РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «КОРОЛЬ ВНЕ ЗАКОНА»
Не часто кинопроизводители балуют зрителя масштабным военно-историческим кино. Ударились в детскую нарисованную фантастику про всяких там ползуче-прыгуче синюшных супергероев. А душа-то требует. И вытребовала в 2018 году фильм «Король вне закона». Но и его в широкий прокат не пустили мракобесы-марвелы. Что ж, теперь каждый добывает это кино для себя сам. Оно стоит того, чтобы его посмотреть.
О чём «Король вне закона» и кто этот самый король? Фильм о борьбе шотландцев с англичанами в начале XIV века. Растоптанная и растерзанная армией английского короля Эдуарда I Шотландия сплачивается вокруг фигуры претендующего на шотландскую корону мятежника Роберта Брюса. Вот он и есть «Король вне закона», по пятам преследуемый англичанами.
Фильм задуман и реализован широко. Тут есть всё – и история, и подоплёка событий, и погони с драками небольших отрядов, и любовная линия «чтобы девочкам скучно не было», и масштабные батальные сцены.
Антураж богатый. Костюмы – не знаю, не специалист, но как по мне, так всё просто здорово. Правда, есть небольшое ощущение перебора с традиционной средневековой грязищей. Но она обычно находит своё оправдание в том, что в этих сценах идет дождь, порождающий грязевое болото.
Удалась авторам фильма и работа с героями. Они узнаваемы, легко запоминаемы, характерны. Характерность их, впрочем, слишком уж рельефная. Если подлец, то мерзость его ощущается во всём – в выражении лица, в словах, в интонации. Если героичен, то его не портят даже откровенно подлые поступки и преступления.
И здесь подтверждается правило, что второстепенный герой, лучше отрицательный, выходит шедевральнее главного. Король Эдуард I, которому и места-то досталось не так много, побивает своей личностью всех остальных. С самой первой сцены.
Кстати, эта первая сцена авторами, видимо, замышлялась как демонстрация своего мастерства. Девять минут непрерывного кадра. В самых разных местах, под разными углами, в разном собрании людей. От шатра короля Эдуарда и его речи перед собравшимися до вытоптанной лужайки за шатром и поединка между Робертом Брюсом и наследником английской короны.
Снято действительно круто. Камера постоянно переезжает и нигде действие не прерывается. Всё очень естественно и достоверно. Вот это я понимаю, вот это образец старой школы, когда еще могли. Видимо, и теперь могут, но не всегда и не все хотят.
Фильм начинается со сцены принесения присяги Эдуарду I покоренными шотландскими лордами. В их числе и Роберт Брюс с отцом. Чтобы приручить Брюсов англичане выдают за ранее овдовевшего Роберта молоденькую английскую аристократку.
Эта героиня наименее удавшаяся. Ее сюжетная линия введена исключительно соплей ради, «чтобы девочки не скучали». Да и сама по себе эта мисс менее всех похожа на человека из XIV века. Ну не смогли авторы не ввернуть в историческое кино современные феминистские штучки. На некоторые сцены даже смотреть противно. Хотя… на постельную сцену можно и глянуть. Не так уж плоха девочка.
Ну да ладно, благо, что эта любовная часть не определяет сценарий. Определяет его мятеж шотландских лордов. И тут, не успев помириться с английским королем, Роберт Брюс, увлекаемый событиями, начинает шагать по головам к шотландской короне.
Хотя сценаристы и навязывают зрителю патриотические самоотреченческие речи Брюса, но дела говорят за него: сначала корона, потом уж Шотландия и независимость. Без короны они ему не нужны.
И всё, с момента мятежа военные сценки следуют одна за другой. Англичане щучат банду Брюса по всей Шотландии, гоняют его как зайца. И в этом тоже есть историческая достоверность. Шотландские короли, они в XIV веке были такие. То есть мало похожие на традиционных благообразных королей в короне и мехах. Больше напоминали они вожаков бандитских шаек.
Пошла ивановская по всей Шотландии, заполыхали замки, полетели головы. Встревоженный Эдуард I посылает в Шотландию своего наследника, старого недруга Брюса – будущего Эдуарда II. Вот уж его постарались сделать максимально отвратительным персонажем. От внешнего вида до слов, от поступков, до отдельных маленьких движений.
Между прочим, некоторые ученые книжками зрители задают вопрос: а где же в фильме известная содомия Эдуарда II? Почему ее не показали?
У меня есть вариант ответа. Понимаете ли, всё дело в современных веяниях. Это как же, ввести в фильм единственного содомита да еще выставить его крайне отрицательным героем? Это что же, камень в огород всех содомитов, тогдашних и нынешних? Нет, так дело не пойдет, лучше уж вообще объехать этот пункт стороной.
И вот, под финал две армии – малая шотландская и большая английская – сходятся в самой масштабной за весь фильм схватке. И это действительно самый выдающийся момент фильма «Король вне закона». Авторы понижают уровень пафоса и показывают тот масштаб столкновения, который реально имел место. Не бесконечные ряды противоборствующих солдат, а именно несколько сотен человек с одной стороны и несколько тысяч с другой. При взгляде с высоты квадрокоптера всё выглядит таким упрощенным и обыденным, что веришь: да, именно так и происходили средневековые схватки.
И всё в этой схватке было бы хорошо, не зайди сценаристы слишком далеко в символизме. Эта финал-баттл между Робертом Брюсом и Эдуардом II с последующей нелепой развязкой, может быть, и имеем высокий уровень символизма, но так бьет по реализму, что даже больно. Ну да, если посмотрите, сами поймете, о чем я.
Посмотрите обязательно. Редкое по масштабу съемок и качеству сценария историческое кино. Каждый фильм как событие. И «Король вне закона» тоже вполне себе событие.
7 из 10
PS. Меня могут спросить: эй, а как же сравнение с «Храбрым сердцем»? Да никак, посмотрите и сами сравните.
PPS. Эх, им бы этот фильм выпустить накануне голосования по поводу отделения Шотландии от Великобритании. Да чего теперь уж…
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра