ещё сложнее, чем использовать танк вместо трактора. Даже передвигается самостоятельно бронепаровоз только в бою, всё остальное время, для сбережения топлива и ресурса, его и весь бронепоезд таскает обычный мощный базовый (их называли «чёрными») паровоз.
Поэтому, после войны, всё, что было можно – разбронировали и пустили в народное хозяйство. Кое-что поставили на хранение, ну а непригодное ни к тому, ни к другому со временем пустили на слом.
Так что же там было с обычными бронепоездами и их локомотивами?
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com