Глава 5 (Часть 2). Расследование дилетанта
3.
Война началась.
18 января 1942 года бронепоезд №10 убыл из Ашхабада в Москву. В это время в составе бронепоезда были: бронепаровоз Ов-4816 на жидком топливе, забронированный рембазой №6 ещё в 1938 году по типу ПР-35 (напомню, что рембаза №6 организационно отпочковалась от военного склада №60 в Брянске); четырёхосные бронеплощадки типа ПЛ-37 под номерами №720 и №721 (изготовлены брянским заводом «Красный Профинтерн» в 1940-м) и площадка противовоздушной обороны типа СПУ-БП (разработка 1936 года, счетверёнка «максимов» в башне на двухосной 20-тонной платформе, изготовлена на «Красном Профинтерне»).
На базе бронепоезда №10 предполагалось развернуть 10-й Отдельный дивизион бронепоездов. Отдельный дивизион бронепоездов – ОДБП – состоял из двух бронепоездов и их базы. Номера дивизионов, развёрнутых из отдельных бронепоездов, совпадали с бывшим номером бронепоезда, на базе которого был развёрнут дивизион.
По сформировании дивизиона, бронепоезда получали новую нумерацию – бронепоезда «№1» и «№2» такого-то Отдельного дивизиона бронепоездов. Потом эту систему нумерации опять переиграли, и все бронепоезда получили новые сквозные трёхзначные номера, а номера дивизионов остались прежними.
Как видим, матчасть бронепоезда №10 в начале Великой Отечественной не имеет ничего общего с матчастью бепо №10 «Роза Люксембург» времён Гражданской войны. Что не мешает особо «компетентным» гражданам восторженно писать в интернете: «сормовские площадки «Розы Люксембург» оказались на столько удачными, что прошли всю Гражданскую и Великую Отечественную». Кое-кто на полном серьёзе считает даже, что музейные экспонаты – это как раз и есть бронеплощадки постройки времён Гражданской войны.
Второй бронепоезд из 10-го ОДБП не формировали из имеющихся частей, а строили в Люблино «с нуля». Бронепоезд был нового на тот момент типа – НКПС-42. К знаковой дате – 23 февраля 1942 года – он был готов. Забронированный некалёной бронёй паровоз Ов-5282, две двухбашенные четырёхосные площадки с 76-мм танковыми пушками Ф-34 и платформа ПВО, производства подмосковного завода «Стальмост», с двумя 25-мм автоматическими пушками.
По формировании, бронепоезд №1 получил наименование «Роза Люксембург», бронепоезд №2 – «Народный мститель». Тут в преемственности чёрт ногу сломит – бепо №1 10-го ОДБП – это бывший Отдельный лёгкий бронепоезд №10, который переименован из №14, в который был влит предыдущий №10, который с какого-то момента и звался «Роза Люксембург». Никакого «Красновосточника» по-прежнему не видно.
Кстати, с названием «Народный мститель» существовало несколько бронепоездов, причём одновременно. Например, бронепоезд №1 из 71-го Отдельного дивизиона бронепоездов – (позже сменил номер на 640) тоже «Народный мститель». Он примечателен тем, что на его площадках были установлены башни от танков КВ-1 и Т-26. А какое-то время к этому «Народному мстителю» был «пристёгнут» мотоброневагон МБВ №02.
Музейные таблички вещали о некоем «Южном фронте». А что там было на самом деле?
1 марта 1942 года 10-й ОДБП прибыл на Брянский фронт. Ну, сами по карте посмотрите, на сколько «югом» можно считать станции Белёв, Киреевская, Слаговищи. Они, конечно, поюжнее Тулы, но севернее Брянска. Там дивизион находился до конца апреля 1943 года и очень удачно выступил в роли подвижного средства ПВО, прикрывая станции и перегоны.
В результате очередного переименования и перенумерования в декабре 1942 года 1-й бронепоезд 10-го ОДБП (бывший бепо №10, ещё более бывший №14) стал бронепоездом №656, а второй в дивизионе бронепоезд стал №705.
В августе 1943 дивизион входит в состав Степного фронта (маршрут Белгород-Харьков-Полтава, ну, более-менее юг, наконец). Потом – в составе 2-го Украинского фронта (Кобеляки-Гановка-Козельщина-Крюково).
Артиллерийские бронеплатформы у поездов №656 и №705 во время войны не модернизировались и не перевооружались. И на более совершенные и более современные не заменялись.
В конце осени 1943 года бепо №656 убывает в ремонт, и его место в 10-м ОДБП занимает свежеизготовленный бепо №637, самого совершенного (и на тот момент, и вообще) типа БП-43, собранный на Красноярском паровозоремонтном заводе в 1943 году.
