Глава 5 (Часть 1). Расследование дилетанта
1.
Бронепоезд это вам не танк или самолёт. Продукт, практически, штучный, как корабль. И, словно корабль, зачастую имеет персональное имя. Впрочем, сравнивать бронепоезда стоит не с боевыми кораблями, а, скорее, с вспомогательными крейсерами.
Как вспомогательные крейсера получались вооружением обычных, гражданских, кораблей, грузовых или пассажирских, так и бронепоезда, бронелокомотивы точнее, получались бронированием обычных, гражданских, локомотивов. В случае «кустарных» бронепоездов времён Гражданской войны, аналогия получается ещё более полной.
Раз каждый бронепоезд уникален, «посчитан и записан», проследить отдельно судьбу каждой единицы гораздо легче, чем судьбу отдельно взятого, скажем, танка. Тем более, бронепоезд – это не только непосредственно «железяка», но и целая воинская часть. А отследить судьбу воинской части всё же легче, чем судьбу отдельной технической единицы.
Вот и посмотрим, что можно узнать, пользуясь подручными средствами – бумажными книжками и электрическими интернетами.
У нас в стране с сохранностью бронепоездов не густо. Есть натуральный мотоброневагон, прошедший войну. Есть кое-какие «восстановленные»/«макетированные» бронеавтомобили на железнодорожном ходу. Есть современные макеты известных бронепоездов, и памятники, в меру возможностей, бронепоезда изображающие. Сохранились различные железнодорожные крупнокалиберные артиллерийские установки (только они совершенно не бронепоездные). Но настоящий классический бронепоезд только один. Вот на него и посмотрим.
Так сложилось, что весьма длительное время этот бронепоезд существовал одновременно в двух местах, хоть и в одном городе, Москве – отдельно в Центральном музее вооружённых сил и отдельно в Парке Победы на Поклонной горе. Почему и как так получилось – об этом мы поговорим попозже. Пока просто отметим, что бронепаровоз стоял в одном месте, а две площадки – в другом.
Начнём, пожалуй, с Поклонной горы – там музейная табличка занимательнее.
Для удобства, приведу текст с музейной таблички полностью. Ведь большинство интернет-источников повторяет его чуть не дословно, буква в букву, не задумываясь, а вот у бумажных источников несколько другое видение вопроса.
Табличка, что я видел в апреле 2009 года, гласила буквально следующее:
«Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник» построены в 1917 г. в Кизил-Арватских главных железнодорожных мастерских Среднеазиатской дороги. В составе бронепоезда они прошли по многим фронтам Гражданской войны, сражались с петлюровцами на Украине, басмачами в Средней Азии. В годы Великой Отечественной войны бронепоезд участвовал в боях с гитлеровцами на Южном фронте. В 1942 г. он был переоборудован рабочими паровозного депо Москва-Пассажирская-Курская железной дороги им.Ф.Э.Дзержинского. В мае 1965 г. бронепоезд был установлен на вечную стоянку в Центральном музее ВС РФ (sic!) в Москве. Две бронеплощадки к 50-летию победы были переданы Центральному музею ВОВ 1941-1945 гг».
Вроде бы всё понятно и подробно, но даже на уровне логики (не касаясь реальной истории) возникает вопрос – а нафига делали в 1917 году в Средней Азии бронепоезд? Гражданская война ещё не началась, фронты Германской больно далеко, да и настроение-то в семнадцатом – «штыки в землю»?
К сентябрю 2016-го табличку изрядно сократили. Цитирую:
«Бронеплощадки бронепоезда «Красновосточник» построены в 1917 г. в Кизил-Арватских главных железнодорожных мастерских Среднеазиатской дороги. В составе бронепоезда они прошли по многим фронтам Гражданской войны. В годы Великой Отечественной применялись в боях с на (sic!) Южном фронте. В 1942 г. они были переоборудованы рабочими паровозного депо Москва-Пассажирская-Курская».
Басмачей, петлюровцев и гитлеровцев выкинули, про послевоенную судьбу умолчали. Самый смех в том, что английский вариант текста в два раза больше – он остался от предыдущего варианта.
А теперь посмотрим на табличку в ЦМВС. В июле 2019 года на ней было указано:
«Бронепоезд «Красновосточник». Построен в 1917 г. рабочими Главных мастерских Средне-Азиатской железной дороги в г.Кизил-Арват. В годы Гражданской войны прошёл с боями более 50 000 км. В период Великой Отечественной войны воевал на Южном фронте. В 1943 г. в депо Москва-Курская прошёл модернизацию и перевооружение».
Так в каком году он толи переоборудован, толи прошёл модернизацию, сорок втором или сорок третьем? Кстати, на каком из Южных фронтов он воевал – на том, что существовал с начала войны до середины лета 1942-го, или на том, что был с зимы до середины осени 1943-го? Или это имеется в виду просто «на юге»?
Для справки:
Город Кизил-Арват (он же Кизыл-Арват, он же Кызыл-Арват), это в Туркмении. Ныне называется «Сердар», сиречь «Вождь», в честь дорогого нашего горячо любимого Сердара, Вечно Великого Туркменбаши, Сапармурата Ниязова. Он хоть и умер давно, но «Рухнама» стучится в наших сердцах.
Главные ремонтные мастерские основаны в Кизил-Арвате в 1882 году, с 1928 года назывались Паровозоремонтным заводом. Сейчас предприятие зовётся «Кизил-Арватский вагоноремонтный завод». О том, что во время Великой Отечественной войны здесь ремонтировались бронепоезда кое-где вскользь пишут (в конце концов, крупнейшее железнодорожное предприятие в Туркмении!), а вот о постройке их в годы Гражданской – как-то нет.
Все три музейные таблички врут. Или, если сказать помягче, изрядно вводят в заблуждение искажением действительности.
- В 1917 году не могла быть построена бронеплощадка ПЛ-43 (их начали строить в конце 1942 года).
- В 1917 году в Средней Азии не могла быть построена площадка ПВО-4 (их строили с начала 1942 года в Подмосковье).
- В 1917 году не мог паровоз быть забронирован по типу ПР-43 (тип сложился к середине 1942 года).
- Всё это – составные части бронепоезда типа БП-43, первый экземпляр которого был собран в самом конце 1942 года.
То, что вы видите перед собой, паровоз и площадки, не было ни построено, ни забронированно в Кизил-Арвате в 1917 году. Однозначно и точно.
2.
Бронепоезд, в отличие от танка, самолёта и даже корабля, это не только непосредственно «железяка», «техническая единица», это ещё и воинская часть. С тем же названием – «бронепоезд». К тому же, бронепоезд в этом смысле не только непосредственно участвующий в боевых действиях состав, но и его база. В которую может входить множество единиц – кроме «чёрного» паровоза (а то и двух-трёх), там подвижные мастерские, жилые и санитарные вагоны, складские и вспомогательные помещения, чуть ли не хлебопекарни и хлев для свиней на колёсиках.
Да, всё это подвижное, железнодорожное, в вагонах, на платформах. Да ещё и машины-мотоциклы. Согласитесь, странно бы было, если бы всё имущество бронепоезда, мобильной единицы, располагалось бы в кирпичных казармах.
Соответственно, «история бронепоезда» — это вовсе не история конкретного железнодорожного состава, как мы, по обывательски, чаще всего себе представляем. «История бронепоезда» это как «история полка». Мы же не будем считать, изучая историю, скажем, Апшеронского полка, что люди, «стоявшие по колено в крови» 2 августа 1759 года при Кунерсдорфе против пруссаков Фридриха II, и люди, участвовавшие в скобелевской Ахалтекинской экспедиции 1880 года в Туркмении (кстати, с опорой на железную дорогу, конечным пунктом которой тогда был Кизил-Арват) – это одни и те же люди. А полк-то один.
Так и с бронепоездом. Даже если действительно некая воинская часть просуществовала с Гражданской до Великой Отечественной, при неизменном названии там не только личный состав сменился неоднократно, но и матчасть. В ту же Великую Отечественную некоторые бронепоезда, потерявшие в бою свою матчасть и личный состав, были восстановлены под прежними номерами и продолжили воевать.
А теперь попытаемся посмотреть на наш «Бронепоезд «Красновосточник» с этой стороны.
Начнём с того, что источники весьма скупы на само имя «Красновосточник». Его практически нигде нет. А если где и упоминается, то почти всегда в контексте тех самых музейных экспонатов и с цитированием музейных табличек. И больше никак.
«Именные» бронепоезда были крайне популярны в Гражданскую, были весьма популярны в Великую Отечественную, но в «межвоенный период» именным был, на сколько мне встречалось, только один бронепоезд – «Клим Ворошилов».
И ещё хочу обратить ваше внимание, что у бронепоездов не только номера изменялись, но и сами принципы их нумерации менялись. Только за Великую Отечественную принципы нумерации поменялись дважды.
Чтобы попробовать разобраться, зайдём издалека.
Бронепоезд №10.
В январе 1918 года в Харькове закончено формирование «1-го блиндированного военного поезда имени Брянского Совдепа». Должен был он бороться с, цитирую, «местной контрреволюцией и буржуазией». Для этого в «блиндированном поезде» имелось четыре бронеплощадки с четырьмя трёхдюймовками и одной 42-линейной пушкой (она же – 107-мм пушка образца 1910 года). И ещё, по мелочи, 18 «максимов».
Буквально сразу после окончания формирования бронепоезд отправлен против немцев и «гайдамаков». Кто такие гайдамаки в этом контексте не очень ясно – толи воинские части гетмана Скоропадского, толи петлюровцы, толи чорт его батька знае. Но там всё быстро затихло, и бронепоезд перебросили против взбунтовавшихся чехов в Кузнецк, который в то время входил в Саратовскую губернию, а ныне – в составе Пензенской области. Потом вовсе бронепоезд отправляется на Восточный фронт – против Колчака.
В сентябре 1919 года бронепоезд отзывают в Москву. Там переформировывают и переименовывают в бронепоезд №10 «Имени Розы Люксембург». («- Предлагаю следующие имена «Баррикада», «Бебелина», «Пестелина»… — Нет, назовём просто – Клара и Роза! (с) ).
Впрочем, в другом месте пишут, что ещё во время ремонта в Сормово, в январе 1919 года, бронепоезд на митинге переименовали в «Розу Люксембург». Там же он получил новую матчасть – «сормовские» бронеплощадки тип «А». На фотографиях двадцатых годов – именно они.
Как бы то ни было, потом бронепоезд отправляют в Среднюю Азию, охранять Среднеазиатскую железную дорогу. А там как раз нарисовались басмачи. 4 октября 1919 г. «Роза Люксембург» прибывает в распоряжение Туркестанского фронта.
В июле 1920 года бронепоезд сорвал попытку басмачей перерезать железную дорогу Коканд-Фергана и Андижан-Наманган, 23 августа самостоятельно атаковал крепость Кермене и вынудил ее гарнизон капитулировать. В марте 1922 года бронепоезд №10 активно участвует в борьбе с басмачами в Узбекистане. Потом его переводят в Туркменистан.
В сентябре 1922 года его вливают в бронепоезд №14.
Бронепоезд №122.
Сформирован в Брянске и отправлен в Тамбов (декабрь 1920 года). Участвует в борьбе с Антоновским мятежом (а по современному – в подавлении крестьянского восстания).
В 1921 году перебирается в Приволжский военный округ.
В начале 1922 года отправлен в Ташкент (Узбекистан), потом на станцию Каган (она же – Новая Бухара), охранял Среднеазиатскую железную дорогу, которая проходила, в том числе, и через уже знакомый нам Кизил-Арват. Только он западнее, а Каган – сильно восточнее. Потом личный состав и матчасть переданы бронепоезду №14.
Бронепоезд №14.
Сформирован в Нижнем Новгороде на основе другого бронепоезда в 1919 году.
В сентябре 1922 года на станции Эмир-Абад (она же Амир-Абад) в него вливаются бронепоезда №122 и №10.
С 01.11.1924 г. бронепоезд №14 переводится на новые штаты, и переименовывается в «Сокращённый полевой лёгкий бронепоезд №10» (Приказ РВС СССР №1444).
Правда, в другом месте о переименовании сказано немного по-другому:
«Отдельный легкий бронепоезд №14», дислоцировавшийся на станции Эмир-Абад (Среднеазиатский ВО) при переводе на новые штаты, утвержденные приказом РВС СССР №437 от 01.10.1926 г., переименован в «Отдельный легкий бронепоезд №10». Дислоцировался в г.Ашхабад (Среднеазиатский ВО), затем на ст.Кизил-Арват, всё того же Средне-Азиатского военного округа.
В реальности, видимо, за четыре года бронепоезд дважды переводили на новые штаты, и один раз – перенумеровывали. (А за два года до этого – слили с двумя другими бронепоездами). Чтобы этот момент прояснить, всё же, надо по серьёзному лезть в архивы. Судя по всему, перенумеровали его, всё-таки, ещё в 1924 году, одновременно с переформированием, а в 1926 году только перевели, в очередной раз, на новые штаты. А «второе переименование» заключалось не в смене номера, а в смене обозначения – «Сокращённый полевой лёгкий бронепоезд» превратился в «Отдельный лёгкий бронепоезд».
Как вы понимаете, этот «новый» №10 – совсем не тот «старый» №10. И, даже, не «старый» №14 или №122. Что там было с матчастью вообще неясно. Но история части, история «бронепоезда» налицо.
Поучается, музейные таблички в каком-то смысле правы. Тут вам борьба и с петлюровцами, и с басмачами, в одном флаконе. Ну и позже с гитлеровцами. Разве что закатывание в пыль тамбовских крестьян постеснялись указывать на музейной табличке двухтысячных годов. Вот только всем этим занимались разные бронепоезда, и уж точно музейные экспонаты ни с басмачами, ни с петлюровцами не пересекались.
В 1929 году, в соответствии с очередной директивой РВС СССР бронепоезд опять переводится на новый штат, включая кадр 2-й очереди для другого легкого бронепоезда.
(Про «кадр» в четвёртой главе рассказа я говорил. Но это пока ещё не тот «кадр», который в итоге, с началом войны, развернут).
Даже в более-менее спокойном 1931 году бронепоезд №10 воюет, действуя против среднеазиатских бандформирований, на участке железной дороги Красноводск-Казанджик (это в Туркменистане, нынешние названия – Туркменбаши и Берекет соответственно).
Что было дальше?
В 1937 году очередной перевод на новые штаты. Тут к бронепоезду добавили «в нагрузку» ещё и бронеавтомобилей на железнодорожном ходу (а также дрезины и «железнодорожные торпеды» — была такая штука в тридцатые разработана). И, дополнительно, был пристёгнут кадр 2-й очереди лёгкого бронепоезда №62, заменивший штат прежнего кадра.
Вот этот, новый кадр, в бронепоезд №62 с началом войны уже и развернут. (В феврале 1942 года он вошёл в состав 11-го Отдельного дивизиона бронепоездов).
А «основной» бронепоезд, на начало войны, так и оставался «Отдельным лёгким бронепоездом №10». И его дальнейшую историю проследить уже легче.
Где же тут «Красновосточник», спросите вы меня? Не знаю.
Нигде это название не встречается. Как нигде не встречается упоминание номера его паровоза – Ов-5067. Хотя много где дотошно прослежено, какой паровоз был забронирован для того или иного бронепоезда, этого номера нигде не встречается. С паровозом вообще забавно – где-то его числят изготовления 1896 года, где-то – 1905-го. Но, вроде бы, всё-таки, 1896-го, Брянского производства.
Итак, на начало войны это был Отдельный лёгкий бронепоезд №10, сформированный на станции Эмир-Абад приказом РВС СССР №1444 от 1 ноября 1924 года. Бронепоезд дислоцировался на станции Эмир-Абад, а с января 1928 года – на станции Ашхабад.
Как видите, «изготовлением в Кызыл-Арватских мастерских» с музейных табличек тут и не пахнет. Тем более – 1917-м годом.
Война началась. Что же стало с бронепоездом, четверть века болтавшимся в тёплой, ленивой, навеки застрявшей в феодализме Средней Азии?
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com