То, есть, мы следим как раз за бронепоездом №656 (который «Роза Люксембург») – а он убывает в ремонт, и обратно в состав 10-го Отдельного дивизиона бронепоездов уже не возвращается. И в состав других ОДБП тоже не включается.
К тому времени отдельные бронепоезда, вне дивизионов, на Западном направлении уже не использовались (пяток оставалось на Дальнем Востоке стеречь Японию). И этот бронепоезд тоже не встречается как «отдельный». Он вообще больше нигде не упоминается.
Надо рассказать о дальнейшей судьбе 10-го ОДБП (уже без «Розы Люксембург» в составе). В январе дивизион передислоцирован в Кременчуг, затем, постепенно, к концу весны, он добрался до Молдавии. Тут уже дела шли ни шатко — ни валко, дивизион охранял фронтовой склад бронетанкового имущества.
19 сентября 1944 года дивизион перебрасывают в Яссы, это уже Румыния. Затем, дождавшись когда перешьют железнодорожную колею, дивизион отправляется на станцию Гигиу, это совсем рядом с Плоешти. Там до 5 июля 1945 года 10-й ОДБП и простоял. Затем вернулся в Львовский военный округ.
Как видим, музейные таблички под «Южным фронтом» всё-таки имели ввиду просто более-менее южное направление действия бронепоезда. Причём, какого именно бронепоезда – это вопрос. Тот бронепоезд, который условно можно считать «Красновосточником» (на самом деле, как минимум, «Роза Люксембург») до самых югов так и не добрался.
На основании директивы штаба Львовского военного округа от 30 августа 1945 года 10-й отдельный дивизион бронепоездов (в котором, если вы внимательно следили, уже не осталось в/ч с историей в глубину Гражданской войны) расформировывался. Личный состав отправился в 7-ю учебную танковую бригаду в Челябинске, а материальная часть доехала до Ковно и была передана в 49-й ОДБП, который, в свою очередь, расформировали в 1946 году.
А куда делся бронепоезд №656 после ремонта – большой вопрос. Может быть, в связи с тем, что бронепоезд был старой постройки, бронеплощадки разобрали, а бронепаровоз разбронировали. А в бронепоезд включили новую матчасть – нового стандартного типа БП-43. А может нет.
Так что, о «переоборудовании» или «модернизации и перевооружении» в «депо Москва-Пассажирская-Курская железной дороги им.Ф.Э.Дзержинского» с музейных табличек ничего определённого сказать нельзя. Что-то было, но что? Ясно только, что год на табличке в ЦМВС правильный, а на табличке в Парке Победы – неправильный.
Итак, какой можно сделать вывод? В музее хранятся составные части бронепоезда типа БП-43 – бронеплощадка ПЛ-43, площадка ПВО-4 и паровоз с тендером забронированные по типу ПР-43.
Матчасти подобного типа у бронепоезда №656 (до этого именовавшегося «бепо №1 10-го ОДБП», а до этого именовавшегося «отдельный лёгкий бронепоезд №10») – не было.
У его «коллеги» по 10-му ОДБП, бронепоезду №705 (до этого именовавшегося «бепо №2 10-го ОДБП») такой матчасти тоже не было. Она была только у бронепоезда №637 изготовленного в 1943 году. Который в том же 1943 и заменил бронепоезд №656 в 10-м ОДБП, прибыв из резерва.
Матчасть подобного типа могла достаться бронепоезду №656 во время ремонта. Тут правильнее было бы говорить не о «ремонте» а о перевооружении, ибо превратить площадку ПЛ-37 в площадку ПЛ-43 невозможно.
У бронепоезда №656 паровозом был Ов-4816 на жидком топливе, у бронепоезда №705 – паровоз Ов-5282. Какой паровоз был у бронепоезда №637 мне нигде не встретилось, понятно, что тоже серии «О».
Откуда взялся музейный бронепаровоз Ов-5067 – неясно. Он, кстати, однозначно на угле, а не на жидком топливе. Нигде этот номер не встречается. Только в связи с музейным экспонатом – и всё. Может быть, при ремонте прежний паровоз заменили на этот. А может и нет.
В общем, в самом лучшем случае, в музее хранится матчасть от бронепоезда №656, которую он получил не ранее конца 1943 года. После чего в войне больше не участвовал.
А в худшем случае, в музее хранится матчасть вообще неизвестно от чего. От любого бронепоезда типа БП-43 (а их было два десятка).
Как бы то ни было, то, что не попало после войны в переплавку, оказалось на складе военного имущества в Брянске.
Откуда было извлечено аккурат под круглую дату, и запланированный к ней кинофильм.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com